Только что выслушали мы сына Громова Иоанна [3], вернее же – Святого Духа, Который рыбаря и ремесленника соделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов. Они (Святой Дух и Иоанн Богослов) поведали нам великую и продолжительную беседу Господа, которою Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии [4], отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзаконного и мало по малу приводя (их) к Новому Завету из Ветхого, как прежде – из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его собственное существование превечно и всегда соединено с Отцом, и громко и ясно говорил глухим: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иоан. 8, 58), – они, не поняв смысл этого изречения и не доказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смертоубийственные руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не униженно как либо, но по божески: Тот, Который стоял среди них и был в руках у них [5], (вдруг) сделался невидим, и Споривший с воспламененными от гнева (иудеями) скрылся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, – подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроется в какой либо чаще и незаметно уйдет (из нее), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники.
Я же, хотя впрочем и худой слуга, не забываю однако ж того, что раб есмь и что лежит долг на мне восстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутствующим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: преступные! вы бросаете камни в своего Благодетеля? [6] бросаете в Камень избранный и драгоценный, о Коем вам пророчествовал Исаия? (Ис. 28, 16) бросаете в Камень духовный, отторженный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас божественный Даниил? (Дан. 2, 44) бросаете камнями в Краеугольный Камень (1 Пет. 1, 6), соединяющий две стены Ветхого и Нового Завета? ибо если вы и не уверуете, то может Бог от камней этих воздвигнуть чад Аврааму (Матф. 3, 9), то есть собрать Христу народ особенный (Тит. 2, 14) [7], из язычников и необрезанный, о коем и приял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что благословятся о тебе все племена (Быт. 12, 3). Неизреченным знанием [8] Своим видя будущее, Бог в качестве чад Начальнику веры уделил всех имеющих уверовать впоследствии; ибо уже тогда созерцал восстание евреев, зрел камни и лжеименных сынов считал лишенными наследства. Когда же, возвещая им истину словом, не убедил их к благочестию, то, находясь среди них, скрылся от их взоров и, присутствуя, не был доступен зрению их, дабы таковым чудотворением привлечь их [9] к признанию того, что Он есть Христос [10] и Бог старейший Авраама (см. Иоан. 8, 58). Итак внемлите, говорит, о истинно слепые и несмысленные! Кто Сей и присутствующий с вами, и не видимый? Нe Тот ли, быть может, это, Кто и с Моисеем говорил, хотя и не был видим? [11] ибо тогда видны были огонь и купина, оба безгласные, и однако ж был слышен глас, и слово давало наставление, и верно предрекалось будущее. Ведь ум имеющим должно узнавать личность по сродству дел.
Так как евреи оказались столь неразумными и бессмысленными, то Господь наш и Спаситель, как некий врач заботливый [12] и премудрый, если болезнь не поддается первому опыту, обращается к другому способу лечения. Духовно слепых Он хочет исцелитъ при помощи встреченного по пути слепца, который страдал слепотою не вследствие какого-либо случайного повреждения, но из чрева матери явился на свет с таким прирожденным недостатком.
Увидав человека (слепца), Он остановился и был готов к исцелению, превышающему человеческий разум [13] и искусство. Ведь врачебная наука занимается исследованием тех болезней, которые по каким-либо обстоятельствам приключаются в последствии времени уже после того, как природа окончит рождение живого существа и произведет оное на свет. Лечение же какого-либо прирожденного телу порока она не выдает за свое дело, – а также впрочем и не всех вообще болезней, приключающихся в последствии. Свидетели сего – те из людей, которые искалечены и которым ни один врач не восстановил недостающих членов. Посему и ученики, почувствовав жалость к страданию и взирая на человека, не вкусившего наивысшей сладости (от видения) света, суетно любопытствовали о причине бедствия и не очень искусно вопрошали Господа: по собственной ли вине или за грехи родителей он родился на свет таковым? В том и другом случае вопрос этот заключает в себе нечто достойное порицания: ибо ни за родителей [14] не был бы осужден он, так как Бог не наказывает одного за другого [15], – ни за собственные грехи [16] он не нес наказание, хотя и родился слепым, – ведь никто не грешен прежде рождения. Итак, хотя любопытство [17] и не очень одобрительно, но мы должны узнать, какъ Истина, Господь наш, ответила на вопрос. Порок сей (говорит Он), о ученики, не есть воздаяние за грехи, но уготовление будущего домостроительства, дабы [18] Считавшийся обыкновенным человеком совершил вышечеловеческое, – дабы Создатель всяческих, после первого творения, обрел и теперь побуждение к деланию, – а также чтобы из частного удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просветятся же очи не видящие, дабы Солнце правды освещало души неразумных! Да совершится чудное дело и создадутся взоры, дабы восстающие узнали, что Называемый сыном Иосифа, если был истинным сыном плотника, мог исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отделившиеся от связи, или делать подпоры к сломавшейся балке [19], – то часть человека, и часть прекраснейшую, образованную природою с особенной тщательностью, а именно глаз, не был бы в состоянии сотворить кто-либо другой кроме Того, Кто с первоначала имеет власть над природою.
И если кто пожелает обратить особое внимание на человеческие члены, тот в этой, преимущественно, частичке тела усмотрит всесильную и разнообразную премудрость Бога, показавшему такое великолепие искусства в столь малом очертании частички и члена (тела). Ему, во-первых, сообщена какая-то прелесть, он приятен и немясист, так сказать, при нежности имеет твердость и при слабости силен. Он, потом, украшен разнообразными цветами: так средина его имеет очертание (окраску) черного цвета, – и не все однообразное, но состоящее из соединения нескольких различных кругов, причем его центр и средина имеет более темный цвет [20], внешняя же окружность переходит отчасти в золотистую окраску; совне вокруг нее облегает белок, светлый и прозрачный, не чисто лишь белый, но имеющий некоторый кристаллоподобный и прозрачный вид; глазное яблоко окружено красноватым цветом, чем придается приятность белому и черному. Кроме того он, при своей плотности, столь прозрачен и гладок, что отражает образы приближающихся к нам и как бы верное зеркало отпечатлевает черты беседующих с нами, почему самый центр его окружности и называется зрачком (κόρη), так как всегда показывает человеческий образ противо (стоящему и) смотрящему. Как смотрящему в зеркало невозможно тотчас же не отразить в материи свои черты, так и лицом к лицу стоящему с человеком – не начертать в глазу свой образ. Так смотря один на другого, люди бывают зеркалами друг друга.
Итак, достоин удивления между созданными предметами глаз. Ведь он и Бога мне открывает, точно узнавая всю тварь и от дел показывая художника. От видимого он изъясняет [21] невидимое. Посредством него я имею знание о солнце, постиг устройство неба, узнал красоту звезд и основание земли, природу моря, – различие семян, разнообразие растений и различные виды цветов, – мрак тьмы и блеск света и вообще все, что Бог, создав, одобрил (Быт. 1, 31). Итак, если бы не существовало глаза, тварь состарелась бы без свидетеля, так как не было бы никого, кто созерцал бы пребывающую в ней премудрость Божию и силу.
Ради, такого-то чудного устройства зрения и теперь (т. е. у слепорожденного) глаза были созданы внезапно, дабы мы отложили низменные, от плоти [22] являющиеся в нас, мысли о Единородном, великолепием дел (Господа) изгоняя из души, всякое малоприличное (Ему) и низменное мнение (о Нем); но чтобы узнали мы, что блаженный свет и красоту божества принял (в себя) глиняный сосуд, служа нам светочем на подобие светильника. Сам единолично совершает Господь исцеление, – и Тот, Кто повелением Своим устроил весь мир (Быт. 1 гл. ср. Псал. 148, 6), Кто двумя краткими изречениями исцелил расслабленного (ср. Матф. 9, 2; Марк. 2, 5; Лук. 5, 24; Иоан. 5, 8), теперь для чудотворения употребляет не слово только одно, но и устами и руками и многими другими средствами исцеляет [23] слепоту, дабы посредством этих действий тем более твердую веру внедрить неверующим. Он плюет на почву и из слюны делает брение, пользуясь для исцеления землею с той целью, чтобы показать, что из той же персти, из которой в начале образовано все тело [24], теперь созидается и остальная часть (глаза). Слюною же исправляет его (тело) и соединяет рассеянную и чуждую связи персть, дабы ясно показать нам, что силою уст Своих Слово устроило все, ибо Словом Господа небеса утверждены и Духом уст Его вся сила (все воинство) их (Псал. 32, 6).
А может быть и для того плюновением исцеляет, чтобы поразить страхом тех, кои не много после имели бесчинствовать оплеваниями, – и однако ж не остановил (этим) дерзость неистовствующих, но подвергся многим оплеваниям Тот, Кто совершил таковое (исцеление) посредством плюновения. Так проявляет Он творческую силу первого [25] достоинства. Повелением же омыться в купальне Силоама Он открывает нам спасение посредством воды, которое всем посланный Силоам даровал; ибо тогда мы хорошо видим, когда очищаемся таинственной водою, – тогда осиявает нас свет благодати, когда сила крещения смывает грязь и нечистоту грехов. И все, кои омываемся заповедью Силоама, видим духовный свет, который просвещает всякого человека грядущего в мир (Иоан. 1, 9). Какое чудо и сколь великая сила! Немного пред тем бывший слепым вышел из купальни, имея украшение на лице в прибавлении глаз и правильно взирая на солнечные лучи. Событие это поразило соседей и знакомых (слепца). Смутил новый способ лечения. Зрячим этот человек ходит по городу, дабы все видели новое и чудесное дело, совершенное [26] Родившимся в Вифлееме, – тем малым Младенцем, Который был повит пеленами в яслях; ибо это и было тем, что заставляло Иудеев не верить божеству.
