Почему некоторые библейские тексты говорят о том, что грехи и добродетели предков сказываются на потомках? И почему наказание за грех действует на меньшее число поколений, чем награда за добродетель?
О причинах болезней и неудач задумывается едва ли не каждый, касается ли дело личного здоровья или исторических неурядиц целых обществ и государств. Кого человек обычно винит в них? Вспомним слова учеников Христовых в истории исцеления слепорожденного: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). В такой постановке вопроса не остается никакого места сомнению в том, что болезнь – следствие греха родителей, если учесть, что несчастный слеп с самого рождения.
Не будем сейчас разбирать знаменитый ответ Спасителя на этот, как казалось ученикам, почти риторический вопрос, а обратимся к более древним библейским текстам, чтобы увидеть, из какого богатого и плодотворного контекста рождается жизнеутверждающий вердикт Христа.
Вот общеизвестные слова из Декалога: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 4-6).
Удивляет резкая диспропорция между ответственностью «за вину» – «до третьего и четвертого рода» и милостью за соблюдение заповедей – «до тысячи родов». Эта же диспропорция окажется и главной подсказкой, если принять во внимание, что числа в Библии почти всегда имеют символический смысл. Тысяча – в Священном Писании синоним бесконечного множества. Так что речь идет не о том, что милость Божия в триста или в двести пятьдесят раз больше наказания, а в том, что она несравнимо больше всего того зла, что творится в мире. Она является вечным, неотменимым законом Божиим, с которым человеческая вина несопоставима. И если люди возвращаются к слушанию Бога, то радость и веселье входят в человеческую жизнь подобно тому, как солнце, восходя с востока, изгоняет мрак и все наполняет светом. Однако это не означает, что безобразия, которые творят люди и которые потому и безобразия, что являются нарушениями Закона Божия, проходят бесследно для последующих поколений и вообще для окружающего мира. Если родители – алкоголики или наркоманы, то скорее всего зачатые, рожденные и выращенные ими дети будут страдать, если не физическими, то душевными недугами. Если в отдельно взятой стране провести эксперимент по истреблению тысяч граждан и целых сословий, то не стоит ожидать нравственного, а значит и материального процветания поколений, пришедших на смену экспериментаторам. При этом библейская заповедь дает довольно оптимистическую оценку того, как долго будут действовать эти последствия – три-четыре поколения. Не так уж и много по историческим меркам.
Другой библейский текст недвусмысленно утверждает персональную ответственность каждого человека за свои грехи перед Богом. Это развернутое рассуждение пророка Иезекииля, изложенное в 18-й главе его книги. Приведем лишь начальные слова: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18, 2-4).
В этих словах отчетливо слышен тот полемический напор, с которым они были когда-то произнесены. Пророку было с кем спорить: попав в вавилонский плен, иудеи мучительно искали виновников своего несчастья и, как всегда, первое, что приходило в голову, – вина предков, отступивших от Бога. Иезекииль с жаром возражает: ответственный за грех – только тот, кто его совершил. Объяснение этой простой, но трудно усвояемой истины также удивительно просто и неотменимо: «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иез. 18, 32).
Итак, слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех дурной генетикой. Какое бы наследство мы ни получили от предков, всегда есть возможность творить правду. Эпизод со слепорожденным доводит эту мысль до логического конца: между телесным недугом и грехом нет абсолютной, наследственной связи.
– 15 –
Издание:
Сорокин Александр прот. Наследственность отменяется // Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. 2011, № 4 (135), с. 15.
Первоначальный файл с сайта aquaviva.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.04.2012.