В статье в соответствии с концепцией российской полиментальности автора даётся ценностно-ментальная типология представителей российского искусства, а также характеризуются катарсическое и антикатарсическое состояния российского искусства в исторические периоды духовно-нравственного подъёма и кризиса общества.
Ключевые слова: полиментальность, менталитет, социальные ценности, искусство катарсическое и антикатарсическое.
В контексте авторской концепции российской полиментальности, подразумевающей множественность менталитетов в обществе, и в соответствии с типологией базовых менталитетов (Семенов В.Е., 1997, 2008), российских деятелей искусства можно типологизировать следующим образом:
- выражающие православно-христианский менталитет, начиная с первых русских церковных архитекторов и иконописцев и до современных писателей, поэтов, живописцев, музыкантов (Барма и Постник, Андрей Рублёв, Г. Державин, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Иванов, М. Глинка, М. Мусоргский, К. Тон, Ф. Достоевский, И. Крамской, И. Шмелёв, М. Нестеров, А. Ахматова, С. Рахманинов, К. Петров-Водкин, Г. Свиридов, И. Глазунов, В. Клыков, В. Распутин, иеромонах Роман, Ж. Бичевская, Н. Бурляев и мн. др.);
- представители коллективистско-социалистического менталитета, выражающие ценности труда на благо общества, социальной справедливости, коллективизма, вождизма и т.д. (В. Маяковский, М. Шолохов, А. Твардовский, Д. Шостакович, И. Дунаевский, А. Дейнека, В. Мухина, С. Эйзенштейн, Г. Александров, А. Пластов и мн. др.). В наше время творчество в русле этой ментальности продолжается слабо, но преемственность прослеживается в виде современного "левого" оппозиционного искусства (А. Проханов, Э. Лимонов, "красные барды" и "красный рок");
- индивидуалистско-капиталистический (буржуазно-либеральный) менталитет выражается в XX веке до социалистической революции и особенно уже в наше, постперестроечное, время (М. Арцыбашев, И. Северянин, З. Гиппиус, В. Набоков, И. Бродский, В. Ерофеев, Н. Сафронов, весь так называемый "шоу-бизнес", "творцы" ТВ-сериалов вроде "Моей прекрасной няни", эротического искусства и прочего масскульта);
- девиантно-криминальный менталитет также имеет широкое представительство в настоящее время, например, в форме т.н. уголовного мелоса или "русского шансона" (М. Шуфутинский, С. Шнуров, А. Розенбаум, Г. Сукачев, Г. Лепс и т.п.); происходит героизация и мифологизация уголовного мира и мафии в беллетристике, кинематографе, телесериалах, тиражируются самые патологические "чернушно-порнушные" произведения (В. Сорокин как "вершина" жанра).
Следует обратить внимание на то, что некоторые талантливые, поистине народные художники в своей жизни и творчестве выступают своеобразными "полименталами", выразителями всех основных российских менталитетов. Таков Сергей Есенин, совершивший эволюцию: деревенский богомолец – "большевик" – городской щёголь в цилиндре и лайковых перчатках – хулиган, завсегдатай "Москвы кабацкой". Также полиментален был в своих песнях и ролях Владимир Высоцкий. Более сложным художественным языком российскую полиментальность выразил и Андрей Тарковский.
В конце XX – начале XXI вв. российская полиментальность в сфере искусства смещается в сторону нового декаданса, неоавангардизма и постмодернизма, которые по сути уже изживают искусство, превращая его в пародию, блеф и мистификацию. С другой стороны, в современной России продолжается разгул "чернушного" и "кабацкого" масс-культа. Анализ показывает, что сейчас российское искусство находится в антикатарсическом периоде, который выражает современный духовно-нравственный кризис и общее социальное неблагополучие в мире.
Однако, история русской литературы и искусства знала и другие периоды, отмеченные взлётами нравственности, духовности и художественного мастерства. Так, в 60-70-х гг. XIX века в России одновременно творили писатели Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев, И. Гончаров, Н. Лесков, драматург А. Островский, поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, композиторы М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, живописцы И. Крамской, В. Перов, Н. Ге, И. Шишкин, И. Айвазовский, И. Репин и многие, многие другие выдающиеся представители русского, в сущности, православного по духу искусства. В социально-психологическом плане представляется неслучайным, что такая насыщенность талантливейшего художественного творчества произошла после отмены крепостного права (1861 г.) и связана с определённым преобладающим общественным настроением. Тогда же появились такие плодотворные коллективные художественные объединения, как "Могучая кучка" (содружество композиторов во главе с М. Балакиревым) и "Товарищество передвижных выставок" (группа живописцев во главе с И. Крамским).
Другим, наиболее близким к нашему времени периодом подъёма духовности, нравственности и уровня мастерства в отечественной художественной культуре был период второй половины 50-х – первой половины 60-х гг. XX века. Он отмечен небывалым ростом популярности поэзии и авторской песни, целым рядом шедевров в кинематографе ("Гамлет" Г. Козинцева, "Идиот" И. Пырьева, "Девять дней одного года" М. Ромма, "Баллада о солдате" Г. Чухрая, "Живёт такой парень" В. Шукшина и др.), развитием театрального искусства (спектакли БДТ и театра им. Пушкина в Ленинграде, "Современника" и "Театра на Таганке" в Москве и др.), расцветом военной, "деревенской" и молодёжной прозы, содержательностью и разнообразием стилей в изобразительном искусстве, общей тягой молодёжи к духовности, что выражалось в необыкновенной популярности органной музыки, интеллектуальной литературы, в "открытии" древнерусской иконописи и церковного зодчества. Данный период связан с социально-психологическим климатом надежды и творчества в обществе, вызванным преодолением т.н. "культа личности", породившим достижения в науке и технике (космический полет Гагарина!), политике и спорте, рост благосостояния в стране.
Подобные периоды развития искусства можно назвать "катарсическими" (очищающими, вдохновляющими). Современный же затянувшийся период с конца 1970-х и особенно с конца 1980-х гг. является "антикатарсическим" (духовно-нравственный кризис, настроения и эмоции апатии, низкопробного гедонизма, вседозволенности, общая аморализация искусства, тотальная непопулярность поэзии, упадок театра, засилье, прежде всего. западных масскультовских и постмодернистских кинематографа, беллетристики и музыки и т.п.).
Сумеет ли наша художественная культура преодолеть этот антикатарсический кризис? Конечно, это зависит от самого общества. Сумеет ли оно прийти к спасительным извечным ценностям веры, надежды и любви, труда, справедливости и ответственности, истины, добра и красоты? Возможно, именно художники должны сделать первый шаг на этом пути, ведь искусство в силу своей образной эмоциональной природы особенно сильно воздействует на настроения и эмоциональное состояние людей. Именно искусство создаёт общие наглядные образы-представления, которые управляют психикой и поведением миллионов, становятся эталонами и моделями для сознательного и неосознанного подражания. Хватит ли у российского общества пассионарности, чтобы остаться самобытным, жить своей ментальностью (как специфической полиментальной конфигурацией) и постепенно оздоровиться или оно и дальше пойдёт по пути американизации, бездуховности и деинтеллектуализации, то есть социальной энтропии и конформистского растворения?
Литература
Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ, Сер.6, 1997, вып.4, С.59-67; то же в: Социальная психология в трудах отечественных психологов. (Хрестоматия) / Ред.-сост. А.Л. Свенцицкий. – СПб., 2000. – С. 485-492.
Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).
Последнее обновление файла: 15.04.2019.