Обратите же, несмысленные и грубые сердцем, внимание на бывших от века людей. Начав с Адама, исследуйте всех по порядку: найдете ли, чтобы бывшее ныне случилось и на других, или чтобы какой-либо век имел пример такого исцеления. И опять, при осмеянии Господа моего, выставляйте на вид, что Он – Плотников Сын (Матф. 13, 65; Марк. 6, 3 и др.), Которого братья вам известны, Которого дом вы знаете, – исчисляйте все стороны Его уничижения, соревнуйте в этом, распространяйте великое бесславие свое. Но если ничего такого человек не соделал и ни века не знали рассказа о подобном чуде, то, осудив свое невежество, возведите наконец очи свои к истине, – омойтесь и вы в Силоаме, чтобы не умереть в слепоте.
Однако ж это все не имело для них никакого значения. Слово не научило их, дело не вразумило, сила чуда не склонила. Совсем напротив, по слепому неразумию, они многочисленными способами пытались скрыть и осмеять (чудо), хотя злодейство их обращалось против них же самих. Чем более они не верили и допросами старались извратить (правду), тем более подтверждалась истина. С ними случилось то же самое, что и с зверями, которые, будучи ранены кем-либо и пока еще не все острие вошло в их чрево, стремительным натиском своим на человека вгоняют в себя самих всю сталь (орудия).
Сначала они стараются дознать: тот ли это самый слепец и не выдан ли за него другой? Но это ясно засвидетельствовал человек тот и рассказал в порядке об исцелении, – и о том, что брение намазано было как лекарство от слепоты и что купальня, смыв брение, доставила зрение. Об этом распрашивали соседи и поучались, исследовали Фарисеи и узнали [27].
В качестве второго ухищрения для отрицания совершившегося чуда была предпринята попытка доказать, что не Христос совершил исцеление. Поелику же человек (исцеленный) громко называл Спасителя, исповеданием и проповедью воздавал благодарение и всем указывал Благодетеля: то, с закрытыми устами и помутившимся умом, не зная что делать, возвращаются снова к болезни [28] и оказываются точными исследователями каждой частности, – не для того, чтобы подтвердить совершенное чудо, но дабы получить откуда либо опровержение чуда и, устроив какой-либо коварный обман, отвратить верующий народ от увлечения. Это верх порочности! – сражаться против истины, не поклоняться Творящему все [29], но подвергать Благодетеля поруганию, – не удивляться силе, но пытаться унижать чудесные дела. Убедитесь же, Фарисеи, и от родителей, что человек этотъ рожден с слепотою, – и опять обратитесь к слепцу, во второй и третий раз, получая от него удостоверение в злых начинаниях и кознях своих. Но если не успеете в первой попытке, переходите ко второй, – не успеете во второй, переходите к третьей, – от третьей к следующей. Делайте извороты коварной лисицы, – и все таки вас везде окружают сети истины, нет никакого выхода из чуда. Впрочем не оставляйте своих ухищрений и тките паутину, устрояя козни, хотя и разнообразные, но немощные и бесполезные.
Отечественный это недуг ваш. Неверных отцов таковые же дети (вы). И те таким же образом относились к чудесам в Египте. Необычайным способом и вопреки ожиданиям они спасались от войн, – и не верили Дающему Спасение. Кормились пищею, превосходящей природу, – и были неблагодарны больше голодающих (Исх. 16, 13). Получали манну с неба посылаемую (Исх. 16, 21), – и тужили по зловонию египетского чеснока и лука. Во время дня осеняемы были столпом облачным, дабы не страдать от жары солнечного луча, и столпом огненным освещалась ночью, получив кроме луны другое, новое и превосходнейшее, светило (Исх. 13, 21), – но, как бы совсем не замечая божественной силы, они таким образом усиленно требовали себе новых и возвышенных богов, когда Моисей, задержанный немного на горе при сообщении (ему) закона, замедлил возвращением. Вы истые наследники неразумия тех, не возлюбили закон, ненавидите благость, нуждаетесь в начальствовании жезла не миндального, а железного (Псал. 2, 9 ср. Апок. 2, 27; 19, 15; Иер. 1, 10-12).
