Тот или иной язык, устная и письменная речь не только содержательно, но и формально, посредством лексики, фонетически, синтаксически и стилистически, всегда отражают духовно-нравственое и социально-культурное состояние и динамику того или иного общества, нации, особенно в переходные и кризисные периоды. В основу этой статьи положены результаты социологического исследования "Русская речь-2010", проведенного сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством автора, совместно с сотрудниками филологического факультета СПбГУ под руководством Е.Е. Юркова в Санкт-Петербурге и городах российской провинции (Мурманск, Тула, Курск, Смоленск, Нижний Новгород, Ярославль, Саратов, Барнаул, Томск, Чита и др.). В статье также использованы некоторые данные более ранних исследований русской речи, начиная с 2004 г. [2; 3; 4]. В 2010 г. в Петербурге и провинции посредством анкетирования были опрошены учащиеся (старшеклассники и студенты) и работающая молодежь – всего 1980 чел., а также петербургские эксперты (филологи, преподаватели русского языка и литературы, ученые-обществоведы) – 30 чел.
Как и в прошлых опросах молодежи в Петербурге и провинции (2004, 2006, 2008 гг.), в 2010 г. тенденции в русской речи, отмеченные респондентами, сохранили свой характер (см. табл. 1)
Таблица 1.
Основные тенденции в русской речи, по мнению молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Тенденции |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Неправильные произношение, ударения |
59 |
55 |
Ненормативная лексика |
46 |
48 |
Нарушения грамматической правильности |
29 |
24 |
Распространение жаргона |
20 |
27 |
Иностранные заимствования |
18 |
17 |
Главными нарушениями норм русской речи, по мнению молодежи, являются неправильное произношение и ненормативная лексика. Следует отметить, что нарушения норм речи в 2010 г. молодые люди отмечали несколько реже, чем в 2008 г. Думается, что это не связано с улучшением практики русской речи, а объясняется продолжением снижения собственной грамотности молодежи и увеличением ее терпимости к нарушениям речевой культуры, особенно это характерно для старшеклассников. Наше мнение подтверждают данные тестовых вопросов, входивших в анкету (на ударения в словах, употребление жаргонных и иностранных слов), а также данные об отношении молодежи к использованию ненормативной речи (см. табл. 2). Эксперты на первое место среди нарушений речевой культуры ставят использование ненормативной лексики, а на второе – нарушение норм произношения.
Таблица 2.
Отношение молодежи в Петербурге и городах провинции к использованию в бытовой речи ненормативной лексики в 2010 году (данные в %)*
Использование ненормативной лексики |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Недопустимо |
23 |
26 |
Допустимо |
13 |
16 |
Зависит от ситуации |
62 |
53 |
* Примечание: сумма по трем вариантам ответов может быть меньше 100%, т. к. некоторые респонденты не ответили на данный вопрос.
Как показывает таблица, большинство молодежи в 2010 г., так же как и ранее, начиная с 2004 г., допускает использование в бытовой речи ненормативной лексики, так как формулировка "Зависит от ситуации", по сути, является таким же допущением, как и формулировка "Допустимо". Особенно это характерно для старшеклассников и работающей молодежи. Поразительно, что немногим более половины экспертов также говорят о допустимости ненормативной лексики в быту, ссылаясь прежде всего на ситуацию, и только менее половины экспертов считают, что такая лексика недопустима.
Таблица 3.
Отношение молодежи в Петербурге и городах провинции к уличным вывескам на иностранных языках в 2010 году (данные в %)
Отношение к вывескам |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Должны быть только на русском языке |
3 |
8 |
Должны сопровождаться переводом |
20 |
28 |
Без перевода допустимы только торговые марки |
45 |
42 |
Вывески на иностранном – это нормально |
31 |
21 |
Как видно из таблицы 3, позитивное отношение молодежи в провинции к вывескам на иностранных языках несколько ниже, чем в Петербурге. Однако приемлемость вывесок на иностранных языках среди молодежи увеличивается с каждым годом, особенно среди старшеклассников. Еще более четко подобная тенденция проявляется в феномене граффити, стилизованные надписи в этом жанре делаются российскими молодыми людьми практически только на латинице. В данном случае глобализация (точнее американизация) проявляется вполне наглядно. Это тот самый процесс, который Дж. Ритцер назвал "макдональдизацией" (от названия американских стереотипных заведений быстрого питания, функционирующих почти по всему миру), имея в виду именно американизацию других стран [1, с. 497]. В отличие от молодежи эксперты дружно выступают против вывесок на иностранных языках. Вместе с тем, наши тест-вопросы об употреблении в повседневной речи иностранных слов показали, что чаще используются их русские аналоги, например, " покупки" (60% опрошенных в Петербурге и 58% в провинции), по сравнению с "шопингом" (соответственно 32 и 32%), "охрана" (81 и 75%), по сравнению с "секьюрити" (11 и 16%), "подросток" (84 и 79%) и "тинейджер" (8 и 11%) и т. д. Только в двух случаях из десяти преобладали иностранные слова: "бизнесмен" (61 и 53%), по сравнению с "предприниматель" (37 и 37%) и "парковка" (60 и 49%), по сравнению со "стоянкой" (31 и 40%).
В анкету 2010 г. были включены новые вопросы, направленные на выявление феномена адекватного выражения мысли в собственной речи ("Возникают ли у Вас трудности в точном, полном выражении своих мыслей в речи?") и качеств речи собеседника (выступающего, коммуникатора), наиболее привлекательных для воспринимающего, реципиента ("Какие качества речи собеседника (выступающего) для Вас наиболее важны, привлекательны?").
Оказалось, что более одной трети молодежи в Петербурге и в провинции испытывает явные трудности в точном выражении своих мыслей в речи (см. табл. 4). Однозначно не испытывает таких трудностей только менее половины молодых людей (43% в Петербурге и 48% в провинции).
Таблица 4.
Трудности в точном, полном выражении своих мыслей в речи у молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Трудности |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Да, возникают |
41 |
34 |
Нет |
43 |
48 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
17 |
Остальные или испытывают затруднения (41% и 34%), или затрудняются ответить (15% и 17%). Таким образом, мы имеем дело с серьезной проблемой нашего образования. Ряд условий современного мира приводит к снижению культуры мышления и речи у молодежи (тотальное влияние упрощенного, стереотипизированного содержания массовой культуры, уменьшение практики письменных сочинений и развернутых устных выступлений, непрерывное потребление информации и развлечений без раздумий и осмысления, снижение культурного уровня самих педагогов и др.). В общем, психологам и лингвистам, учителям русского языка и литературы есть над чем работать, в том числе над созданием специальных методик и тренингов для учащихся, направленных на повышение культуры их мышления и речи.
Были также получены новые данные о качествах речи собеседника (выступающего), которые являются наиболее важными, привлекательными для молодежи (табл. 5).
Таблица 5.
Наиболее привлекательные качества в речи собеседника (выступающего), по мнению молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Качества речи |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Юмор |
73 |
71 |
Грамотность |
62 |
57 |
Простота, ясность |
58 |
59 |
Уважение к собеседнику |
58 |
60 |
Уверенность |
53 |
55 |
Эмоциональная выразительность |
43 |
44 |
Информационная насыщенность |
41 |
38 |
Оригинальность, необычность |
39 |
42 |
Активность, энергичность |
37 |
40 |
Для молодежи наиболее специфичным оказалось такое качество, как юмор, что очень характерно и для этого возраста, и для психологического климата нашего времени, когда многим представляется, что без постоянного (а потому и примитивного) юмора просто невозможно жить. Тем более что эта установка постоянно стимулируется соответствующими "смеховыми" телевизионными программами для молодежи. Поневоле вспоминается роман-антиутопия недавно почившего классика мировой фантастики Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", в котором показан процесс оглупления и зомбирования аудитории развлекательными программами интерактивного телевидения… Вместе с тем в Санкт-Петербурге молодежь наиболее ценит такие качества речи, как грамотность, ясность, уважение к собеседнику и уверенность, что характерно и для молодежи провинции, только в несколько ином порядке. Наименее важными для молодежи в Петербурге и провинции оказались качества образности, метафоричности (соответственно, 16% в СПб и 14% в провинции), ироничности (15% и 13%) и критичности (7% и 5%) речи. Это отнюдь не очень радует, так как свидетельствует о недостаточной развитости у молодых людей художественного чувства, эстетического вкуса, а также критичности как значимого аналитического свойства личности.
Материалы исследования показывают, что продолжается процесс снижения интереса к чтению (см. табл. 6).
Таблица 6.
Интерес к чтению у молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Любите ли Вы читать? |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Да |
69 |
57 |
Не очень |
28 |
34 |
Нет |
3 |
9 |
В Петербурге одна треть молодежи признается, что не любит читать, а в провинции и того больше – 43% (мы складываем данные вариантов "Не очень" и "Нет"). Как показал анализ полученных данных, в 2010 г., по сравнению с 2008-м, стало меньше любителей чтения среди молодежи как в Петербурге, так и в провинции.
В 2010 г. практически ничего не изменилось в мнении молодых респондентов в Петербурге (78%) и провинции (70%) о необходимости мигрантам, приезжающим для работы в Россию, сдавать экзамен на знание русского языка (см. табл. 7). Правда, в провинции, где мигрантов меньше, чем в Петербурге, меньше и считающих, что они должны сдавать экзамен по русскому языку.
Таблица 7.
Мнение молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году о необходимости экзамена по русскому языку для приезжающих на работу в Россию (данные в %)
Сдавать экзамен |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Должны |
78 |
70 |
Не должны |
8 |
14 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
13 |
Эксперты в общем согласны с мнением молодежи о необходимости мигрантам сдавать экзамен по русскому языку (71%). В Петербурге не без влияния подобных исследований вводится тестирование гастарбайтеров на знание русского языка и обучение их на соответствующих курсах, так как понятно, что без адекватной речевой коммуникации эффективность труда и общения, самочувствие приезжих будут не на высоте.
Несколько изменилось в худшую сторону мнение молодежи Петербурга и городов провинции о будущем, перспективах русского языка среди других языков мира (см. табл. 8).
Таблица 8.
Мнение молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году о развитии, перспективах русского языка (данные в %).
Русский язык |
Молодежь Петербурга |
Молодежь провинции |
Будет развиваться и совершенствоваться |
33 |
46 |
Его значение будет снижаться по сравнению с другими языками |
33 |
26 |
Затрудняюсь ответить |
32 |
27 |
Если в 2008 г. менее одной пятой части молодежи в Петербурге и городах провинции считали, что значение русского языка в мире будет снижаться, то в 2010 г. – уже более одной четверти молодежи в провинции и одна треть в Петербурге считают, что значение русского языка "будет снижаться по сравнению с другими языками". Причем, безусловно, надо учитывать и затруднившихся ответить, потому что они также не очень оптимистично настроены. Когда только одна треть молодежи в Санкт-Петербурге и менее половины в городах провинции считают, что русский язык "будет развиваться и совершенствоваться", это свидетельствует и о недостаточном уважении к своей стране, и о снижении надежды на ее прогресс (среди экспертов также не очень много оптимистов в вопросе развития русского языка – 52%). Вывод из этого достаточно очевиден. Поэтому некоторые проекты реформирования процесса образования в средней школе, связанные с сокращением времени на обучение русскому языку и литературе, выглядят просто антинациональными, направленными на снижение статуса родного языка, а значит и авторитета своей страны в глазах подрастающего поколения. Неудивительно, что общественность, прежде всего педагоги и родители, высказывают свое беспокойство и выходят на акции протеста, требуя пересмотра и усовершенствования закона об образовании.
В заключение следует сказать о том, что, по данным наших исследований, прослеживается ясно выраженная тенденция, заключающаяся в том, что среди верующих православных молодых людей больше патриотов своей страны и тех, кто надеется на развитие и совершенствование русского языка, чем среди неверующих. Православная молодежь более строго относится к использованию ненормативной лексики в бытовой речи и к чрезмерному использованию иностранных слов и вывесок на иностранных языках в российской повседневной жизни. Среди них больше считающих, что необходимо увеличить количество часов для изучения русского языка и литературы в школе. Похоже, именно православная молодежь в настоящее время является главным хранителем и гарантом развития русского языка и живой русской речи как важнейших составляющих отечественной ментальности.
Литература
- Ритцер Дж.
Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
- Семенов В.Е., Юрков Е.Е.
Русская речь в современной России: тенденции развития. СПб.: Политехника, 2004.
- Семенов В.Е., Юрков Е.Е.
Современная русская речь: тенденции развития // Russian Language Journal (A Journal of the American Council of Teachers of Russian). 2006. Vol. 56. P. 11-24.
- Семенов В.Е., Юрков Е.Е.
Русская речь в сознании молодежи российской провинции // Современная русская речь: состояние и функционирование. СПб.: МИРС, 2008. С. 115-122.
Издание:
Семёнов В. Е. Культура русской речи у молодежи в Петербурге и в городах российской провинции // Социальное благополучие молодежи Санкт-Петербурга и Гданьска. СПб., 2012, с. 96-102.
Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).
Последнее обновление файла: 15.04.2019.