. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Семёнов В. Е. Культура русской речи у молодежи в Петербурге и в городах российской провинции (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Семёнов Валентин Евгеньевич

    Культура русской речи у молодежи в Петербурге и в городах российской провинции

     

    Тот или иной язык, устная и письменная речь не только содержательно, но и формально, посредством лексики, фонетически, синтаксически и стилистически, всегда отражают духовно-нравственое и социально-культурное состояние и динамику того или иного общества, нации, особенно в переходные и кризисные периоды. В основу этой статьи положены результаты социологического исследования "Русская речь-2010", проведенного сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством автора, совместно с сотрудниками филологического факультета СПбГУ под руководством Е.Е. Юркова в Санкт-Петербурге и городах российской провинции (Мурманск, Тула, Курск, Смоленск, Нижний Новгород, Ярославль, Саратов, Барнаул, Томск, Чита и др.). В статье также использованы некоторые данные более ранних исследований русской речи, начиная с 2004 г. [2; 3; 4]. В 2010 г. в Петербурге и провинции посредством анкетирования были опрошены учащиеся (старшеклассники и студенты) и работающая молодежь – всего 1980 чел., а также петербургские эксперты (филологи, преподаватели русского языка и литературы, ученые-обществоведы) – 30 чел.

    Как и в прошлых опросах молодежи в Петербурге и провинции (2004, 2006, 2008 гг.), в 2010 г. тенденции в русской речи, отмеченные респондентами, сохранили свой характер (см. табл. 1)

     

    Таблица 1.

    Основные тенденции в русской речи, по мнению молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)

    Тенденции

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Неправильные произношение, ударения

    59

    55

    Ненормативная лексика

    46

    48

    Нарушения грамматической правильности

    29

    24

    Распространение жаргона

    20

    27

    Иностранные заимствования

    18

    17

     

    Главными нарушениями норм русской речи, по мнению молодежи, являются неправильное произношение и ненормативная лексика. Следует отметить, что нарушения норм речи в 2010 г. молодые люди отмечали несколько реже, чем в 2008 г. Думается, что это не связано с улучшением практики русской речи, а объясняется продолжением снижения собственной грамотности молодежи и увеличением ее терпимости к нарушениям речевой культуры, особенно это характерно для старшеклассников. Наше мнение подтверждают данные тестовых вопросов, входивших в анкету (на ударения в словах, употребление жаргонных и иностранных слов), а также данные об отношении молодежи к использованию ненормативной речи (см. табл. 2). Эксперты на первое место среди нарушений речевой культуры ставят использование ненормативной лексики, а на второе – нарушение норм произношения.

     

    Таблица 2.

    Отношение молодежи в Петербурге и городах провинции к использованию в бытовой речи ненормативной лексики в 2010 году (данные в %)*

    Использование ненормативной лексики

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Недопустимо

    23

    26

    Допустимо

    13

    16

    Зависит от ситуации

    62

    53

     

    * Примечание: сумма по трем вариантам ответов может быть меньше 100%, т. к. некоторые респонденты не ответили на данный вопрос.

     

    Как показывает таблица, большинство молодежи в 2010 г., так же как и ранее, начиная с 2004 г., допускает использование в бытовой речи ненормативной лексики, так как формулировка "Зависит от ситуации", по сути, является таким же допущением, как и формулировка "Допустимо". Особенно это характерно для старшеклассников и работающей молодежи. Поразительно, что немногим более половины экспертов также говорят о допустимости ненормативной лексики в быту, ссылаясь прежде всего на ситуацию, и только менее половины экспертов считают, что такая лексика недопустима.

     

    Таблица 3.

    Отношение молодежи в Петербурге и городах провинции к уличным вывескам на иностранных языках в 2010 году (данные в %)

    Отношение к вывескам

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Должны быть только на русском языке

    3

    8

    Должны сопровождаться переводом

    20

    28

    Без перевода допустимы только торговые марки

    45

    42

    Вывески на иностранном – это нормально

    31

    21

     

