Аннотация
В статье рассматриваются проблемы российской идентичности в контексте авторской концепции полиментальности общества. Специально анализируются проблемы ценностно-ментальной идентичности и полиментальности российских психологов, а также социальная справедливость как принцип достижения адекватной идентичности, патриотизма и национальной безопасности в стране. При этом используются данные эмпирических социологических и социально-психологических исследований, выполненных автором, его сотрудниками и коллегами.
Ключевые слова
Российская полиментальность, ценностно-ментальная идентичность, основные российские менталитеты, национальная безопасность, социальная справедливость
Annotation. The article considers the problem of Russian identity in the context of the author's conception of polimetality of the society. The author specially examines problems of value-mental identity and polimentality of Russian psychologists , as well as social justice as a principle of achieving adequate identity, patriotism and national security in the country. At the same time, the data of empirical sociological and socio-psychological research carried out by the author, his staff and colleagues, are being analyzed.
Keywords. Russian polymentality, value-mental identity, basic Russian mentalities, national security, social justice.
Cледует специально рассмотреть проблемы ценностно-ментальной идентичности, идентификации современных российских психологов. Психология, как и другие науки, методологически связана с философией, а как гуманитарно-социальная наука – с менталитетом общества и идеологией государства [9]. Если в советскую эпоху психологическая наука была только марксистской, основанной на теории исторического материализма, то в постсоветское время, когда признается идеологическое разнообразие, психология стала плюралистической. Вместе с тем, в любом обществе, раньше, скорее имплицитно, а ныне, всё более эксплицитно, существует полиментальность (термин, введенный автором) – одновременное наличие разных исторически сложившихся типов менталитетов [8]. Каждому менталитету соответствует определенный ценностно-ментальный тип личности (например, как мы это показали художественной, метафорической моделью российской полиментальности являются образы четырех братьев Карамазовых из одноименного романа Ф.М. Достоевского) [ 7 ].
Психологи, как и все люди, подвержены ценностно-ментальной зависимости (осознанной и неосознанной). По мнению американского социального психолога Д. Майерса: "Совершенно естественно и неизбежно, что предшествующие убеждения и ценности будут влиять на то, что думают и о чем пишут социальные психологи" [3 , с. 38]. А создатель первых в нашей стране лаборатории (1962 г.) и кафедры (1968 г.) социальной психологии в Ленинградском (Санкт-Петербургском) университете Е.С. Кузьмин отмечал, что "исходным пунктом исследования являются общие методологические установки, которые всегда имеют место у исследователя, независимо от того, сознаёт он их или нет" [2, c.15]. В среде профессиональных легитимных российских психологов (нельзя забывать и о нелегитимных "самозванцах", присутствующих в сфере этой деятельности) обнаруживаются представители всех основных менталитетов нашей авторской типологии [10, 11]..
Так, продолжают достойно работать психологи-патриархи советской эпохи, принадлежащие к социалистическому (просоциально-коллективистскому) менталитету, и их ученики. В процессе перестройки возникла и развивается христианская (православная) психология, представители которой ориентируются на религиозные ценности и нормы. С этим направлением ментально связаны психологи, разрабатывающие духовно-нравственные проблемы, прежде всего, в Институте психологии РАН и в РГПУ им. А.И. Герцена. Но, пожалуй, самой многочисленной группой, особенно среди молодых психологов, в настоящее время являются последователи всевозможных западных школ и направлений, ориентированные на либеральные и потребительские ценности западного общества. Многие психологи этого типа являются приверженцами коммерческой психологии, связанной с практикой тренингов, активных методов, а также манипулятивных технологий, в основном заимствованных за рубежом и чаще всего не учитывающих ценностно-ментальную специфику российского общества. Существует и нелегитимная, шарлатанская "психология", связанная с деятельностью всевозможных экстрасенсов, астрологов и даже откровенных "магов" и "ведуний", при этом некоторые из них ссылаются на университетское психологическое образование (!?). Весьма примечательно, что подобная деятельность широко представлена и рекламируется на телевидении и в прессе. Наконец, имеются и представители эклектической психологии, пытающиеся сочетать в своих работах разные школы и направления, порожденные различными ценностно-ментальными источниками. В результате их подход выступает как новое, пока дискуссионное, постмодернистское направление.
Как свидетельствует анализ данных репрезентативных социологических исследований (ВЦИОМ, ЛЕВАДА-центр, ФОМ и др.), в том числе, проведенных под руководством автора [6, 11], среди населения России преобладают просоциально-коллективистский и российско-православный менталитеты (вместе взятые – свыше 75% населения). Думается, что легитимное профессиональное сообщество российских психологов должно учитывать эту ценностно-ментальную идентичность большинства народа России, а также осознавать и собственную идентичность. В результате возникает несомненно очень значимая проблема, которая требует своего научно-адекватного и профессионально-этического решения. Насколько сообщество российских психологов ценностно-ментально совместимо с народонаселением России? При отсутствии такой совместимости у многих психологов-практиков и их клиентов (кстати, по латыни клиент – послушный, покровительствуемый) или пациентов могут возникнуть и возникают неадекватные духовно-нравственные отношения вплоть до конфликтных. О противоречиях между идеологией капитализма, бизнеса, конкуренции и принципами христианства, братской любви, человечности писали ещё более полувека назад такие психологи как К. Хорни, Э. Фромм, В.Франкл. Грандиозный духовно-нравственный кризис западного общества, в частности, так называемую сексуальную революцию ХХ века, великолепно проанализировал великий социолог и социальный психолог Питирим Сорокин [12, 13].
Теперь мы в России идем по той же капиталистической стезе и в чем-то "превосходим" наших западных "партнеров". Одновременно, у нас разыгрывается очередной российский драматический акт противостояния "западников" и "почвенников". В психологической корпорации это противоборство видно невооруженным глазом. Правда, ныне это точнее можно назвать конфликтом "патриотов" и "глобалистов". Как обычно, ёрничая и пародируя в русле уже традиционного постмодерна, аналогичный конфликт смоделировал В. Пелевин в своем новом романе "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" (2017 г.). Самое любопытное, что Пелевин очень наглядно-сатирически обнажил главные ценности "западников": мамона-злато, "основной инстинкт" и США. И как же психологу-западнику взаимодействовать с православным почвенником-клиентом или, наоборот, почвеннику-психологу взаимодействовать с клиентом-западником? В университетах психологи-западники превалируют и готовят себе соответствующую смену. Поэтому диалектический баланс нарушается и недальновидные "западники"-подражатели работают на свой собственный крах, тем более в условиях приближающегося общецивилизационного краха капитализма [17]. К тому же российское общество становится всё более поляризованным, закон поляризации Питирима Сорокина подтверждается (чего стоит хотя бы общественный конфликт, в связи с содержанием фильма "Матильда", который должен выйти на экраны в октябре 2017 года, накануне 100-летия Октябрьской социалистической революции).
Остановимся на современной социально-психологической ситуации в стране и возможностях её позитивного развития. Напомним, что 29 мая 2015 г. Премьер-министр РФ подписал распоряжение "Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Приоритетами государственной политики в сфере воспитания является "формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России" (курсив наш – В.С.) [15]. Это означает, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание, наконец-то, возвращается во все учебные заведения. 31 декабря 2015 г. В.В. Путин подписал Указ Президента № 683 "О стратегии национальной безопасности РФ" [14], в которой в разделе "Культура" впервые четко и однозначно говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области культуры относятся: "сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности, сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны" (курсив наш – В.С.). При этом "к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины". Стратегия становится, по сути, российской идеологией, на основе которой можно возрождать и укреплять российскую идентичность (искаженную либералами-западниками) и присущий нашему народу традиционный менталитет [4], ядром которого является социальная справедливость.
Ещё Аристотель утверждал, что "справедливость является величайшей из добродетелей… Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности" [16, с.91]. Ф.М. Достоевский писал: "Высшая и самая характерная черта русского народа – это чувство справедливости и жажда её" [1, с.549]. Однако этим аксиомам противостоит финансово-имущественная поляризация современного общества, противоречащая конституционному положению о том, что Россия является социальным государством. Как показывают результаты социологического исследования "Левада-центра" в июне 2016 г., сильнее всего россияне ощущают противоречия между богатыми и бедными (76% опрошенных), затем по напряженности следуют отношения между начальством и рядовыми работниками (65%). Научные исследования показывают, что в современной России общество социальной справедливости прежде всего востребовано представителями коллективистско-социалистического и православного менталитетов, составляющими большинство наших граждан. Членов этих социальных сообществ объединяют ценности справедливости, патриотизма, коллективизма (общинности), веры, русской культуры и языка [11, 2015]. Самое глубокое несогласие и противостояние наблюдается между представителями названных групп и носителями либерально-индивидуалистического (прозападного) менталитета, для которых характерна выраженная направленность на ценность денег и гораздо меньший интерес к вере и справедливости. Противоречия между этими, условно говоря, "либералами", с одной стороны, православными и социалистами, с другой, проявляются на всех "этажах" российского общества, так как либералы не разделяют эгалитарную концепцию социальной справедливости, являясь сторонники элитарной концепции "социальной несправедливости", принимая и оправдывая жестокую конкурентную борьбу, олигархат (господство "денежных мешков"), аморализм и эгоизм деятелей капитализма. Препятствие для формирования общества социальной справедливости и социального согласия заключается и в том, что либералы господствуют в СМИ.
В подобных условиях патриотизм как основной ориентир внутренней политики Российского государства обязательно должен быть подкреплен декларацией о формировании общества социальной справедливости. Это должно происходить путем социального перераспределения доходов сверхбогатой части населения через механизмы национализации природной ренты и введение прогрессивной системы налогообложения, как это делается в других странах. В "Основах социальной концепции Русской православной церкви" отмечается: "Необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния" [5, с. 211].
Безусловно, общество социальной справедливости невозможно построить, не преодолев современных размеров коррупции и безнравственности в российской жизни (взятки, мошенничество, падение престижа честного труда, экологический вандализм, наркомания, проституция, открытая и скрытая пропаганда всевозможных пороков и насилия и др.). Только решимость и воля власти, церкви и народа способны преодолеть духовно-нравственный кризис. Психологи, выполняя свой гражданский долг, также играют здесь свою далеко не последнюю роль. Главным национальным проектом в стране должен стать реальный проект духовно-нравственного преображения России и построения общества социальной справедливости.
Литература
1. Достоевский Ф. М. Записки из Мертвого дома // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. М. Изд-во Художественной лит-ры. 1956.
2. Кузьмин Е. С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ. 1987.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
4. Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы. СПб.: Алетейя, 2015.
5. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Юбилейный Архиерейский собор РПЦ (Сборник докладов и документов). СПб., 2000.
6. Российское общество: проблемы социального согласия и развития (Человек и общество. Вып. 33) / Под ред. В.Е. Семёнова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014.
7. Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. С. 485-492.
8. Семёнов В.Е. Полиментальность как новый концепт в социально-психологических исследованиях // Современная психология: состояние и перспективы. Т. 2. Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М. ИП РАН. 2002. С. 226-229.
9. Семёнов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 38-45.
10. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
11. Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета / Под ред. В.А. Кольцовой, Е.В. Харитоновой. М. ИП РАН. 2015. С. 403–429.
12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 1992.
13. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006.
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015).
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ № 996р от 29.05.2015).
16. Аристотель. Этика. СПб., 1908.
17. Giroux H. A. Zombie Politics and Culture in the Age of Capitalism. N.Y. PETER LANG. 2014
Издание:
Семёнов В. Е. Проблемы ценностно-ментальной идентичности российских психологов // Методология современной психологии. Вып. 7. М. – Ярославль, 2017, с. 352-358.
Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).
Последнее обновление файла: 15.04.2019.