Вы видите человека, перешедшего (от тьмы) к свету, доселе проведшего долгое время жизни во тьме, с бездейственными взорами, путеводимого чужими глазами, ежедневно сидевшего пред храмом, всем дававшего знать о своем несчастии, дабы многих привлечь к милосердию, имеющего город свидетелем своего недуга, смотрящего теперь и быстро исцеленного, не составом разных лекарств и не сечением стали, но одним брением, составленным посредством слюны (из персти): как же не поражаетесь, не изумляетесь, не бросаетесь на землю и не поклоняетесь Тому, Кто создал очи из земли, – не чтите божественную силу! Неужели терзаетесь завистью и имеете соревнование к Богу, как бы к своему сопернику по искусству, – как бы художники к художнику, как бы единоплеменники к равному себе!
Читая ветхозаветные книги, которые написаны были для домостроительства о народе и которые сообщают сведения о правлениях царей и историю о них, – вы благопослушно принимаете, что говорится о каждом. Так и Моисея едва-едва не считаете за бога, благоговеете пред Елисеем, восхваляете учителя его Фесвита, – и всех святых каждого века, наделявшихся силами от Бога и совершавших великие и славные дела, вы сравниваете почестями с ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь против древних, не отвергаете преданий (рассказов) отцов, хотя люди обыкновенно не очень легко доходят до веры в то, что они слышат. А что в последние времена (т. е. ныне) глазами (своими) видите на глазах (бывшего слепца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухом, – против этого коварно и бесчестно злодействуете, попирая пророчества и отвергая исполнение предсказаний. Ведь о том, что видно теперь на опыте, еще за долго прежде возвестил Исаия такими словами: вот Бог наш суд воздает и воздаст; Он придет и спасет нас: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит как олень и язык гугнивого будет ясен (Ис. 35, 4-6). Это – речения не Петра и Иоанна, не кого-либо из новых и подозрительных (для вас) лиц, чтобы, заподозрив радостное предсказание, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Фекуита (Исаию) признаете сыном Амоса [30], – пророком, чадом пророка, – мужем, родом Израильтянина, – главою подзаконного водительства. Богу же слава, держава, честь – ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Примечания:
[1] Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex'a Soguierianus'a и по выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250, not. 37.
[2] εκ κοιλίας – от чрева, вместо Иоан. 9, 1: εκ γενετης – от рождения.
[3] Марк. 3, 17.
[4] Т. е. единоипостасности божества.
[5] ψηλαφώμενος – букв.: будучи осязаем.
[6] Cod. Seg. прибавляет: "ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?"
[7] περιούσιον ср. Исх. 19, 5.
[8] γνώσει,, Cod. Seg. προγνώσει.
[9] αυτούς, но Фотий читает; αυτου – чудотворением Его (т. е. Христа).
[10] Так у Фотия; в Cod. Seg. Θεός.
[11] και μη φαινόμενος; y Фотия: και φαινόμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: και μη βλεπόμενος και φαινόμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3, 4.
[12] Cod. Seg. прибавляетъ: "и вместе".
[13] ανθρωπικου λόγου, Фот. ανθρωπίνης σοφίας – человеческую мудрость.
[14] У Фотия прибавлено: "ни в чем не будучи повинен".
[15] Ср. Иез: 18, 20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5, 9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно-сознательное причастие детей унаследованным от отцов греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23, 29-35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцов своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников.
[16] У Фотия приблвлено: "еще не явившийся на светъ".
[17] πτέσις, Cod. Seg. πευσις.
[18] Cod. Seg. прибавляетъ: "дотоле".
[19] Cod. Seg. прибавляет: "или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла".
[20] το βαθύτερον, Cod. Seg. приб. και μελάντερον – и чернее.
[21] У Фотия прибавлено: "душе".
[22] εκ της σαρκός – от плотского суемудрия.
[23] Cod. Seg. приб. "теперь".
[24] τò ζωον, собст. животное.
[25] Т. е. божественного.
[26] Cod. Seg. добавляетъ: "Иисусом, родившимся".
[27] Чтение: και επείθοντο – и уверялись, убеждались – может быть принято только в отношении к удостоверению фарисеев в тождестве личности слепца, но в отношении к совершению чуда оно неудобно, ибо не соответствует евангельскому повествованию. Редактор издания у Миня готов подставить отрицание ουκ – и не верили (col. 260, n. 51). Мы же находим более естественной и легкой поправку: επύθοντο, как параллель και εμάνθανον.
[28] Cod. Seg. добавляет: "к исследованию болезни, – стараются дознать: от рождения ли он слеп, и расспрашивают родителей этого человека".
[29] Cod. Seg. приб.: "это".
[30] Ср. Ам. 1, 1 и Ис. 1, 1; 2, 1; 37, 2; 38, 1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, – ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV – Hieron. t. VI, – col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде (אמוץ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, – а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех (עמום) и означает: pbpulus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: Άμώς.
Публикация:
Астерий Амасийский св. Слово о слепом от рождения // Богословский вестник. 1894, № 5, с. 169-182 (пер. с греч. и примеч. М. Д. Муретова).
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.10.2013.