Наиболее общее определение морали, которое дают современные
философы, звучит как совокупность ценностей и норм, ориентирующих
человека на идеал единения с другими людьми. Это определение
является весьма конструктивным с точки зрения сравнения нравственных
идеалов различных мировоззренческих систем. Этический идеал
Православия – жертвенная братская любовь, не только к близким своим,
но и к врагам, в случае его действительной реализации в социальных
отношениях, гораздо более тесно объединит людей, чем этика
справедливости, или этика свободного развития личности и достижения
успеха, характерные для нравственных идеалов гуманизма.
Факт возникновения негативной реакции у людей в ответ на нарушение
идеала справедливости стал предметом исследования философов и
врачей-психиатров и получил название «ресентимента». Это явление
исследовали Макс Шелер, Карл Ясперс. Ресентимент – негативное
психическое состояние, эмоциональная, реактивная составляющая
которого содержит посыл враждебности - интенсивное переживание и
последующее воспроизведение негативной ответной реакции на другого
человека. Важнейший исходный пункт в образовании ресентимента –
импульс мести в ответ на нарушение справедливости (в том виде как ее
понимает сам человек). Результатом является враждебное отношение к
другому человеку, желание мстить, т.е. фактически разрушение
социальных связей, разрушение чувства единения, единства с другими
людьми.
Христианский этический идеал, помимо общей заповеди о любви,
раскрывается и в других конкретных заповедях: «люби врагов твоих» и
«если ударят тебя по правой щеке – подставь левую». Эти заповеди и
направлены на устранение ресентимента, являясь по сути дела
профилактикой возникновения негативной эмоциональной ответной
реакции у потерпевшего, на воспитание у него более сильной позиции
любви и прощения. Чувство мести рассматривается в Православии как
грех, в котором необходимо каяться. Наоборот, в этике справедливости
– чувство желания мести - законное чувство, которое ищет своего
удовлетворения в действиях, направленных против обидчиков.
Разрушение традиционных нравственных идеалов Православия
прослеживается в результатах эмпирического исследования. Проводилось
психодиагностическое обследование студентов-медиков (208 ч.), в
котором исследовались взаимосвязи нравственной направленности
личности (при помощи методики «Друг-советчик») с другими личностными
характеристиками.
Суть методики «Друг-советчик» (авторы: Веселова Е.К., Черняева С.А.)
состоит в том, что студентам предлагаются для разрешения ситуации,
каждую из которых можно рассматривать как ситуацию морального
выбора. В набор включены ситуации, основанные на заповедях Моисея,
на новозаветных заповедях милосердия и других общепринятых моральных
нормах. Результаты были подвергнуты факторному анализу. Выделенная
факторная структура, на наш взгляд, отражает наличие отдельной
личностной структуры, ответственной за регуляцию нравственного
поведения.
Получилось, что выраженная агрессивность и маскулинность, следствием
которых является стиль поведения «жесткой направленности на успех
любой ценой» и формирование типов психологических защит,
способствующих формированию «образа врага» в конфликтных ситуациях
общения («проекции» и «замещения») и «интеллектуализации» как
способа борьбы с иррациональной частью своей совести - связаны с
установкой на возможное нарушение моральных норм в случае личной
выгоды. Здесь очевидна ориентация на этику справедливости и успеха.
Самое печальное, что у таких людей исчезает понимание абсолютности
соблюдения моральных норм. И не просто моральных норм, а
естественного нравственного закона и христианской заповеди любви. В
этом можно видеть проявление ресентимента - враждебной
ненаправленной агрессии, причиной которой является разрыв отношений
с Богом, отвержение Его заповедей и практики церковного покаяния.
Первоначальный файл с сайта pokrov-forum.ru.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 05.03.2011.