    Как видно из таблицы 3, позитивное отношение молодежи в провинции к вывескам на иностранных языках несколько ниже, чем в Петербурге. Однако приемлемость вывесок на иностранных языках среди молодежи увеличивается с каждым годом, особенно среди старшеклассников. Еще более четко подобная тенденция проявляется в феномене граффити, стилизованные надписи в этом жанре делаются российскими молодыми людьми практически только на латинице. В данном случае глобализация (точнее американизация) проявляется вполне наглядно. Это тот самый процесс, который Дж. Ритцер назвал "макдональдизацией" (от названия американских стереотипных заведений быстрого питания, функционирующих почти по всему миру), имея в виду именно американизацию других стран [1, с. 497]. В отличие от молодежи эксперты дружно выступают против вывесок на иностранных языках. Вместе с тем, наши тест-вопросы об употреблении в повседневной речи иностранных слов показали, что чаще используются их русские аналоги, например, " покупки" (60% опрошенных в Петербурге и 58% в провинции), по сравнению с "шопингом" (соответственно 32 и 32%), "охрана" (81 и 75%), по сравнению с "секьюрити" (11 и 16%), "подросток" (84 и 79%) и "тинейджер" (8 и 11%) и т. д. Только в двух случаях из десяти преобладали иностранные слова: "бизнесмен" (61 и 53%), по сравнению с "предприниматель" (37 и 37%) и "парковка" (60 и 49%), по сравнению со "стоянкой" (31 и 40%).

     

    В анкету 2010 г. были включены новые вопросы, направленные на выявление феномена адекватного выражения мысли в собственной речи ("Возникают ли у Вас трудности в точном, полном выражении своих мыслей в речи?") и качеств речи собеседника (выступающего, коммуникатора), наиболее привлекательных для воспринимающего, реципиента ("Какие качества речи собеседника (выступающего) для Вас наиболее важны, привлекательны?").

    Оказалось, что более одной трети молодежи в Петербурге и в провинции испытывает явные трудности в точном выражении своих мыслей в речи (см. табл. 4). Однозначно не испытывает таких трудностей только менее половины молодых людей (43% в Петербурге и 48% в провинции).

     

    Таблица 4.

    Трудности в точном, полном выражении своих мыслей в речи у молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)

    Трудности

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Да, возникают

    41

    34

    Нет

    43

    48

    Затрудняюсь ответить

    15

    17

     

    Остальные или испытывают затруднения (41% и 34%), или затрудняются ответить (15% и 17%). Таким образом, мы имеем дело с серьезной проблемой нашего образования. Ряд условий современного мира приводит к снижению культуры мышления и речи у молодежи (тотальное влияние упрощенного, стереотипизированного содержания массовой культуры, уменьшение практики письменных сочинений и развернутых устных выступлений, непрерывное потребление информации и развлечений без раздумий и осмысления, снижение культурного уровня самих педагогов и др.). В общем, психологам и лингвистам, учителям русского языка и литературы есть над чем работать, в том числе над созданием специальных методик и тренингов для учащихся, направленных на повышение культуры их мышления и речи.

    Были также получены новые данные о качествах речи собеседника (выступающего), которые являются наиболее важными, привлекательными для молодежи (табл. 5).

     

    Таблица 5.

    Наиболее привлекательные качества в речи собеседника (выступающего), по мнению молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)

    Качества речи

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Юмор

    73

    71

    Грамотность

    62

    57

    Простота, ясность

    58

    59

    Уважение к собеседнику

    58

    60

    Уверенность

    53

    55

    Эмоциональная выразительность

    43

    44

    Информационная насыщенность

    41

    38

    Оригинальность, необычность

    39

    42

    Активность, энергичность

    37

    40

     

    Для молодежи наиболее специфичным оказалось такое качество, как юмор, что очень характерно и для этого возраста, и для психологического климата нашего времени, когда многим представляется, что без постоянного (а потому и примитивного) юмора просто невозможно жить. Тем более что эта установка постоянно стимулируется соответствующими "смеховыми" телевизионными программами для молодежи. Поневоле вспоминается роман-антиутопия недавно почившего классика мировой фантастики Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", в котором показан процесс оглупления и зомбирования аудитории развлекательными программами интерактивного телевидения… Вместе с тем в Санкт-Петербурге молодежь наиболее ценит такие качества речи, как грамотность, ясность, уважение к собеседнику и уверенность, что характерно и для молодежи провинции, только в несколько ином порядке. Наименее важными для молодежи в Петербурге и провинции оказались качества образности, метафоричности (соответственно, 16% в СПб и 14% в провинции), ироничности (15% и 13%) и критичности (7% и 5%) речи. Это отнюдь не очень радует, так как свидетельствует о недостаточной развитости у молодых людей художественного чувства, эстетического вкуса, а также критичности как значимого аналитического свойства личности.

    Материалы исследования показывают, что продолжается процесс снижения интереса к чтению (см. табл. 6).

     

    Таблица 6.

    Интерес к чтению у молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)

    Любите ли Вы читать?

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Да

    69

    57

    Не очень

    28

    34

    Нет

    3

    9

     

    В Петербурге одна треть молодежи признается, что не любит читать, а в провинции и того больше – 43% (мы складываем данные вариантов "Не очень" и "Нет"). Как показал анализ полученных данных, в 2010 г., по сравнению с 2008-м, стало меньше любителей чтения среди молодежи как в Петербурге, так и в провинции.

    В 2010 г. практически ничего не изменилось в мнении молодых респондентов в Петербурге (78%) и провинции (70%) о необходимости мигрантам, приезжающим для работы в Россию, сдавать экзамен на знание русского языка (см. табл. 7). Правда, в провинции, где мигрантов меньше, чем в Петербурге, меньше и считающих, что они должны сдавать экзамен по русскому языку.

     

    Таблица 7.

    Мнение молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году о необходимости экзамена по русскому языку для приезжающих на работу в Россию (данные в %)

    Сдавать экзамен

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Должны

    78

    70

    Не должны

    8

    14

    Затрудняюсь ответить

    12

    13

     

    Эксперты в общем согласны с мнением молодежи о необходимости мигрантам сдавать экзамен по русскому языку (71%). В Петербурге не без влияния подобных исследований вводится тестирование гастарбайтеров на знание русского языка и обучение их на соответствующих курсах, так как понятно, что без адекватной речевой коммуникации эффективность труда и общения, самочувствие приезжих будут не на высоте.

    Несколько изменилось в худшую сторону мнение молодежи Петербурга и городов провинции о будущем, перспективах русского языка среди других языков мира (см. табл. 8).

     

    Таблица 8.

    Мнение молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году о развитии, перспективах русского языка (данные в %).

    Русский язык

    Молодежь Петербурга

    Молодежь провинции

    Будет развиваться и совершенствоваться

    33

    46

    Его значение будет снижаться по сравнению с другими языками

    33

    26

    Затрудняюсь ответить

    32

    27

     

    Если в 2008 г. менее одной пятой части молодежи в Петербурге и городах провинции считали, что значение русского языка в мире будет снижаться, то в 2010 г. – уже более одной четверти молодежи в провинции и одна треть в Петербурге считают, что значение русского языка "будет снижаться по сравнению с другими языками". Причем, безусловно, надо учитывать и затруднившихся ответить, потому что они также не очень оптимистично настроены. Когда только одна треть молодежи в Санкт-Петербурге и менее половины в городах провинции считают, что русский язык "будет развиваться и совершенствоваться", это свидетельствует и о недостаточном уважении к своей стране, и о снижении надежды на ее прогресс (среди экспертов также не очень много оптимистов в вопросе развития русского языка – 52%). Вывод из этого достаточно очевиден. Поэтому некоторые проекты реформирования процесса образования в средней школе, связанные с сокращением времени на обучение русскому языку и литературе, выглядят просто антинациональными, направленными на снижение статуса родного языка, а значит и авторитета своей страны в глазах подрастающего поколения. Неудивительно, что общественность, прежде всего педагоги и родители, высказывают свое беспокойство и выходят на акции протеста, требуя пересмотра и усовершенствования закона об образовании.

    В заключение следует сказать о том, что, по данным наших исследований, прослеживается ясно выраженная тенденция, заключающаяся в том, что среди верующих православных молодых людей больше патриотов своей страны и тех, кто надеется на развитие и совершенствование русского языка, чем среди неверующих. Православная молодежь более строго относится к использованию ненормативной лексики в бытовой речи и к чрезмерному использованию иностранных слов и вывесок на иностранных языках в российской повседневной жизни. Среди них больше считающих, что необходимо увеличить количество часов для изучения русского языка и литературы в школе. Похоже, именно православная молодежь в настоящее время является главным хранителем и гарантом развития русского языка и живой русской речи как важнейших составляющих отечественной ментальности.

     

    Литература

    1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
    2. Семенов В.Е., Юрков Е.Е. Русская речь в современной России: тенденции развития. СПб.: Политехника, 2004.
    3. Семенов В.Е., Юрков Е.Е. Современная русская речь: тенденции развития // Russian Language Journal (A Journal of the American Council of Teachers of Russian). 2006. Vol. 56. P. 11-24.
    4. Семенов В.Е., Юрков Е.Е. Русская речь в сознании молодежи российской провинции // Современная русская речь: состояние и функционирование. СПб.: МИРС, 2008. С. 115-122.

     

     

    Издание:

    Семёнов В. Е. Культура русской речи у молодежи в Петербурге и в городах российской провинции // Социальное благополучие молодежи Санкт-Петербурга и Гданьска. СПб., 2012, с. 96-102.

     

    Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2019.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .