(Публикуется по материалам
расшифровки стенограммы.)
Виктор Иванович Слободчиков.
Борис Сергеевич Братусь здесь? О, как замечательно! Дело
в том, что из двух фундаментальных блоков, заявленных в
названии: христианская психология и гуманитарные
практики!! – я как раз притушил ту часть, которая связана
с христианской психологией. Про это лучше расскажут
Борис Сергеевич и отец Борис
Ничипоров.
Предварительно
я хочу сделать разметку того пространства, где, на мой
взгляд, возможно обсуждать статус, строй, предметность
этих двух обозначенных тем “Христианская психология и
гуманитарные практики”. У меня к вам предложение:
напрягите свое пространственное воображение и на своих
листочках вы можете сделать такую разметку. Первая
разметка этого пространства – это вертикаль, в верхней
точке которой должна быть христианская антропология как
предельное откровение о сущности и природе человека. В
нижней точке этой вертикали, по логике, должна быть
психология, так как у нас, я еще раз подчеркиваю,
тематизм “Христианская психология”. Мы должны найти ту
точку, где уместно было бы обсуждать это содержание.
Но какая психология? Сегодня – это моя точка зрения и моя
позиция – мы имеем, как минимум, две психологии:
классическую психологию психики и только что
складывающуюся постепенно психологию человека. Это
принципиально разные психологии. Психология психики –
это учение о свойствах, качествах, структурах,
процессах, психических состояниях и т.д. В этой
психологии, так называемой “общей психологии”, уже
незаконна, например, тема “Психология личности”. Это не
входит в категориальный строй классической психологии.
Это заемная тема, она пришла со стороны. По одной
простой причине – категория личности это не
психологическая категория. Для секулярного сознания это
культурологическая категория, для религиозного сознания
это религиозная категория. И уж она никак не может быть
предметом классической психологии. И вот такое смешение
целых пластов человеческой реальности мы имеем. Если вы
откроете книгу под названием “Общая психология”, там
намешано всякое и разное. Но потому она и общая, что это
такой гербарий до сих пор. Поэтому мы и не имеем
теоретической психологии, мы до сих пор имеем общую
лоскутную ботаническую психологию.
Но проблематика, с которой мы сталкиваемся и по жизни, и по
нашей деятельности, тем более в гуманитарной сфере,
например, в образовании, этими средствами, этим
категориальным строем, который сложился в классической
психологии, не улавливается, не описывается, или
получает искаженное представление. Поэтому я полагаю,
что в основании той вертикали, которую я вас попросил
обозначить, должна быть положена психологическая
антропология как специальное учение о развитии человека
во всех его духовно-душевно-телесных ипостасях. Для
психологии психики существует огромное количество
теорий. Они разного масштаба, они могут быть спорными:
более спорными, менее спорными, более удачными, менее
удачными. А для психологии человека возникает особая
задача, причем в отсутствие своего собственного
представления о сущности человека. Я имею в виду, что
психология должна иметь свое собственное представление о
сущности человека и только от этого представления уже
двигаться в построении того самого
понятийно-категориального строя психологии человека. Вот
эта работа, и вот этот комплекс и знаний, и
представлений, и теоретических ходов мысли я и называю
психологической антропологией. Итак, мы имеем
христианскую антропологию и психологическую
антропологию.
Вторая разметка – это горизонталь, в левой стороне которой
необходимо положить ценности и смысл бытия человека, как
они представлены во всем комплексе гуманитарных наук, в
том числе и богословских. В правой стороне, также по
логике рассуждения, можно положить такое содержание, как
ступени становления собственно человеческого в человеке.
Есть такая краткая формула, она гуляет по философским
текстам, реже в психологических – а что есть,
собственно, человеческое в человеке. В человеке много
чего намешано. Тем более, если для некоторых он
произошел от обезьяны, в этом человеке много чего
наворочано. Поэтому вопрос о собственно человеческом в
человеке это не банальный вопрос, это сущностный вопрос.
Так вот, с правой стороны есть смысл положить такое
содержание, как ступени становления собственно
человеческого в человеке, потому что мы с вами говорим,
что психологическая антропология отвечает на вопрос о
развитии человека во всех его
ипостасях.
И вот именно в точке пересечения этих двух образующих
может быть фиксирована или синтезирована уже
христианская психология. Понятно, что масштаб освоения и
тщательность предметной проработки этого пространства
зависит от наших возможностей, от нашего времени.
На этом я бы сделал остановку. Здесь нужно воспроизвести, я
бы сказал, в стилистике – именно в стилистике, не в
содержании, а в стилистике нашего рационального строя
мысли – необходимо было бы воспроизвести основы
христианской антропологии. Такие работы есть. Кстати,
обычная ссылка на труды отцов церкви, на масштабные
богословские труды, они впрямую не могут быть
спроецированы в систему нашего сложившегося менталитета
– если можно этим словом что-то выразить. Напрямую не
могут быть. Должна быть, действительно, новая
стилистика. Я недавно читал одного хорошего священника
из Ивановской епархии, который давал как раз с точки
зрения православного мировоззрения понятие личности. Мне
было потрясающе интересно читать, потому что, с одной
стороны, присутствовал очень мощный психологизм, который
так или иначе представлен в наших работах, и в тоже
время, достаточно строгая богословская точка зрения на
эту категорию.
Это первый момент. И второй момент, который важен как раз
для того, чтобы внятно говорить о христианской
психологии уже с точки зрения психологии, я бы сказал,
всей исторической психологии, во всех ее разветвлениях и
ходах, – как должна быть представлена психологическая
антропология. Вот на сближении этих двух массивов
содержания и смыслов должен произойти какой-то
органический синтез того, что можно было бы поименовать
христианской психологией. В этом плане я могу сказать,
что сугубо с богословской точки зрения построить
христианскую психологию невозможно. И с сугубо
психологической точки зрения выйти на христианскую
психологию невозможно. Это должно быть одновременное
движение. Вот жизненный пример: постановление учебного
комитета Московской патриархии об обязательном введении
преподавания курса психологии в духовных заведениях. А
учебников нет, потому что ту психологию, которая
преподается в светских вузах, надо сильно-сильно
пересматривать. Христианскую психологию нужно строить.
Они предложили это мне. Я сказал, что согласен только
если будет богослов в качестве цензора, потому что не
хочу профанировать некоторые очень серьезные, глубокие и
высокие смыслы. Можно приступить к такой работе, но это
совместная работа. Она не может быть выполнена по
отдельности психологом либо богословом. И до сих пор
такая работа, фактически, не случилась, хотя некие
усеченные варианты психологических курсов в духовных
образовательных институтах
представлены.
Теперь о втором блоке нашей темы – о гуманитарных практиках. На
этом моменте я хотел бы остановиться подробнее, потому
что это ближе к нашей жизни, тут все, что называется,
про нас, про нашу светскую жизнь. И я хотел бы здесь
тоже сделать такую достаточно жесткую разметку. Прежде
всего я хочу сделать принципиальное позиционное
утверждение: всякая практика может считаться
гуманитарной, если она является практикой становления
именно человеческого в человеке, и наоборот, любая
практика не гуманитарна, если она этого не делает, в
какие бы человекообразные формы она ни рядилась. Есть
много человекообразных форм встречи и работы с
человеком. И эти формы могут быть не гуманитарны, а
прямо противоположны. Я хочу кратко обосновать эту
позицию. Что же мы имеем в качестве таких массовых
практик, так называемых гуманитарных с точки зрения
современной психологии?
Первое. Наше время это время многообразных психотерапий, форм
альтернативной медицины, психосоциальных техник нежного
примирения человека с самим собой и с обстоятельствами,
случившимися в жизни. Уже сложилась и активно
транслируется средствами массовой информации особая
технология освобождения человека от ответственности
перед самим собой и абсолютными смыслами его жизни.
Психотехнические средства, имеющие широкое хождение в
нашей действительности, реализуются в пространстве
индивидуального сознания, являются следствием
несомненных достижений классической научной психологии,
потому что строгое научное знание о глубинных
психических явлениях и состояниях оказалось
замечательным средством внешнего программирования и
духовного кодирования человека. На базе этих знаний уже
разработаны способы оккупации сознания другого и
сценирования чужой жизни в своих целях – достаточно
вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники
работы многочисленных колдунов, гадалок и т.д., вы
можете этот список продолжить. К разряду
психотехнических средств, несомненно, можно отнести
разного рода суггестии, промывку мозгов или, как говорят
молодые, компостирование, распредмечивание и
протезирование сознания, софистику, демагогию, целевые
фрустрации, магическое вменение веры, эзотерику,
чародейство, так называемые психотренинги. Огромное
количество психотренингов относится к средствам
современных магии и чародейства. Все это входит в
арсенал психотехник. Но, главное, на этом поприще у
классической психологии, на мой взгляд,
головокружительные перспективы, и как говорят некоторые
воодушевленные психологи, XXI
век, действительно, поименует себя именно в этом
качестве.
В свою очередь социотехнические средства – это другой
набор средств и практик, которые тоже носят название
гуманитарных практик или, говоря словами Мамардашвили,
инструментов социальной механики, состав которых
ежедневно пополняется. Эти средства и эти практики
реализуются в пространстве общественной жизни. В
частности, в дни политических акций, например, выборов,
демонстраций, референдумов, они обычно именуются
политтехнологиями, иногда грязными. Главный ориентир
подобных технологий – это манипуляции социальными
пристрастиями и полевым поведением той или иной группы
населения. Я подчеркиваю – полевым поведением.
Результатом оказывается своеобразная анестезия нашей
чувствительности к социальным противоречиям, которая
обеспечивается переводом ответственного самоопределения
человека в пространство его приватной жизни: клубное,
семейное, бытовое, досуговое пространство. К разряду
социотехнических манипуляций можно отнести: пропаганду
идеологем на злобу дня – идея должна овладеть массами,
это мы помним еще с конца позапрошлого века; блокаду
рефлексии по отношению к декларируемым целям и способам
их достижения – цель оправдывает средства; сокрытие
замысла; двойной стандарт; подмену ценностей; создание
ситуации ложного выбора – выбирай, а то проиграешь;
одновременное снятие личной ответственности и в то же
время шантаж функциональными обязанностями и т.д., и
т.д. – я могу этот список продолжить, и вы его можете
продолжить.
Я хочу подчеркнуть, что, может быть, жесткая фиксация
состава и самой сути психо- и социопрактик меньше всего
имеет отношение к их моральному осуждению. Сами техники
не виноваты, что ориентированы на выявление и
превращение отдельных и фрагментарных человеческих
потенций в сугубо полезные ресурсы для того или иного
социального производства. Это не техники виноваты.
Несомненно также, что утилитарный вещный подход к
человеку, к его способностям, столь очевидный и уместный
в идеологии полезности, становится абсолютно
неприемлемым в культуре достоинства человека. Одним из
безусловных вызовов нашего времени является требование
прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы
производства и воспроизводства человечности и
человеческого. В гуманитарных науках, хотя и с трудом,
но все-таки укореняется антропологическая парадигма, и
не только в качестве нового объяснительного принципа
феномена человека.
Антропологический подход в сфере гуманитарного знания это в первую очередь
ориентация на человеческую реальность во всей ее
полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях,
это поиск средств и условий становления полного
человека, человека как субъекта собственной жизни, как
личности во встрече с другим, как индивидуальности перед
лицом абсолютного бытия. Сегодня психология и педагогика
должны перестать быть пособием о способах духовного
кодирования и техниках социальной дрессуры и
манипуляции. Они должны становиться в подлинном смысле
антропными, человекоориентированными науками, способными
целенаправленно строить практики выращивания того, что
мы называем собственно человеческим в человеке.
Системный пересмотр философско-психологических,
социально-педагогических, политико-экономических основ
современного образования с точки зрения его подлинно
гуманитарно-антропологической модальности потребовал и
новых средств образовательной деятельности, которые я
называю антропотехниками или антропопрактиками.
Антропопрактики реализуются в пространстве субъективной
реальности, в пространстве совместно распределенной
деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в
пространстве рефлексивного сознания. Именно в этом
пространстве может происходить осознанное и
целенаправленное проектирование таких жизненных
ситуаций, в которых становится возможным и подлинно
личностное самоопределение, и обретение субъектности и
авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в
этом пространстве, должно осуществляться культивирование
автономии и самодетерминации человека, его саморазвитие
и самообразование, а в пределе, говоря словами
Александра Сергеевича Пушкина, его действительное
самостояние в своей собственной
жизни.
Это разметки на две темы, которые я хотел вам донести
относительно возможности христианской психологии и моего
видения того, что может называться или будет называться
гуманитарными практиками. Если есть вопросы, я бы на них
ответил.
Вопрос. ……
В.И.Слободчиков.
Есть. Есть. Мне трудно говорить про другие сферы нашей
общественной жизни, но одна, которая мне хорошо
известна, в которой я уже нахожусь с момента рождения и
по сей день – это образовательная сфера. В
образовательной сфере такие практики есть. Но слово
антропотехники, это, наверное, метафора. Это не техники,
я бы сказал так, это не техники работы с человеком,
живьем с ним. Это техники построения условий, где
возможно его становление и саморазвитие, т.е. перевод
его в режим саморазвития. Дальше я могу это подробнейшим
образом расшифровать, какие здесь есть ступени, какие
уровни, что за счет чего может быть обеспечено и т.д. На
мой взгляд, ближайший пример, идеология, которая связана
с антропопрактиками, это идеология развивающего
образования, идеология личностно ориентированного
образования. А конкретный пример одной из таких
антропопрактик – это образовательная работа Василия
Васильевича Давыдова. Это именно создание – не вменение,
не конструирование из самой материи субъективной
реальности, а создание условий, чтобы с человеком что-то
происходило. Но должно быть точно обозначено, что должно
произойти, в каком направлении, и взятие на себя
ответственности за это.
Вопрос.……
В.И.Слободчиков. Вы
очень объемные вопросы задали, я буду отвечать
постепенно. Во-первых, не будем думать, что на Западе
ничего нет. Достаточно вспомнить Тейяра де Шардена,
который, между прочим, для меня лично задал целую линию
размышлений, когда он показал принципиальную границу
дочеловеческого способа жизни и собственно
человеческого, потому что ни в одних философских, и
марксистских, и не марксистских подходах, я этого не
находил, а у него я нашел. Это не означает, что я
полностью и абсолютно согласен с его позицией, но, на
мой взгляд, это мощнейшая гуманитарная работа. Именно
гуманитарная, потому что она удерживает человека. Для
меня гуманитарная – это там, где человек полный, или
делается попытка удержать человека во всей его полноте,
в человеческой реальности. Это первое.
Второе. Есть такая хорошая поговорка: в действительности все не
так, как на самом деле. Помимо реальности есть
действительность. В переводе на русский язык,
действительность – это тот фрагмент реальности, который
проработан нашей деятельностью. Все, что нашей
деятельностью не проработано, – не действительно. Но это
не означает, что оно не существует. Оно просто пока не
проработано средствами нашей деятельности. Поэтому когда
я говорю о полноте человеческой реальности, я сразу
полагаю, что она есть. А вот в вопросе: как она
возможна, и как она открывается нашему сознанию – тут
уже надо переходить на позицию нашей культуры, потому
что очки, через которые мы видим эту реальность, это
наша культура, и другого способа нет. Есть еще другой
способ – мистический, но я так понимаю, что это не
совсем предмет обсуждения сейчас, по крайней мере не мой
предмет обсуждения, а, возможно, священника или
богослова. Есть мистический способ, в котором происходит
прямое и непосредственное усмотрение истины, без всяких
посредников, без всяких категорий, теорий и всего.
Мы живем с вами в европейской культуре, а она христианская.
На мой взгляд, она построена вся от начала до конца на
деятельностных основаниях. Это не единственное возможное
основание. Есть культуры, которые построены на других
основаниях. Они не хуже и не лучше, они просто другие,
по известной поговорке, опять же, что русскому сладость,
то немцу смерть. Поэтому то, что у нас является
величайшей ценностью нашей культуры, в другой культуре
является просто мерзостью, просто за это надо сразу же
ритуальное действие какое-то совершать. Поэтому давайте
будем здесь аккуратны. Я когда нарисовал такое
пространство, я всегда так начинаю разговор: давайте
определимся, где мы с вами разговариваем, в каком
культурном пространстве мы с вами ведем речь. Вот когда
мы координаты этого культурного пространства зададим,
тогда мы получаем критерии, что уместно в этом
пространстве, а что не уместно. Не надо за уши
притягивать, например, восточную эзотерику в
христианскую культуру. Не то, что это духовно опасно или
духовно не чисто. Но даже по нашему светскому
рационально-логическому соображению этого делать нельзя.
Это смешение просто всего и вся. Вы знаете, от смешения
только грязь происходит. Поэтому удержание границ – это
чрезвычайно важно. К сожалению, мы плаваем в своих
представлениях. Нам все открыто. Мы и на островах
Океании можем побывать, и на острове Бали, и где угодно
и как угодно, в том числе в
Москве.
Вопрос. ……
В.И.Слободчиков. А я
и не нанимался делать предметный доклад. Я сказал, что
мое вступительное слово – это разметка пространства
наших размышлений.
Ю.В.Громыко.
Нет, уважаемый коллега, докладчик четко сказал, у него
не было задачи нарисовать какую-то предметность. В этом
и сила доклада – он расчертил пространство.
В.И.Слободчиков.
Юрий Вячеславович, вопрос лично ко мне обращен, поэтому
я лично отвечаю. Для меня таким пространством моей
работы – и размышлений и пониманий – является
европейско-христианско-русская или
православно-византийско-русская культура. Вот координаты
того пространства, где я могу сам высказываться, слушать
другого, относиться к сказанному. Но вы имеете право на
соседнем листе нарисовать другое пространство, и Бога
ради! Может быть, мы с вами встретимся, и будет
замечательно. Вы будете держать свое пространство, я
буду держать свое. Но не обязательно нам на уничтожение
встречаться, мы можем выступить в диалоге. Но я стараюсь
очертить ареал существования моих представлений, чего, к
сожалению, во многих текстах – я не говорю про людей – я
не вижу. Там – кони, люди, звери, там все в этом
содомском смешении.
Вопрос.………
В.И.Слободчиков. С
психологической точки зрения – как я для себя определяю
– это выход на такую, на мой взгляд, генеральную
способность человека – быть субъектом. Я подчеркиваю,
субъектом своей собственной жизни. Что это мне
позволяет? Это позволяет в любой момент свою собственную
жизнедеятельность во всей ее полноте, во всей ее истории
и потенциально возможном будущем превратить в предмет
практического преобразования. Подросток может сказать
своей шпане “А пошли вы!..” Это вопрос уже следующий –
при каких условиях это оказывается возможным. И второй
момент (я стараюсь всегда такую растяжку сделать,
располюсовку). Дело в том, что на встречу с Господом
Богом толпой не ходят. В христианском богословии
предельная человеческая категория – это личностное
бытие. Только личность может выйти на встречу с
личностью, а некое такое существо неопределенной
духовной ориентации просто
промахнется.
Вопрос. ……
В.И.Слободчиков.
Проблему личности? Если по сегодняшнему тематизму – это
категория христианской психологии. Т.е. высшая форма
бытия человека – это личностное бытие. Оно не выводимо
ни из природы, ни даже из сущностных представлений о
человеке. Это ипостасная характеристика.
Ю.В.Громыко.
Спасибо большое. Мы передаем слово Борису Сергеевичу
Братусю.
Первоначальный файл с сайта mmk-mission.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 10.09.2012.