Слово плоть в многоразличных смыслах употребляется в Св. Писании. Иногда оно означает всего человека, поколику т. е. он состоит из тела и души, как: Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), и еще: и узрит всяка плоть спасение Божие (Лук. 3, 6). Иногда означает грешников и людей плотских, как: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во веке, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Иногда оно поставляется в смысле грехов, как: вы же несте во плоти, но в дусе (Рим. 8, 9), и опять: плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление не тления наследуют (1 Кор. 15, 50). Иногда употребляется в смысле родства и близости кровной, как: се кости твоя и плоть твоя мы есмы (2 Цар. 5, 1); и у апостола: аще како раздражу плоть мою, и спасу некия от них (Рим. 11, 14). Будем же искать, в каком из сих четырех значений должно принять нам здесь слово плоть. Очевидно, что в нашем месте оно не может стоять в том смысле, в каком положено в словах: Слово плоть бысть, и: узрит всяка плоть спасение Божие; равно и в том, в каком в словах: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во веке, зане суть плоть; потому что, когда говорится: плоть похотствует на духа, дух же на плоть; то здесь слово плоть не означает человека грешника всего вдруг, как там, притом и речь идет здесь не о существах, а о действиях, кои
– 229 –
борются в одном и том же человеке – то вместе, то раздельно в некотором преемстве.
– 230 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Даниил авва. Слово плоть не в одном значении принимается // Иоанн Кассиан. Писания. – Сергиев Посад, 1993, с. 229-230 (Собеседования Египетских подвижников. 4. Гл. 10).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 20.12.2011.