Новая книга Н. О. Лосского гораздо более является "Введением в метафизику", чем характеристикой "типов мировоззрений". Хотя в книге и проходят перед читателем различные мировоззрения, но по существу всюду и во всем торжествует лишь то мировоззрение, которое защищает сам Лосский, – а все остальное – это своеобразные "ереси", анализом и выправлением которых занят наш автор. В качестве "введения в метафизику" с тонким, изумительно ясным и прозрачным анализом разных "ересей", какими для Н. О. Лосского являются мировоззрения иного типа, чем его, – книга его заслуживает самого широкого распространения. В ней есть немало нового (сравнительно с другими книгами Н. О. Лосского), особенно ценны страницы, посвященные проблеме материи. Заметим, однако, тут же, что как раньше, так и ныне Н. О.
– 107 –
Лосский толкует материю в духе учения Лейбница, т.е. чисто спиритуалистически. Остроумно и глубоко все то, что пишет Н. О. Лосский в частях, посвященных проблеме материи, а все же материя для него не есть подлинное бытие, она существенно связана с "неправдой", царящей в сфере "психоматериального" бытия. В замечательной (хотя и чрезвычайно спорной) своей статье "О воскресении плоти" (Путь № 26) Лосский дает такое толкование материи (в связи с проблемой воскресения), которое доводит до последних границ спиритуализм. Если к этому прибавить, что Лосский превосходно ориентирован в современном естествознании, то будет ясно, что его спиритуализм предстает в очень убедительной форме. И все же досадно и неприятно, что его система не может справиться с проблемой материи – это порог, у которого останавливается интуиция Лосского, материя ему "мешает" и он упрощает проблематику бытия, чтобы построить стройную систему.
Что касается вопроса о "типах" мировоззрения, то та классификация, которую строит Лосский, настолько искусственна, что никакого отношения к реальным вариантам в философских построениях она не имеет. Первая часть книги Лосского мало связана со второй, где Лосский следует обычному делению, принятому в введениях в философии. А между тем проблема философской типологии имеет очень большое значение, не как основа классификации систем, а как "естественная история" разума в его имманентной диалектике. Мне кажется, что всякий схематизм в учении о типах мировоззрений подходит к проблеме типологии "сверху" – отвлеченно и не считаясь с психологией философского творчества. В творческой психологии лежат основные и определяющие мотивы, из которых, в порядке диалектики идей, вырастают затем различные индивидуальные "структуры". Вообще первой задачей типологии философии было бы описание различных типов мировоззрений – что собственно до сих пор и делалось, но недостаточно. Наличность различных типов мировоззрений требует, конечно, своего объяснения, – но простота и четкость исходной схемы не затрагивает часто реального многообразия философских построений. Я вообще не думаю, что дальше описания различных типов мировоззрения мы сейчас можем пойти – главным образом потому, что психология философского творчества остается до сих пор мало исследованной. Как ни заманчива задача дать тем, кто приступает к изучению философии, классификацию философских систем, но неизбежно получается здесь то, что мы находим у Лосского: все системы у него объяснимы в своей внутренней логике из его собственного мировоззрения. Как ни объективен Лосский,
– 108 –
как ни стремится он к философской учтивости в отношении к другим построениям, а все же многое выпадает – и притом безнадежно – из его обзора.
Философию нередко сближают с искусством – и это справедливо в том отношении, что философия интимно и глубоко связана с личностью философа, с историей его души. Понять философию внелично и безлично, в голой диалектике идей не удается и для введения в философию не менее важны расхождения философов в принципах, как и вся живая совокупность тех особенностей, которые определяют интуиции и искания, достижения и построения отдельных философов.
Литературные достоинства книги Лосского, насыщенность богатым и свежим содержанием, рассыпанные всюду тонкие и глубокие замечания – все это делает книгу Лосского интересной и для специалистов. Рекомендуем ее читателям – они не пожалеют, прочитав внимательно новый труд нашего выдающегося философа.
В. В. Зеньковский.
– 109 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Зеньковский В. В. /Рецензия/ H. О. Лосский. Типы мировоззрений. Введение в метафизику. 1931 г. // Путь. № 32. 1932, с. 107-109.
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2018.