. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Семёнов В. Е. Кризис доверия как проявление общего нравственно-психологического кризиса в обществе и условия выхода из него (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Семёнов Валентин Евгеньевич

    Кризис доверия как проявление общего нравственно-психологического кризиса в обществе и условия выхода из него

     

    Проблемой доверия российские психологи озаботились позднее западных, только в 1990-х годах, хотя первые публикации и кандидатские диссертации появились ещё в советскую эпоху (В.С. Сафонов, Т.П. Скрипкина). С конца прошлого века стали выходить монографии и защищаться докторские диссертации по этой теме (Т.П. Скрипкина, 1997; В.П. Зинченко, 1998; И.В. Антоненко, 2004; Т.П. Скрипкина, ред., 2006; А.Б. Купрейченко, 2008; Е.П. Ильин, 2013). В начале нашего столетия к разработке проблемы доверия подключились российские социологи и экономисты (Ю.А. Левада, 2000; Ю.В. Веселов, 2004, 2011 и др.). Всё это понятно, так как на уровне межличностных отношений и общения доверие не являлось в советское время такой острой и актуальной проблемой, как ныне в квазикапиталистическом обществе. Социально-психологическое исследование, проведенное под руководством автора в Санкт-Петербурге в 2013 г. (репрезентативная выборка – 1207 чел. от 18 лет, грант СПбГУ 10.0.197.2010) подтверждает наш вывод (см. таблицу).

     

    Таблица 1. Время, в которое, по мнению петербуржцев, было больше всего согласия и доверия между людьми (%).

    Исторические периоды

    Возрастные группы

    В целом по выборке

    (n = 1207 чел.)

    18-29 лет

    30-59 лет

    60 лет и старше

    Россия XIX века

    23,0

    11,4

    8,2

    13,3

    СССР, 1960-е гг.

    53,2

    72,9

    81,3

    70,3

    Современная Россия

    12,4

    4,8

    2,4

    6,0

    Затрудняюсь ответить

    11,4

    10,9

    8,1

    10,4

     

    Таблица показывает, что во всех возрастных группах по доверию лидирует советское время, а наши дни на последнем месте. Вместе с тем молодые люди, выросшие в постсоветские годы, уже менее оптимистично воспринимают время своих отцов и дедов, но весьма критичны и к своей эпохе. Безусловно, старшие поколения идеализируют советское общество по известному психологическому принципу "что пройдет, то станет мило" (А.С. Пушкин), однако ностальгия по отношениям доверия между людьми и гораздо большему равенству в СССР ныне совершенно очевидна. Простые повседневные наблюдения свидетельствует не в пользу атмосферы доверия в наши дни: повсеместные решетки на окнах нижних этажей, металлические двери, видеокамеры слежения, массовая профессия охранника, маски на лицах спецназовцев, применение "детектора лжи" в различных организациях, утаивание значимой информации от коллег по работе, отчуждение между работниками и начальством. самые разнообразные (порой изощренные) мошенничества, в том числе породившие такое явление как "бомжи", электронные коды и пароли, обязательные досмотры на транспорте, участившиеся бесчеловечные поступки по отношению к близким родственникам, непредсказуемые наркоманы, педофилы, "тролли" и фальшивые персонажи в интернете, недавние банкротства и обманы в целом ряде турфирм и т.д.

    Это негативные явления, отражающие и способствующие недоверию на бытовом уровне - "по горизонтали", а ещё есть проблемы недоверия "по вертикали", прежде всего, к различным социальным, государственным институтам. Как свидетельствуют репрезентативные социологические исследования (ИСПИ РАН, 2012; НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, 2008 и др.), свыше 50% населения доверяют только Президенту и Русской Православной Церкви, остальным институтам доверяет меньшинство (особенно суду, полиции, крупному бизнесу, политическим партиям, СМИ). В зарубежном мире не лучше, достаточно вспомнить о глобальной электронной слежке правительства США даже за представителями правительств стран-союзников, что документировано показал сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден.

    Фактически ХХ век породил грандиозный духовный и нравственно-психологический кризис, который социологически и социально-психологически охарактеризовал и осмыслил П.А. Сорокин, сначала как социалистическую революцию в России (1925 г.), а затем как "кризис нашего времени" в капиталистических странах запада (1941, 1942, 1951, 1957 гг.) [3; 4]. Наша страна оказалась в обоих этих кризисах. Первый – был атеистическо-материалистической ломкой православной ценностно-нормативной системы, культуры и психологии, но при этом общинно-соборный и нестяжательно-нравственный русские архетипы были частично сохранены в идеологии коллективизма и социалистической морали в СССР. Второй кризис, разразившийся в 1980-90-х годах, продолжается и по сей день, разрушая коллективистско-социалистическую ментальность и пытаясь внедрить индивидуалистско-либеральную ценностно-нормативную систему во главе с "религией денег". Однако и этот кризис был скорректирован возрождением православия и его ценностей в России с конца 1980-х годов. Помимо множества исследований об этом свидетельствует и недавний (2014 г.) всероссийский репрезентативный опрос, проведенный ФОМ. "Православие необходимо России" – ответили 74% респондентов, с таким мнением согласны и 65% представителей ислама.

    В соответствии с законом поляризации П.А. Сорокина, дифференциация происходит и в современном российском обществе. Именно в кризисном обществе усиливается поляризация, разделение членов социума на две социальные группы с противоположными жизненными ценностями и нормами поведения. В контексте моей концепции российской полиментальности, подтвержденной в ряде эмпирических исследований [1; 2], сейчас группе с индивидалистско-либеральным менталитетом противостоят сближающиеся между собой группы представителей православного и коллективистско-социалистического менталитетов, что также аналогично соотношению "западников" и "почвенников" в нашей истории. Трагические события, происходящие на Украине, ещё четче проявили поляризацию и противостояние указанных ментальных групп.

    Недоверие между ними нарастает, причем либеральное меньшинство имеет большинство (эксплицитное и имплицитное) в СМИ, особенно на телевидении и радио, на протяжении уже почти 25 лет (некий вассально-конформистский контент: преобладание американского кино и музыки, западные и собственные сериалы сделанные по западным стандартам, ток-шоу и юмористические программы опять же повторяющие американское комикование, вестернизированная реклама с соответствующей мотивацией и атрибутикой с соотношением 95 и 5% между коммерческой и социальной рекламой; воспитательная функция СМИ просто атрофировалась, достаточно ознакомиться с содержанием молодежных программ – ТНТ, Ю, "Пятница", в которых действительно готовят гламурных потребителей "ярмарки тщеславия", и др.). Вместе с тем программам с российской ментальностью, традиционными ценностями, народной музыке молодых коллективов, серьёзным глубоким (не провокационным и скандальным) спектаклям и фильмам на телевидение дорога закрыта. Публику много лет приучают к бесконечной "развлекухе", юмору ниже пояса, культу вульгарной "попсы". Но национальная ментальность оказывается достаточно устойчивой. Репрезентативные опросы в Петербурге, проведенные сотрудниками НИИКСИ под руководством автора в 2001 – 2013 гг., свидетельствуют: за нравственный контроль над содержанием телевидения и рекламы выступает от 73% населения в 2001 г. до 86% в 2013 г., причем среди молодежи до 30 лет – соответственно от 62 до 70%. Настоятельной задачей становится выправление дисбаланса между отражением менталитета большинства российских граждан и отражением интересов либерально-прозападного меньшинства, прежде всего на телевидении, но и в других СМИ.

    Как вообще достичь компромисса между представителями разных менталитетов в полиментальном российском обществе, тем более доверия и социального согласия между этими группами? Как показывают наши исследования, противостоящие группы имеют общие ценности-универсалии: семья, здоровье, друзья, Одновременно их разделяет разное отношение к ценностям веры, справедливости и денег. Что здесь можно сделать? Какой психологический тренинг откроет им глаза? Как добиться понимания и признания, что российскому большинству чужды вульгаризированные либеральные ценности, навязывание содомизма и фетишизации денег? И что у большинства тоже есть свои права, которые и называются демократией? Социальный мир полиментален и с этим необходимо считаться. Миру, сведенному к одному менталитету, грозит социальная энтропия. Однополярный и однополый мир ни физически, ни психологически невозможен. В современной России, по мнению петербуржцев (репрезентативный опрос в Петербурге, 2013) есть три главные проблемы, которые, прежде всего. надо решить для позитивного развития нашего общества – это введение прогрессивной шкалы налогов, в зависимости от доходов (как в других странах), духовно-нравственное воспитание молодежи и преодоление коррупции. Безусловно, хотя бы частичное решение данных проблем, будет способствовать и повышению доверия между людьми и изменит к лучшему морально-психологический климат в обществе. По данным того же исследования, построить в нашей стране "общество честных людей труда" хотят 45% петербуржцев, "общество веры и любви к ближним" – 31% и "общество потребления и комфорта" – 9% (среди молодежи соответственно 43, 27 и 20%) , остальные затруднились ответить. Из приведенных данных следует, что большинство придерживается просоциальных, неиндивидуалистических и нравственных ценностей, однако пропаганда и реклама потребительства все-таки подействовала на часть молодежи.

    Главным методологический вывод автора заключается в том, что проблему доверия необходимо изучать в русле системного подхода, учитывая историю и традиции конкретного общества, его базовый менталитет (менталитеты), современную социальную структуру и дифференциацию, реальные цели и морально-психологический климат.

     

     

    Литература

    1. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

    2. Семёнов В.Е. Духовно-нравственное преображение общества в контексте концепции российской полиментальности // Психологические исследования нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН. 2013. С. 98-112.

    3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

    4. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006.

     

     

    Издание:

    Семёнов В. Е. Кризис доверия как проявление общего нравственно-психологического кризиса в обществе и условия выхода из него // Психология общения и доверия: теория и практика. Сборник материалов Международной конференции. М.: Ун-т РАО, 2014, с. 45-48.

     

    Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2019.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .