Концепция человека В.И.Несмелова (1863-1937) - философа, психолога и богослова, профессора Казанской духовной академии, отличается гармоничным сочетанием глубоких философско-антропологических оснований с тонким психологизмом. Ее уникальность заключается в том, что автор осуществляет анализ наиболее сложных экзистенциальных проблем человека в эсхатологической перспективе, логически и психологически увязывая такие разномасштабные категории, как цель мирового бытия и смысл жизни отдельного человека.
Академическая православная антропология, наиболее ярким представителем которой, является В.И.Несмелов, появилась в России в конце Х1Х - начале ХХ века, как научно-философская реакция противодействия социально-политическому и естественно-научному нигилизму и скептицизму. В этот период пошатнулись и явно изменились основания христианской веры в массовом сознании людей. Такими основаниями во времена религиозного процветания России являлись истины христианского откровения, заключающиеся в священном писании и Священном Предании, преподававшиеся Церковью как истины веры, которые должны были усваиваться не только разумом (рационально), но и как истины деятельности, формирующие волю человека, его способность к осуществлению христианских идеалов в жизни. Образцы жизни по заповедям всегда существовали на Руси, воплощаемые жизнью христианских подвижников - в монашестве и в старчестве. Однако эти образцы святости, существуя рядом, параллельно со светской и научной жизнью общества, постепенно уходили из массового сознания как идеалы жизни, которым надо следовать. Русская научная интеллигенция немало потрудилась над разрушением благоговейного отношения к этим идеалам. В результате этого процесса к концу Х1Х века догматы христианской веры перестали быть твердыми мировоззренческими аксиомами, психологически не вызывающими сомнений у верующих. Если до естественно-научной революции еще оставался перевес истин веры над истинами науки, то после ее окончательной победы, эти истины были поколеблены в сознании большинства людей. По этой причине появилась потребность в новом обосновании христианских истин.
Именно поэтому существенной особенностью метода В.И.Несмелова является вынесение “за скобки” богословских проблем сотворения мира, тварности человека, всегда занимавших важное место в христианской антропологии. Признавая тварность в качестве объективного фактора, обусловливающего фактическое, но не смысловое, содержательное существование мира, он рассматривает человека, который, рождаясь в мире, субъективно лишенном всякого смысла, должен сам, через процесс познания, найти и придать смысл своему существованию и существованию окружающего его мира [1].
Исходным пунктом рассуждений В.И.Несмелова является формулирование им конечного смысла создания Богом мира и человека. Он предполагает, а затем логически доказывает, что таким смыслом является нравственное желание Бога раскрыть в чувственном мире Свои вечные божественные совершенства, а назначение человека в мире состоит в том, чтобы “явить собой живой образ Бога”. Это означает, что человек не просто должен знать, что Бог есть, а должен жить “как в присутствии Бога”. Поскольку цель мирового бытия заключается в том, чтобы оно служило откровением безусловного бытия (Бога), то, рассуждает В.И.Несмелов, мировой процесс должен быть религиозным процессом. Религия, по его определению, заключается в том, что человек “как бы видит и слышит Бога в мире” и, вследствие этого, “живет в присутствии Бога”. Таким образом, самоочевидность бытия Бога психологически создает для человека реальность, в которую включен Бог, но человек может распорядиться этой реальностью по-разному.
Психологическая сущность религии представляет собой форму самосознания и самоопределения человека, содержанием которой является живое осознание человеком своей связи с Богом. Это сознание не может быть сообщено извне, оно должно возникнуть в самом человеке, но при этом содержание отношений с Богом зависит от познания человеком самого себя и своего назначения в мире. Именно общая цель определяет стремления, желания и мотивы человека.
Проблема религиозного познания заключается еще и в том, что, как пишет В.И.Несмелов, если бы даже современному человеку и захотелось увидеть Бога в мире, то во всяком случае ему, несомненно, не захотелось бы жить в присутствии Бога, потому что, на самом деле, он живет не по вечному смыслу всеобщего бытия (не по истинной цели), а только по случаю своего индивидуального появления в мире. Такая жизнь представляет ему мир совсем с другой стороны. Вместо откровения Бога он видит в нем только источник своего физического счастья и преследует только свою собственную цель, поэтому вся его деятельность имеет значение не для мирового Бытия, а исключительно для него самого.
Именно поэтому в центре концепции В.И.Несмелова находится проблема самосознания человека и психологических возможностей познания им самого себя, как духовной сущности.
Основной труд В.И.Несмелова - “Наука о человеке”[2] содержит анализ и решение главной экзистенциальной проблемы человека - его трансцендентности миру природы. Человек существует как живой организм, необходимо связанный всеобщими физическими законами, в то же время являясь идеальной личностью, духовной по своей природе, противоположной материальному миру. Идея Бога дана человеку не откуда-нибудь извне, в качестве мысли о Боге, а "предметно-фактически" осуществлена в нем природой его личности, как живого образа Бога. Если бы человек не сознавал идеальной (духовной) природы своей личности, то он и не мог бы иметь идеи Бога. Личность реальна в бытии и идеальна по своей природе. Решение дихотомии трансцендентности заключается в том, что всякая сознательно-произвольная деятельность человека строится не по закону механической связи причин и следствий, а по закону логически установленного соотношения целей и средств. Логикой же этого соотношения совершенно исключается принцип механической необходимости, которому подчиняется животная жизнь тела. Таким образом, истинная цель, правильно понятая, осознанная и реализуемая в жизни, приводит к правильным результатам - воплощению в человеке образа Христа.
Однако принятие сознанием человека необходимости реализации в жизни логических законов идеального бытия, требует от человека сначала осознания своей свободы. Он должен понять также, что может желать не только того, что представляется его сознанию полезным или выгодным, но и того, что он сам признает для себя достойным предметом своего хотения, что от него зависит принятие тех или иных ценностей. Он должен понять также, что может стремиться не только к тому, к чему его вынуждают физические потребности тела, но и к нравственным идеалам, даже если это и заведомо нарушит интересы его благосостояния. Именно здесь и появляется нравственный закон, который возвышает человека над теми мотивами, которые создаются разными условиями жизни, и, если не прямо заставляет жить по истине (истинной цели бытия), то, по крайней мере, заставляет его судить свою жизнь на основании идеи истинной жизни.
Литература
1.Добин А.В. Проблема человека в философии В.И.Несмелова. Автореф.дисс.канд.филос.наук., СПб, 1995.
2.Несмелов В.И. Наука о человеке. т.т.1-2, СПб, 2000.
Первоначальный файл с сайта pokrov-forum.ru.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 05.03.2011.