. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Авраам авва. О тричастной способности души и ее врачевании (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Авраам авва.

    /О тричастной способности души и ее врачевании/

     

    ГЛАВА 15-я.

    Ответ о тричастной спсобности души.

     

    А в р а а м. У всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений. Это доказывается иногда примером телесных болезней, у которых хотя одна бывает причина, но по качеству больных членов они разделяются

    – 618 –



    на разные роды недугов. Ибо когда вредная влага займет крепость тела, т. е. голову, то производит головную болезнь; когда упадает на уши или глаза, то обращается в болезнь ушей и глаз; когда разольется во все члены до оконечностей рук, то называется болезнь членовая и хирагра; а когда стечет к оконечностям ног, то называется подагрою; одна и та же по происхождению вредная влага различается столькими названиями, сколько частей членов занимает. Также, переходя от видимого к невидимому, мы верим, что в частях и (так сказать) членах нашей души бывает всякий порок. Так как все мудрецы различают в душе три потребности, то и недугом каким-нибудь повреждается или разумная, или раздражительная, или вожделеющая часть. Когда какой-нибудь из этих способностей овладеет вредная страсть, то от причин ее дается имя и пороку. Ибо если разумную часть поразит язва пороков, то произведет пороки тщеславия, возношения, зависти, гордости, предрассудков, ереси. Если поранит раздражительную способность, то породит ярость, нетерпеливость, печаль, уныние, малодушие, жестокость. Если повредит вожделеющую часть, то произведет чревобесие, блуд, сребролюбие, скупость и другие вредные земные пожелания.

     

     

    ГЛАВА 16-я.

    Повредившуюся разумную часть души надобно врачевать.

     

    И потому, если хотите узнать источник и начало этого порока, знайте, что повреждена разумная часть вашего духа и души, от которой обычно происходят пороки предрассудков или тщеславия. Потому этот, так сказать, член души вам надобно сначала врачевать правым рассуждением и добродетелью смирения; при повреждении его, когда думаете, что вы не только достигли уже верха совершенства, но можете и других учить, и признаете себя способными и достаточными к научению прочих, — через возношение тщеславия, которое открыло ваше исповедание, вы увлекаетесь в суетное странствование. Страсти эти вы можете без затруднения отсечь, если, основываясь на смирении и истинном рассуждении, как я сказал, с сокрушением вашего духа научитесь, как тяжело, как трудно каждому из нас спасти свою душу, и если с искренним расположением сердца сознаете, что вы не только далеки от возможности учить, но и сами еще имеете нужду в помощи учителя.

    – 619 –



     

    ГЛАВА 17-я.

    Слабейшая часть души первая подвергается дьявольским искушениям.

     

    Итак, этому члену или части души вашей, которая особенно уязвлена, как мы сказали, приложите врачевство истинного смирения. Поскольку она, как видно, слабее в вас прочих сил души, то необходимо первая и подвергается дьявольскому искушению. Как обыкновенно бывает в человеческих телах, когда приключаются какие-нибудь недуги, происходящие или от случающегося утруждения, или от вредного влияния воздуха, — слабые части прежде чувствуют и подвергаются этим недугам; и когда болезнь особенно поразит их, то заражает тою же язвою и прочие части тела; так и душа каждого из нас, как бы при веянии заразительного дыхания пороков, необходимо искушается особенно той страстью, в отношении к которой более нежная и слабая часть ее не так сильно противится сильным подстреканиям врага и подвергается опасности пленения от тех, которым неосторожная стража отворяет вход для более легкого предательства. Так Валаам, на известном основании заключая, что народ Божий может быть обольщен, дал совет — расставить ему гибельные сети с той стороны, с которой, как узнал, сыны Израиля слабы, не сомневаясь, что по доставлении множества женщин они тотчас впадут в блуд (Числ. 25, 1-3, 31, 16. Апок. 2, 14), потому что знал, что вожделевательная часть души их растлена. Таким образом каждого из нас злые духи хитрой злокозненностью искушают, расставляя коварные сети особенно тем расположениям души, в которых замечают болезнь ее; наприм., когда видят, что разумные части нашей души повреждены, усливаются обольстить нас в том порядке, в каком, по свидетельству Св. Писания, царь Ахав был обольщен Сириянами, которые говорили: мы слышали, что цари дома Израилева, цари милостивые. Возложим вретища на чресла свои, и веревки на головы свои, и пойдем к царю Израильскому, и скажем: раб твой Венадад говорит: пощади жизнь мою (/3/ Цар 20, 31. 32). Он, тронувшись не по истинному благочестию, а суетной похвалой милосердия, говорит: разве он жив? Он брат мой. Подобно этому и нас, обольщенных погрешностью разумной части, доводят до того, что впадаем в оскорбление

    – 620 –



    Бога там, где думали получить награду за благочестие, и с подобным укором нам будет сказано: поелику ты выпустил из рук своих человека, достойного смерти, то душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа (ст. 42). Или когда нечистый дух говорит: выйду, и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (3 Цар. 22, 22), то, без сомнения, через разумную способность, о которой знал, что она открыта для смертоносных наветов, расставляет сети обольщения и смерти. Так и Ирода через раздражительную часть души хитрейший враг подстрекнул к избиению стольких младенцев от того, что знал, что эта часть в нем была больше повреждена. Это думал тот же дух и о Господе нашем, когда искушал Его в этих трех расположениях души, в которых, как знал, пленяется весь род человеческий, однакож ничего не успел в хитрых наветах: он искушал вожделевательную часть духа Его, говоря: скажи, чтобы камни сии сделались хлебами; искушал раздражительную часть, когда старался подстрекнуть Его к желанию власти над настоящим веком и к желанию царств этого мира; разумную часть искушал, когда говорил: если Ты Сын Божий, бросься вниз (Мф. 4, 3-9). В этом обольщение его не имело никакого успеха, потому что по своей догадке, которую имел по ложному мнению, не нашел в Нем ничего поврежденного. Потому никакая часть души Его, искушаемая наветами врага, не соглашалась с ними. Ибо вот, говорит, идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Иоан. 14, 30).

    – 621 –



     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Авраам авва. Ответ о тричастной способности души // Иоанн Кассиан. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 618-621 (Собеседования Египетских подвижников. 24. Гл. 15-17).

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.12.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .