Таково православное христианское понимание молитвы и ее значения в деле нравственного совершенствования.
Как мы видели, христианское учение относит молитву к числу таинственных явлений духовной жизни, почему и невозможно с точностью дать ее определение и указать все ее виды.
Для благоуспешности молитвы христианское учение требует соответствующих условий, без которых молитва не только не окажет должного действия, но может послужить к осуждению самого молящегося.
Особенно большое значение придает христианство молитве в деле нравственного совершенствования. Молитва составляет основание и завершение всех добродетелей, сокращенное выражение всей нравственной жизни человека. Во время молитвы человек, по слову святых отцов, "и целомудрствует, и смиряется, и милосердствует, любит Бога и ближних, и богословствует; словом, бывает наполнен всяким духовным благом, находясь своим сознанием и произволением в области духовного бытия" [1]. Молитва дает ему возможность еще здесь, на земле, вкусить сладость блаженного общения с Богом. Молитва – это самые радостные и прекрасные минуты в жизни человека, ибо здесь начинается осуществление цели человеческого бытия – единения с Богом; здесь находят себе удовлетворение все высшие запросы богоподобной природы человека; здесь христианин забывает всякое свое горе, получает надежное подкрепление для перенесения любого несчастья и верное руководство по бурному житейскому морю к вечной блаженной пристани, к истинному своему отечеству, где уже не будет больше ни болезней, ни печалей, ни страданий.
Пусть же каждая верующая душа проникнется сознанием важности и спасительности христианской молитвы. Пусть каждый христианин неуклонно стремится к сокровищу высшего блага, пока не поздно, пока гробовая доска не закрыла бездыханного тела и Божественное Правосудие не заключило широких врат благодати. Пусть наполнятся наши очи, еще не покрывшиеся прахом, молитвенными слезами, руки и сердце вознесутся горе – к небесам, к Божественному Престолу. Мы все-все оставим здесь, на земле; благо же, приобретенное молитвою, пойдет с нами в вечность. Молитва и после смерти будет верным и сильным вождем в обители нашего отечества. Поэтому всякий христианин, если он невнимательно относился к молитве, или совсем пренебрегал ею, должен исправить себя сегодня, не откладывая на завтра, ибо никто из нас не знает, когда Господу угодно будет отозвать нас к Себе. Кто может ручаться, что завтра он встанет живым и здоровым и что его постель не будет для него смертным одром?! Если нет расположения к молитве – нужно крепиться, молиться о даровании самой молитвы, о ниспослании нам расположения к молитве, и это благое настроение, по милости Божией, явится во время самой молитвы. Пусть вспомнит каждый из нас, как он учился читать и писать; не легко ведь было, но настойчивый труд и прилежание принесли свои добрые плоды. И великие молитвенники приобрели навык чрез подвиг упражнения в молитве. Легко дается только грех, а все доброе и спасительное, в том числе и молитва, требуют больших усилий и труда.
Да ниспошлет же нам Сам Господь Бог истинную молитву для достижения высоких ступеней нравственного совершенствования!
1. Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 430. ^
|
БИБЛИОГРАФИЯ
Амвросий (Гренков), преподобный. Собрание писем к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1908. (Достоинство молитвы определяется ее концом. С. 85 ...Расслабление, отчаяние, молитва. С. 104 ...Леность к молитве. С. 102 ...Надо презирать вражеские искушения и молиться об избавлении от них. С. 155 ...О молитве при головной боли. С. 167 ...Монастырь есть духовная школа. Молитве скоро не научишься. Надо терпеть и примиряться. С. 176 ...О пьянице муже должно молиться Богу. С. 206 ...Можно ли молиться за казненных. С. 206).
Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах. Собрание писем к монахиням. Шамордино, 1914. - 194 с. (Много писем о молитве и, особенно, о молитве Иисусовой).
Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 3. М., 1891. (Нравственные правила. Пр. 56: О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться. С. 348-350).
Василий Великий, святитель. Творения. Т. 7. Сергиев Посад, 1892. (См. Алфавитный указатель: "Молитва". С. 39-50).
Геннадий, Патриарх, святой. Правила о вере и жизни христианской. "Прибавление к изданию творений святых отцов". Год третий. 1845. С. 1-16.
Григорий Богослов, святитель. Творения. Ч. 4. М., 1889. (См. Алфавитный указатель: "Молитва". С. 346).
Григорий Богослов, святитель. Творения. Ч. 5. М., 1889. (Песнь Богу. Молитва ко Христу. Молитва утренняя. Молитва вечерняя. Молитва на другое утро. Молитва в болезни. Молитва шествующего в путь. Плач и моление ко Христу. С. 5-15. Покаянная песнь при конце жизни. С. 32).
Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. М., 1861. (О молитве. С. 380-469).
Григорий Палама, святитель. Беседы. Т. 1. М., 1994. (...Те, которые до конца с благочестием пребывают во время богослужений в храме, сподобятся великих даров. С. 207-214).
Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Монреаль, 1968. (Во время поста и молитвы. С. 89-94 ...Относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в Церкви во время священных богослужений. С. 95-104).
Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Т. 3. Монреаль, 1984. (О том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого обстояния. С. 65-74).
Григорий Чудотворец, святитель. Творения. Петроград, б/г. (Заклинательная молитва. С. 208-211).
Денисов Л. (составитель). Кающийся грешник, ежечасно прибегающий к предстательству Пресвятой Богородицы. Из творений преподобного Ефрема Сирина. М., 1847. – 47 с.
Денисов Л. (составитель). Молитвенные воздыхания к Богу от лица страждущих с исповеданием во грехах и мольбой об избавлении от скорбей и болезней. На каждый день месяца. Избрано из творений преподобного Ефрема Сирина. М., 1906. – 47 с.
Диадох, блаженный. Творения. Киев, 1903. (См. Указатель: "Молитва". С. 615-616).
Димитрий (Туптало), святитель. Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало. СПб., 1883. – 24 с.
Добротолюбие. В пяти томах. М., 1895-1901. (См. Указатель к 5-ти томам Добротолюбия. М., 1905: "Молитва – царица добродетелей, трезвение и бесстрастие". С. 54-58).
Дорофей, авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. (См. Алфавитный указатель: "Молитва". С. 12. "Молитва". С. 27).
Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1899. (О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться. С. 235-242).
Ефрем Сирин, преподобный. Молитвы. (Извлечение из 4-й части творений преподобного Ефрема Сирина). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. – 95 с.
Ефрем Сирин, преподобный. Псалтирь или богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирианина. М., 1913. (Жалоба на врага. Молитва об избавлении от него и пощадении на Суде ради Искупления. С. 109-112 ...Моление о даровании всякой добродетели. С. 135-137 ...Жалоба на мир и молитва об извлечении из него. С. 164-166 ...Проси со слезами прощения, но прежде сам прости. С. 180-181 ...Исповедание искупления и молитва о Церкви. С. 184-186 ...День и ночь бодрствуй в молитве, чтобы не застал внезапу день смерти. С. 194-196 ...Бденное утруждение себя в молитве милость привлечет там. С. 200-202 ...Слышит, или не слышит Бог молитвы, все во благо. С. 275-276 и др).
Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сергиев Посад, 1897. (О молитве. С. 12-14. – О молитве. С. 414-419).
Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1860. (1. Молитвы на разные случаи. С. 1-18. – 2. Слезные моления. С. 19-70. – 3. Молитвы ко Пресвятой Богородице. С. 71-116 ...Молитва умирающего о помиловании на Суде в день воскресения. С. 585 ...Молитва умирающего о помиловании его на Суде. С. 629 ...Молитвенная песнь Воскресителю мертвых – Богу. С. 654-656. – Молитва об избавлении града от угрожающей ему гибели. С. 656-658. ...Молитва об избавлении от губительной язвы. С. 660-661 ...Молитва умирающего Богу – Воскресителю мертвых. С. 667-668 ...Молитва о возвращении мирных времен. С. 679-680).
Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. (Свиток сочинения старца архимандрита отца нашего Паисия об умной молитве. С. 191-240).
Иаков, епископ Низибийский, святитель. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении. "Хр. Чт.". 1842. Т. 1. С. 373-397.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1886. (О молитве. С. 138-165 ...Молитва преследуемого человеками. С. 183 ...О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 1. О молитве Иисусовой вообще. 2. О прелести. 3. О упражнении молитвой Иисусовой. С. 203-295 ...Молящийся ум взыскует соединения с сердцем. С. 299-300).
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 2. Аскетические опыты. СПб., 1905. (Дух молитвы новоначального. Слово о келейном молитвенном правиле. Слово о церковной молитве. Слово о молитве устной и гласной. Слово о поучении или памяти Божией. Слово о молитве умной, сердечной и душевной. Слово о молитве Иисусовой. С. 160-313).
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. (О молитве и покаянии. С. 28-34. Объяснение молитвы Господней. С. 237-249 ...О благодарении и славословии Бога. С. 284-292 ...О молитве. С. 345-353).
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905. (Правила наружного поведения для новоначальных иноков: О церковных молитвах и о поведении в Церкви, прав. 5-18. Об обязанностях чтецов, прав. 19-22. О сходе, прав. 23. О поклонах в Церкви, прав. 24 ...О сохранении строжайшего благоговения в Церкви, прав. 26 и 27. С. 9-15, 15-16 ...Советы относительно душевного иноческого делания: О молитве. (О приготовлении к молитве. О внимании при молитве. О келейном правиле. О поклонах. О применении келейного правила к монастырскому правилу. О молитве Иисусовой. О упражнении молитвой Иисусовой. О непрестанной молитве. О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной. С. 93-117).
Иерофей (Влахос), архимандрит. Одна ночь в пустыне святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – 160 с.
Иларион, схимонах (составитель). На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. – 438 с.
Иоанн Златоуст, святитель. Избранные места из творений. (Составитель – Невский А.). СПб., 1862. (О том, что не должно с тщеславием молиться. С. 10-13. – О том, что мы должны более всего просить у Господа отпущения грехов. С. 26-29. – О том, почему Господь повелевает в каждом изречении молитвы, Им заповеданной, произносить прошения от лица многих. С. 76-78).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896. (О молитве. Слово 1. Нужно радоваться, что святые нам оставили писанные образцы молитв. Необходимость молитвы. Давид – царь и пророк, вооруженный молитвами. – Слово 2. Кто молится, тот беседует с Богом. С. 831-844).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. (О жизни по Боге и на слова: "Узкая врата"... и пр. (Мф. 7, 14), и изъяснение молитвы: "Отче наш". С. 26-34. – Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам. С. 365-376. – Беседа о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого... С. 376-384).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Кн. 2. СПб., 1897. (На Евтропия Беседа 1... Применение и объяснение прошения молитвы Господней: "Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим". С. 403-408. – Беседа о жене хананейской... Нужно быть настойчивым в молитве. Молиться можно на всяком месте. С. 462-474).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Кн. 2. СПб., 1898. (Об Анне слово 1... Долговременное ее неплодство, молитва и высокий обет Богу. С. 776-789. – Слово 2. Сила молитвы и веры, как показывает пример Анны... Успех молитвы зависит не от множества слов, а от силы сердечного устремления к Богу... Молитва Анны после принятия пищи и пития и увещание подражать ей в этом... С. 790-801. – Сл. 4. Увещание к частой молитве. Молиться христианину можно всегда и везде. С. 810-821).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899.
На псалом 4. Чью молитву слышит Бог?.. И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага... С каким расположением души нужно приступать к молитве?.. Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит... Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? С. 11-36.
На псалом 5. Молитва Церкви к Жениху ее... Благодарность Церкви за дарованное ей спасение и молитва ее о божественном руководстве на пути правды... С. 36-48.
На псалом 9. Нужно прославлять Бога не только за благодеяния, но и за посылаемые Им бедствия... Молитва Псалмопевца после избавления от бедствий и его увещание славословить Господа... Молитва о божественной помощи несправедливо притесняемым, о вразумлении и наказании самоуправных народов и вообще людей нечестивых... Молитва о прекращении господства беззакония и насилия. С. 109-133.
На псалом 48. Не напрасны ли молитвы о святых... С. 231-252.
На псалом 112. Хвалить Бога можно и молча. Заповедь Псалмопевца хвалить имя Господне и пророчество об исполнении ее в христианской Церкви. Совершенная же хвала Господу где совершается?.. С. 321-326.
На псалом 117. Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости... Призыв к прославлению Господа ради Его величия. С. 353-364.
На псалом 121. Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. С. 375-379.
На псалом 122. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесения наказания... С. 379-382.
На псалом 128. Молитва Псалмопевца о посрамлении врагов Сиона. С. 403-405.
На псалом 129. Высокое значение воссылаемой Богу пламенной, сердечной молитвы, ее образцы и плоды... Побуждение к молитве тех, которые обременены сознанием своих грехов... С. 405-410 и др.).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899.
На псалом 131. Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма... С. 419-425.
На псалом 140. Что внушается сравнением молитвы с фимиамом?.. Молитва об избавлении от тайных козней нечестивых... С. 476-494.
На псалом 142. Молитва бывает прошением или обетом... С какой молитвой нужно обращаться к Богу и с каким душевным расположением?.. С. 499-510.
На псалом 150. Как христианин может исполнить увещание Псалмопевца относительно прославления Бога на различных музыкальных орудиях?.. С. 556-559).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899. (Беседа в Великую седмицу... Велика сила молитвы, соединенной с постом и благодарностью Богу. Когда молитва соединена бывает с благодарностью? Увещание совершать молитву с благоговейным вниманием. Как поддерживать внимание во время молитвы? С. 580-590).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899. (Спуриа. – На псалом 101. Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С. 726-732. На псалом 85. Молитва Давиду. С. 876-880).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 7. Кн. 1. СПб., 1901. (Беседа XIX на святого евангелиста Матфея. VI, 1-15. Как должно творить милостыню и молитву. Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в Церкви. В Церкви во время молитвы должно соблюдать благопристойность. От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение. Постоянство в молитве. Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды... Изъяснение молитвы Господней... Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога... С. 215-231).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. (Спуриа... Объяснение молитвы "Отче наш". Мф. 6, 9-13. С. 790-791).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 9. Кн. 1. СПб., 1903. (Беседа XXXVI на Деяния апостольские. XVI, 25-26. Нужно молиться ночью. Об истинном призывании Бога. С. 319-325).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1905. (О молитве. С. 935-938).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1906. (О молитве. С. 484-497).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. Кн. 3. СПб., 1906. (О молитве. С. 983-986). Дополнение к Литургии святителя Иоанна Златоуста. 1. Молитва Златоуста об одержимых демонами и всякой немощию. 2. Другая молитва его же. 3. Иная молитва его же. 4. Иная молитва его же. С. 1331-1334).
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. Кн. 3. СПб., 1906. (См. Указатель: "Моление". "Моления". "Молитва". "Молитвы". "Молиться". "Молящемуся". "Молящиеся". С. 1469-1471).
Иоанн, игумен Синайской горы, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. (Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом. С. 232-242. См. и Алфавитный указатель: "Молитва и об умном делании". С. 51-54).
Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. М., 1892. (О правилах касательно дневного молитвословия и псалмопения. С. 22-27. Аввы Исаака о молитве. С. 323-365. См. и Алфавитный указатель: "Молитва". С. 641).
Иоанн Мосх, блаженный. Луг Духовный. Сергиев Посад, 1915. (См. Алфавитный указатель: "Молитва". С. 274).
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. В мире молитвы. Выборки из его писаний. СПб., 1991. – 72 с.
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе. (Дневник. Правда о Боге, мире и человеке. Мысли о богослужении Православной Церкви). В 4-х книгах. СПб. издание П. Сойкина. (См. Алфавитный указатель: "Молебны". "Моления тайные о. Иоанна, возносимые им на Литургии верных". "Молитва". С. 280-283).
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Париж, 1984. (Молитва. Понятие о молитве. Свойства истинной молитвы. Способы молитвы. Препятствия к молитве. Условия успешности молитвы. Сила молитвы. С. 69-88).
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из Дневника. Т. 1. М., 1899. (См. Краткий алфавитный указатель 1-го тома: "Молитва". "Молитва за ближних". "Молитвенные обращения". С. 5).
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из Дневника. Т. 2. М., 1899. (См. Краткий алфавитный указатель 2-го тома: "Молитва". "Молитва за ближних". "Молитва об умерших". "Молитвенные обращения". С. 5-6).
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Мысли христианина. Б/м и г. Молитва. 1. Дух молитвы. 2. Вера в молитве. 3. Смирение в молитве. 4. Искренность в молитве. 5. Настойчивость в молитве. 6. Препятствия к молитве. 7. Заступничество. 8. Благодарственная и духовная радость. С. 104-160. Храм и богослужение. С. 161-212).
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. О молитве. Из дневника отца Иоанна Кронштадтского. М., 1893. – 31 с.
Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Уроки христианской жизни. Сборник проповедей и поучений на круглый год. (По руководству о. Иоанна Кронштадтского). М., 1900. (О молитве всем святым. С. 114-122 ...О силе молитвы. С. 144-154. О необходимости при молитве дел любви христианской. 154-155. Еще о молитве. С. 155-156. О молитвенном призывании Пресвятыя Богородицы. С. 157-163).
Исаак Сириянин, авва, преподобный. Творения. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. (Слова 16. О чистой молитве. С. 61-68. См. и Алфавитный указатель: "Молитва". С. 37-41).
Исаия, авва, преподобный. Духовно-нравственные слова. М., 1860. – 372 с. (Блаженного аввы Исаии плач и рыдания. С. 115-120 ...Его рыдания. С. 305-321).
Исихий, преподобный. Слово душеполезное и спасительное о трезвении и молитве. М., 1902. – 15 c.
Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим в сотне глав. Главы о молитве. М., 1900. – 128 с.
Киприан Карфагенский, священномученик. Творения. Ч. 2. Трактаты. Киев, 1891. (О молитве Господней. С. 200-227).
Кирилл Александрийский, святитель. Творения. Ч. 15. Сергиев Посад, 1912. (См. Предметный указатель к толкованию на Евангелие святого апостола Иоанна: "Молитва". С. 404).
Климент Александрийский, учитель Церкви. Педагог. Ярославль, 1890. (Гимн Христу Спасителю. С. 339-342).
Климент Александрийский, учитель Церкви. Строматы. Ярославль, 1892. (Молитвы и благодарения, непрестанно от чистого сердца возносимые к Богу, ценнее всех жертвоприношений. Молитвы мудреца истинного и образ исполнения их Богом. С. 810-834).
Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. (Намеревающиеся благоугождать Богу должны совершать молитвы в мире, в безмолвии, в кротости и премудрости, чтобы, молясь с воплями, не стать соблазном для всех. С. 59-63. О том, что бывает с христианами во время совершения молитв... С. 68-71. Должно непрестанно и усердно молиться Богу. С. 247-249. О молитве. С. 372-382. (См. и Алфавитный указатель: "Молитва". С. XVIII).
Макарий (Иванов), иеросхимонах. Предостережение читающим духовные, отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Рукопись. Листов 39. ГРБ. Ф. 214. Оптина.
Марк Подвижник, преподобный. Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. – 199 с.
Мефодий Патарский, священномученик. Молитва. (Из сочинения "О воскресении"). "Богословские Труды". Сб. 2. М., 1961. С. 152-153.
Никодим Святогорец, преподобный. Невидимая брань. (Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. М., 1886. (О молитве. Что такое умная или внутренняя молитва и каких видов она бывает? Как научиться молиться сим образом? О молитве своей, самим молящимся слагаемой. О кратких молитовках, или кратких молитвенных воздыханиях к Богу. О молитве Иисусовой. Способствование к успеху в навыкновении в молитве. Дело молитвы в невидимой брани. С. 164-192).
Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. (О чтении и молитве. С. 16-40). Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся. М., 1884. (Духовные наставления игумена Назария. О молитве келейной. О молитве особенно в Церкви. С. 135-140. Наставление новоначальным иеромонаха Илариона: О молитве. С. 157).
Ориген, учитель Церкви. О молитве и Увещание к мученичеству. СПб., 1897. (О молитве. С. 3-164).
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Ч. 2. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Париж, 1933. – 103 c.
О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. – 56 с.
Паисий (Величковский), преподобный. Об умной или внутренней молитве. М., 1902. – 48 с.
Паисий (Величковский), преподобный. Толкование на "Господи помилуй". Б/м и б/г. – 7 c.
Памятники Византийской литературы IV-IХ веков. М., 1968. (Преподобный Феодор Студит: Молитва перед сном. С. 281).
Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 1. СПб., 1894. (Преподобный Феодосий Печерский: Поучение о хождении к церкви и о молитве. С. 42-43).
Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 2. СПб., 1896. (Святитель Иоанн Златоуст: Поучение о молитве. С. 98-99).
Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 3. СПб., 1897. (Святитель Иоанн Златоуст: О молитве. С. 51-53. Его же: Како восстати в нощи молитися. С. 55-56. Истолкование молитвы Господней. С. 132-134. Святитель Иоанн 3латоуст: О святем пощении и молитве. С. 187-189).
Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 4. СПб., 1898. (Святитель Иоанн Златоуст: Яко подобает молитися за враги и за творящия напасти. С. 94. Св. Антиох: О Царствии Небесном и о молитве. С. 117-118. Слово о молитве. С. 140. Святитель Иоанн Златоуст: Како достоит в Церкви стояти на молитве. С. 152. Его же: Яко подобает оставити дело и ити к церкви христианом, егда время приспеет. С. 153-154. Слово об обетах и о жертвах и молитвах. С. 156).
Петр Дамаскин, священномученик. Творения. Киев, 1905. (Разделение молитвы всех познаний. С. 119-121).
Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. – 600 c.
Симеон Новый Богослов, преподобный. Божественные гимны. (Вступительная статья иеромонаха Пантелеймона Успенского). Сергиев Посад, 1917. – 280 с. (фототип. изд. 1989).
Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Вып. 1. М., 1892. (...О молитве и чтении. Как надлежит христианину молиться? С. 74-81. Самый большой грех есть молиться без страха Божия, без благоговения и внимания. Допускающие его не ведают, как должно, Бога. С. 81-91. Есть семь классов, для которых потребна молитва церкви о спасении их. Те, которые молятся Богу, а между тем сами не знают о чем просят, не бывают услышаны. Всуе трудятся те, которые не молятся в духе. С. 141-149 ...Молиться со вниманием есть дар Божий. С. 149-158 ...Как узнать, принял ли Бог наш пост, молитвы и милостыню? Как должно петь и молиться? ...Душой псалмопения должно быть смиренномудрие. С. 158-166. Как молиться о Царствии Божием? С. 249-259).
Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Вып. 2. М., 1890. (О трех образах внимания и молитвы. С. 179-191 ...Душеполезная повесть об одном послушнике, получившем Святого Духа молитвами отца своего духовного. С. 435-440 ...Благодарение Богу за полученные от Него благодеяния, о духовной молитве и о преспеянии в ней. С. 491-502).
Тертуллиан, христианский писатель. Творения. Ч. 2. СПб., 1847. (О молитве Господней. С. 30-51).
Тертуллиан, христианский писатель. Творения. Ч. 3. Киев, 1915. (О молитве. С. 1-31).
Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 5. М., 1875. (См. Алфавитный указатель: "О молитве". "Молитва Господня", "Молитвы иные образцы из Писания святого". С. 8).
Учение о молитве от святых отец и подвижников благочестия собранное. М., 1861. – 94 c.
Феофан (Говоров), святитель. Истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1908. – 160 с.
Феофан (Говоров), святитель. Ответы епископа Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. – 40 с.
Феофан (Говоров), святитель (составитель). Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1907. (О трезвении и молитве. С. 171-173).
Феофан (Говоров), святитель. Тридцать третий псалом. М., 1903. (О всегдашнем за все благодарении Бога. С. 23-27. О выну хвалении Бога. С. 27-30).
Феофан (Говоров), святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. (...Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. С. 115-118 ...Поведение говеющего в Церкви. С. 119-122 ...Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки. С. 170-175. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. С. 175-178 ...Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры. С. 208-213 ...Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам. С. 237-240. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимание к Богу. С. 240-243 ...Охлаждение в молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память. С. 252-255 ...Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством против врага, наводящего искушения. С. 276-279).
Феофилакт, архиепископ Болгарский, блаженный. Толкования на Новый Завет. СПб., изд-во П. Сойкина. (На послание святого апостола Иакова. Гл. 5, ст. 13-18. С. 190-191 и др.).
Феофилакт, архиепископ Болгарский, блаженный. Толкование на святое Евангелие. Ч. 4. Евангелие от святого апостола Иоанна. Казань, 1908. (Гл. ХVII. О молитве Иисуса к Отцу за учеников, Ему данных. С. 319-331 и др. ).
Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1889. – 160 c.
Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Ч. 3. М., 1845. (См. Алфавитный указатель: "Молитва". С. 28-30).
Харитон, игумен. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. Ново-Валаамский монастырь. 1991. – 298 c.
Христианская жизнь по Добротолюбию. Избранные места из творений святых отцов и учителей Церкви. Харбин, 1930. (Молитва. Когда бывает молитва споспешествуема от святых. Действие молитвы на души находящихся в аду. Запрещение молитвы за самоубийц. Молитва Иисусова. Должно непрестанно молиться и инокам, и мирянам. С. 67-79).
Цветник Духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. (Две части в одной книге). М., 1909. (Молитва. Ч. 1. С. 102-114. Скорбь и молитва об умерших. Ч. 2. С. 215-218).
Алексий I, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941-1948). М., 1948. (...Из пасхального послания настоятелям церквей г. Москвы от 7 апреля 1946 г. С. 237-241 ...Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года. С. 246-248).
Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово Патриарха. СПб., 1991. (Слово в неделю Торжества Православия. Послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. (По случаю нового обретения святых мощей Преподобного Серафима Саровского. С. 3-16).
Агафодор, архиепископ. Наставление в Законе Божием. Учебное руководство для одноклассных церковно-приходских школ. П. 1915. (О молитве вообще. О молитве Господней. С. 190-194).
Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катихизис. Париж, 1981. (Молитва Господня. Общественная и частная молитва. Молитва Иисусова. Православное богослужение. С. 139-144).
Антоний (Блюм), митрополит. Молитва и жизнь. Рига, 1992. – 95 c.
Антоний (Блюм), митрополит. Человек перед Богом. М., 1995. (Молитва: внимание и благоговение. С. 157-158. Путь молитвы. С. 189-191. О молитве Господней. С. 205-223. О молитве. – Ответственность и искренность. Святой Дух – Утешитель. Рассеянность. Молитвенное правило. Верность и убежденность. – С. 234-241. Семейная молитва. С. 276-277. Что питает молитву? С. 341-345. Молитва Церкви над усопшим. С. 361-363).
Антоний (Храповицкий), епископ. Полное собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1910. (Значение молитвы для пастыря Церкви. С. 306-322).
Антоний (Храповицкий), митрополит. Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди. Нью-Йорк, 1960. (Приготовление к пастырскому званию: молитва. С. 80 ...Значение молитвы для пастыря. С. 119-138).
Апраксин С. О посте и молитве. (Размышления уверовавшего врача). Киев, 1907. – 50 c.
Арсений (Минин), иеромонах. Беседа о молитве с присовокуплением некоторых молитвенных ко Господу Богу воззваний. М., 1908. – 34 с.
Бенескриптов Е.С. О посте и молитве О молитве Господней. СПб., 1847. – 59 с.
Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу. (Автор "Бесед" священник Константин Ровинский († ок. 1942). Публикация Е. В. Апушкиной). М., 1995. (О молитве. Как надлежит молиться. О молитве по соглашению. О Таинстве Елеосвящения. Описание некоторых случаев, показывающих силу усердной молитвы, великое значение Таинств Покаяния и Причащения и других, ясно доказывающих Промысл Божий о нас и чудодейственную помощь как Творца, так и Заступницы нашей усердной Богоматери и святых угодников Божиих. Благодатная помощь по молитвам преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Об общении с умершими. С. 53-162).
Благонравов М., протоиерей. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приходских школ. Ч. 1. Астрахань, 1907. (Обучение молитвам. С. 95-131. Преподавание учения о богослужении. С. 171-176).
Благонравов М., протоиерей. Примерные уроки и планы уроков по Закону Божию для законоучителей начальных школ. Ч. 5. Астрахань, 1907. (Уроки по обучению молитвам. С. 26-38. Уроки по учению о богослужении. С. 82-88).
Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь богомыслий. М., 1825. – 52 c.
Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру. (Личные воспоминания и встречи). Брюссель, 1971. – 48 с.
Булгаков С., протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1985. (...Богослужение в Православии. С. 277-296).
Булгаковский Д., священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. – 40 c.
Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). ИМКА-ПРЕСС, 1980. (Молитва. С. 74-84).
Вениамин (Краснопевков), архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб., 1908.
(См.: Алфавитный свод – "Молебны или молебствия". "Молитва". С. 521-522).
Вениамин (Федченков), архиепископ (составитель). Небо на земле. Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии, составленное по творениям его. Форествилль, Калифорния, 1978 (...Нужные молитвы. С. 882 и далее).
Викентий (Морарь), иеромонах. Учение епископа Игнатия (Брянчанинова) о молитве. (Курсовое сочинение). Загорск, 1981. – 147 с. Машинопись.
Вознесенский Н., протоиерей. Сокращенный Православный христианский катихизис. Харбин, 1938. (О молитве. О молитве Господней. С. 48-57). Вседневное беседование с Богом в утренние часы. (Пер. с немецкого). СПб., 1820. – 115 c.
Гавриил (Прискока), иеромонах. Учение епископа Феофана Затворника о молитве. (Курсовая работа). Загорск, 1983. – 211 с. Машинопись.
Гапонов И., священик. Собеседования отца духовного со своими прихожанами о молитве. Харьков, 1859. – 160 с.
Геллей Г. Библейский справочник. Торонто, 1984. (Молитва Христа. Молитва Иисуса, Господня. Тайная молитва. С. 508-509. Молитва и вера (настойчивая вдова). С. 516).
Глеб (Савин), иеромонах. Богослужения годичного круга и значения их в пастырском служении. (Курсовое сочинение). Загорск, 1973. – 184 с. Машинопись.
Гоюк М., священник. Молитва и ее значение в пастырстве. (Дипломная работа). Загорск, 1988. – 71 c. Машинопись.
Гроссу Н., священнник, профессор. Отзыв о сочинении священника Александра Никольского на тему: "Молитва и ее значение в жизни христианина" (Смоленск, 1909), представленном на соискание степени магистра богословия. – 26 с. (Оттиск из журнала "Труды Киевской Духовной Академии". Б/г ).
Гурьев В., протоиерей (соcтавитель). Поучения по руководству Патерика Печерского. М., 1912. (Должно приготовлять пищу с молитвою о благословении Божием. С. 30-32. О непрестанной молитве. С. 41-42. С какого времени в Русской Церкви вошло в обычай влагать разрешительную молитву в руки умершим. С. 59-63).
Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца. М., 1904. (Молитвенные правила преподобного Серафима. С. 465-475).
Дружинин А., протоиерей. Значение молитвы в жизни христианина по учению отца Иоанна Крон-штадтского. Казань, 1910. – 43 c.
Дьяченко Г., протоиерей. Друг церковного импровизатора. Практическое пособие для проповедников слова Божия, заключающее в себе краткие конспекты проповедей догматического, нравственного и церковно-практического характера. Всех конспектов 1000. М., 1903. (Молитва. С. 244-252).
Дьяченко Г., протоиерей (составитель). Духовные посевы. Краткий сборник рассказов, статей и стихо-творений духовно-нравственного содержания, приспособленных к общедоступному объяснению главнейших истин катихизического учения Православной Церкви. М., 1901. (О молитве вообще. О молитве Господней. С. 211-253).
Дьяченко Г., протоиерей. Практическая симфония. М., 1901. (См.: Алфавитный указатель – "Молитва". С. 19).
Дьяченко Г., протоиерей (составитель). Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. (См.: Алфавитный указатель – "Молитва". С. 31).
Дьяченко Г., протоиерей. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1892. (...Молитва. О молитве Господней... С. 16-240). (См. к изд. СПб., 1902. Алфавитный указатель: "Молитва..." С. 15-16).
Дьяченко Г., протоиерей (составитель). Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1902. (См.: Алфавитный указатель. – "Молитва". С. 26).
Евфимий Зигабен, монах. Толковая Псалтирь. Киев, 1907. – 1162 с.
Ершов Н. М. Дар чудотворной молитвы святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, 1994. – 36 с.
Жевахов В. Д., 1912. – 69 с.
Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий из книги святых Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского, сочиненных его другом и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. М., 1847. – 302 с.
Завитневич В. О молитве. Из системы философско-богословских воззрений А. С. Хомякова. Киев, 1906. – 14 с. (См. также: "Труды Киевской Духовной Академии". 1907. Январь).
Закон Божий. Первая книга о Православной вере. ИМКА-ПРЕСС, 1956. (Крестное знамение. Молитвы и поклоны. Храм. Общая молитва. Как надо молиться. Что мы видим в Церкви. Богослужения. С. 9-16. Божественная Литургия. Таинства. Молитвы. С. 249-264).
Закон Божий. Вторая книга о Православной вере. ИМКА-ПРЕСС, Париж, б/г. (Богослужение. С. 107-210).
Закон Божий. Третья книга о Православной вере. ИМКА-ПРЕСС, Париж, б/г. (Молитва. С. 98-101). Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой. Киев, 1898. – 20 с.
Заплатин С. Учение о молитве Филарета, митрополита Московского. "Троицкий цветок", 84. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1912. – 104 с.
Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Основоположительный. Этико-богословское исследование. Кн. 2. Опыт систематического раскрытия вопроса. СПб., 1907. – 693 с.
Иванов М. С. Святой Иоанн Лествичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству. (Курсовое сочинение). Загорск, 1971. Машинопись (О молитве. С. 181-186).
Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1914. – 71 с.
И. М. Как научиться Иисусовой молитве? Одесса, 1913. – 56 с.
Иннокентий, епископ. Молитвослов (Краткое понятие о молитве). Пекин, б/г. – 34 с.
Иосиф, иеромонах (составитель). Советы и наставления духовного отца монахиням Московского Скорбященского монастыря по руководству великих подвижников и учителей монашеской жизни. М., 1913 (Телесные подвиги инокини: пост, бдение и телесная молитва. Правило на выход из келии в церковь. Правило по входе в церковь. Правило на выход из церкви. О келейном правиле. Келейное правило. О поклонах. Пяточисленные молитвы святителя Димитрия Ростовского, читаемые во всякое время и при всяком случае. О трезвении и молитве. О молитве Иисусовой. О упражнении молитвой Иисусовой. С. 7-41 ...Молитва пред исповедью. Молитва исповедания к Богу повседневного от человека, полагающего спасения начало. С. 51-61).
Иринарх, архимандрит. Беседы о молитве, составленные на основании учения Священного Писания и подвижников в молитве для разумного упражнения и преуспеяния в молитве. В 10 томах. Т. 1. М., 1860. – 366 с. Т. 2. М., 1863. – 692 с.
Иустин (Полянский), епископ. О молитве или призывании Бога. Учение святителя Тихона Задонского. М., 1908. – 46 с.
Иустин, епископ Рязанский. Сочинения. Т. 2. М., 1895. (Молитва. С. 335-337 ...Молитва к Богу и призывание Его святого имени. С. 475-477).
Как научиться молиться? М., 1908. – 36 с.
Каменяка А., священник. Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними. (По Добротолюбию). Загорск, 1953. – 80 с. Машинопись.
Каррель А. О молитве. Брюссель, 1967. – С. 165-177.
Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Текст и комментарии. Пер. с франц. М., 1994. (О молитве. С. 179-210).
Климент (Зедергольм), иеромонах (составитель). Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. – 182 с.
Кулумзина С. Наша Церковь и наши дети. М., 1994. (...Домашняя молитва. С. 86-89 ...Объяснение детям молитвы "Отче наш". Обучение детей церковным молитвам. С. 107-113).
Лавров А., протоиерей. Записки по предмету Закона Божия. М., 1916. (О молитве. О молитве Господней. С. 173-182).
Лавров С. Яко с нами Бог. М., 1995. (О молитве. С. 131-138).
Леонтьев К. Письмо о вере, молитве, о немощах духовенства и о самом себе. Б/м и б/г. – 9 с.
Лодж О. Сущность веры в связи с наукой. Катехизис для родителей и учителей. СПб., б/г. (Молитва Господня. С. 125-127).
М. А. Несколько уроков, принятых у святой Православной Церкви о молитве по речению или на слова: "Господи помилуй", с общим предварительным словом о молитве. М., 1897. – 32 с.
Макарий (Веретенников), архимандрит. Как защититься от чародейства. М., 1995. (О необходимости чтения утренних и вечерних молитв. С. 50-56).
Медведицын Е., священник. Поучения на Символ веры, молитву Господню, Блаженства евангельские и Божественное десятословие. СПб., 1893. – 288 с.
Митрофанов С. Значение пастырской молитвы в области христианского единства. (Курсовое сочинение). Загорск, 1966. 211 с. Машинопись.
Михаил (Десницкий), митрополит. Пастырские наставления как простолюдинам молиться Богу, в кратких беседах предложенные. М., 1850. – 258 с.
Михайловский В., протоиерей. Библейский богословский словарь. СПб., 1899. (Молитва. Молитва общественная, семейная, в скорби, тайная, услышаннная, ходатайственная. С. 176-187).
Молитва – дыхание души. Пермь, 1990. – 9 с.
Монтень Мишель. Опыты. Кн. 1. М.-Л., 1958. – 526 с.
Наум (Байбородин), иеромонах. Степени совершенствования молитвенного состояния (по Добротолюбию). Курсовое сочинение. Загорск, 1964. – 207 с. Машинопись.
Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. Краткая учебная книга православной веры Христовой. СПб., 1911. – 258 с.
Нахимов Н. Молитвы и песнопения Православного Молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями. СПб., 1912. – 360 с.
Невский А. (составитель). Русская духовно-нравственная хрестоматия. М., 1861. (Святитель Василий Великий. Из беседы на память мученицы Иулитты: О молитве. С. 80-81 ...Преподобный Ефрем Сирин: О молитве. С. 108-112 ...О значении церковного молитвословия на Новый год. С. 245-247. Сущность утренних и вечерних молитв. С. 247-253. Всенощные бдения. С. 253-256 ...О зове к богослужению в Христианской Церкви. С. 276-279. и др.).
Невский А., священник. Уроки Пространного православно-христианского катихизиса. Пособие к изучению катихизиса. Тверь, 1908. (О молитве вообще. О молитве Господней. С. 105-117).
Нейгум М., священник. Святоотеческое понимание зла в мире. Курсовое сочинение по кафедре Патрологии. Приложение. Т. З. Загорск, 1980. Машинопись. ("Молитва". С. 155-286).
Неплюев Н. Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. Благовест Библейский. Благовест Псалтири. Молитва Господня. 5 гл. Евангелия от Матфея. 10 гл. Евангелия от Матфея. Христианское мировоззрение. Христианская гармония духа. СПб., 1901. – 399 с.
Нефедов Г., протоиерей. Основы христианской нравственности. Учебное пособие для Регентской школы. Сергиев Посад, 1994-1995 учебный год. Машинопись. (О молитве. С. 90-95).
Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике. Ч. 4. М., 1992. (О молитве. С. 32-33).
Никитский С. Вера Православной Восточной Греко-Российской Церкви по ее символическим книгам. М., 1890. (О молитве. Молитва Господня. Другие молитвы... Общественное богослужение... С. 83-111).
Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. Иллюстрированная полная популярная. В 4-х выпусках. М., 1891. (Молитва. С. 484).
Никольский А., священник. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1903. – 304 с.
Никольский П. Молитва. Тамбов, 1901. – 53 с.
Никольский Т., священник. О молитве за умерших. (Рассуждение). СПб., 1847. – 173 с.
Нилус С. Сила Божия и немощь человеческая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. (...Повесть о пяточисленных молитвах. С. 311-316).
Нюстрем Э. (составитель). Библейский словарь. Энциклопедический словарь. Торонто, 1982. (Молитва. С. 259-260. Отче наш. С. 294).
О благоговейном совершении молитвы и чинном поведении в храме Божьем. Б/м и б/г. – 48 с.
О вере и нравственности. Московская Патриархия, 1991. (...Молитва Господня. С. 162-166).
Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI веке. СПб., 1914. – 32 с.
Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. (Очерк православного нравоучения). М., 1900. – 317 с.
О терпении в молитве. "Прибавления к творениям святых отцев". 1855. Ч. XIV. С. 397-408.
Павел, архиепископ Финляндской Православной Церкви. Как мы веруем. Париж, 1986. (Молитвенный подвиг. С. 87-132).
Певницкий В. Ф., профессор. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. СПб., 1901. – 315 с.
Петр (Екатериновский), епископ. Указание пути ко спасению. (Опыт аскетики). М., 1885. – 496 с.
Петровский С., протоиерей. Объяснение самых употребительных молитв для простого народа. С рисунками. Одесса, 1905. – 140 с.
Платон (Казанский), архимандрит. Беседы на молитву Господню и на некоторые избранные места Священного Писания. Тверь, 1844. – 106 с.
Платонов В., священник. Психология молитвы. СПб., 1913. – 28 с.
Плисюк Ф., священник. Необходимость молитвы как условия духовного совершенствования в жизни христианина. (Дипломная работа). Загорск, 1981. – 52 с. Машинопись.
Подвижник веры и благочестия. М., 1914. (Молитвенная деятельность батюшки – протоиерея Валентина Амфитеатрова – и ее благотворные действия. С. 103-174).
Попов А. В. Православные русские акафисты. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань, 1903. – 624 с.
Попов С., протоиерей. Справочная книга при беседе с рационалистическими сектантами. Псков, 1903. (О молитвенном ходатайстве святых людей. С. 451-472).
Правдолюбов С., протодиакон. Великий канон святого Андрея Критского. (История. Поэтика. Богословие). Магистерская диссертация в 5-ти томах. М., 1987. (См.: Т.2. Гл. 5. Великий канон в богослужении. С. 40-95. Т. 4. Алфавитный указатель. – "Моление". "Молитва". "Молитвенник". "Молитися". "Мольба". С. 79-80).
Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953. (...Молитва и богослужение в жизни Православной Церкви. С. 241-273).
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1900. (О молитве. Молитва Господня. С. 83-94).
Размышление о молитве Господней. "Христианское Чтение" ("Хр. Чт."). 1822. Ч. VI. С. 318-341.
Рафаил, архимандрит. Размышление о молитве. М., 1891. 34 с. (О необходимости молитвы. О способе. О силе).
Саввинский И., протоиерей. Уроки по Православному христианскому катихизису. Астрахань, 1910. (О молитве. О молитве Господней. С. 75-84).
Самойлов А. Пастырь – совершитель богослужения по сочинениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. (Кандидатская диссертация). 3агорск, 1991. – 347 с.
Свирелин А., священник. Православная вера. Книга для религиозно-нравственного чтения. М., 1869. (Ч. 2: Объяснение православного богослужения, церковных таинств и чина погребения усопших. С. 63-156).
Серафим (Алексиев), архимандрит. Сергий (Язаджиев), архимандрит. Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб., 1992. (...Литургический стиль Православной Церкви. С. 259-261).
Скворцов И., протоиерей Катихизические поучения, говоренные в Киево-Софийском соборе. (О вере. О молитве Господней. О блаженствах Евангельских. О 10-ти заповедях Божиих. О заповедях церковных). Киев, 1854. – 330 с.
Слободской С., протоиерей (составитель). Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстраци-ями. Джорданвилль, 1987. Московская Патриархия. Репринтное издание, 1990. (Молитвы. С. 63-98).
Словарь Библейского богословия. Брюссель, 1974. (Молитва. 1. Молитва в истории Израиля. 2. Псалмы – молитва собрания. 3. Молитва согласно учению Иисуса. 4. Молитва Иисуса. 5. Молитва Церкви. С. 591-600).
Смеря М., протоиерей. Богословское содержание проповедей святого Димитрия, митрополита Ростовского. (Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 1995. Машинопись. (...Подвиг молитвы и поста. С. 148-157).
Смирнов С., профессор. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки). М., 1912. (См.: Указатель к текстам – "Молитва". "Молитвенник". "Молитвеник". С. 498-499).
Соколов Д., протоиерей. Закон Божий. Начальное наставление в Православной христианской вере. Б/м., 1914. Переиздано: Монреаль, 1974. (Повседневные молитвы. С. 1-23).
Соловьев В. Духовные основы жизни. СПб., 1897. – 177 с.
Соловьев И., священник. О молитве Православной Церкви за усопших инославных христиан. "Чтения в обществе любителей духовного просвещения". 1885. Июль. С. 1-42.
Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. СПб., 1994. 185 с.
Спекторский Е., профессор Христианская этика. Нью-Йорк, 1980. (...Молитва созерцательная, благодарственная, просительная, Евангельские молитвы. Молитва Ефрема Сирина. Истолкование молитв. С. 157-161).
Стратилатов М., протоиерей. Беседа отца с сыном о молитве вообще с изъяснением молитвы Господней. М., 1830. – 113 с.
Тихон (Зайцев), иеродиакон. Преподобный Феодор Студит – учитель иночества. (Кандидатская диссертация). Сергиев Посад, 1995. – 126 с. (О посте, воздержании и молитве. С. 66-71).
Тихон, игумен. Искатель непрестанной молитвы или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве. М., 1901. – 62 с.
Учение Православной Восточной Кафолической Церкви о благотворении преставльшимся, т. е. о молитвах, милостынях, постах, в особенности о бескровных жертвах, приносимых за умерших. М., 1876. – 82 с.
Ушаков Н. Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина и черты его жизни. М., 1905. – 29 с.
Филарет (Карагодин), монах. Духовная жизнь и культура православного священнослужителя. (Курсовое сочинение). Троице-Сергиева Лавра, Загорск, 1975. – 123 с. Машинопись. (Молитва. С. 79-89).
Чельцов Г. Объяснение Символа веры, молитв и заповедей, с подготовительными к нему рассказами из Священной истории для руководства при первоначальном изучении Закона Божия. СПб., 1878. (О молитве. С. 108-158).
Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж, 1976. (Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. С. 132-170).
Четвериков С., протоиерей. Оптинский старец Амвросий. Платина, Калифорния, 1980. (Наставления святого старца Амвросия: О молитве Иисусовой. С. 23-27. О крестном знамении. С. 27).
Августин Иппонский, блаж. († 430).
Алексий, митрополит Московский свт. († 1378).
Афанасий Великий, свт. († 373).
Варсонофий Великий, прп. (VI в.).
Василий Великий, cвт. († 379).
Виссарион, чудотворец Египетский, прп. (IV-Vвв.)
Геннадий, Патриарх Цареградский, св. († 471).
Григорий Богослов, cвт. († 389).
Григорий Двоеслов, свт. († 604).
Григорий Неокесарийский, свт. († ок. 266-270).
Григорий Нисский, свт. († после 394).
Григорий Палама, свт. († ок. 1360).
Григорий Синаит, прп. (XIV в.).
Диадох, епископ Фотики, блаж. (V в.).
Димитрий Ростовский, свт. († 1709).
Дорофей, авва, прп. (VI-VII вв.).
Ерм, св. (II в.).
Ефрем Сирин, прп. († 373-379).
Зинон Синайский, прп. (V в.).
Иаков Низибийский, свт. († 350).
Игнатий (Брянчанинов), свт. († 1867).
Игнатий (Ксанфопул), прп. (XIV в.).
Иоанн Златоуст, cвт. († 407).
Иоанн Кассиан, прп. († 435).
Иоанн Лествичник, прп. († 649).
Иоанн Пророк, прп. (VI в.).
Иосиф Панефосский, прп. (V в.).
Исаак Сирин, прп. (VII в.).
Исихий, пресвитер Иерусалимский, прп. († ок. 433).
Иулиан Пустынник, прп. († 262).
Иустин Философ, св. († 166).
Каллист (Ксанфопул), свт. (XIV в.).
Киприан Карфагенский, свт. († 258).
Кирилл Иерусалимский, свт. († 386).
Климент Римский, свт. († 101).
Макарий Египетский, прп. († 390-391).
Максим Исповедник, прп. († 662).
Марк Подвижник, прп. (V в.).
Никифор Уединенник, прп. († ок. 1340).
Нил Синайский, прп. (V в.).
Серафим Саровский, прп. († 1833).
Сергий Радонежский, прп. († 1392).
Сисой Великий, прп. († 429).
Тихон Задонский, свт. († 1783).
Феофан (Говоров), свт. († 1894).
Феофил Антиохийский, свт. (II в.).
Феофилакт Охридский, блаж. († ок. 1107).
Филарет (Дроздов), свт. († 1867).
Издание:
Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и её значении в деле нравственного совершенствования. – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 1999.
Первоначальный файл из Библиотеки православного христианина "Благовещение".
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2013.