Один известный философ прошлого столетия назвал свою книгу об истории европейской культуры "Закатом Европы". Но закат это еще не ночь, а как бы преддверие ночи. Теперь духовная история Европы похожа на огромный обвал, на стремительное движение ледника, сползающего с крутой горы. Постхристианский мир идет от морали Христа к морали Раджиша. Заповедь Евангелия: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" заменяется другой: "Блаженны исполняющие все свои страсти, ибо они сатану узрят".
Существует выражение "дух времени". С одной стороны, это абстракция, вроде идеи Платона, а с другой, невидимая, но действенная сила, условно говоря, ирреальное поле, где суммируется и интегрируется жизнь человечества во всех ее проявлениях (прошу не путать этот образ с физикальным и вульгарным представлением о ноосфере).
Дух современной эпохи, имя которого вседозволенность, вступил в смертельную схватку с христианством. Здесь определилась две тактические линии борьбы: 1) уничтожение христианства посредством воин и гонений; 2) ассимиляция христианства с духом времени, попытки создать новое христианство, ядро которого будет начинено идеями гуманизма, ввести христиан в пантеон – в "храм" всех богов. Для этого нужна подготовка, первым этапом которой будет создание недоверия к церковному Преданию, расшатывание традиций, игнорирование канонов, дискредитация вероучительных книг, как образцов православия. Внутри самой Церкви должны появится люди, которые станут проповедовать от имени православия, что в учении церкви есть много проблематичного, недосказанного, неопределенного, того, что необходимо выяснить, дополнить, реформировать. Модернисты будут повторять, что христианство не статично, а динамично, поэтому оно должно эволюционировать, идти в ногу со временем и отвечать запросам эпохи, что необходимо установить синергизм между христианством и современностью, то есть перестраивать божественное Откровение по понятиям и вкусам этого мира.
Дух времени проявляет себя по разному в этих лицах: одни из них внутренне живут этим духом, не зная ничего другого; их кругозор узок, а религиозный опыт ничтожный, они проповедают то, что думают и чувствуют, не понимая как дерзки их притязания. Другие, более дальновидные и прагматичные, отдают отчет себе в том, что т. н. "обновление христианства" на самом деле является его разрушением, и вполне сознательно способствуют этому процессу. Они соработники духу времени, и он особенно ценит их помощь. 3) Люди с неправильным, искаженным религиозным опытом, которые становятся бессознательными, иногда вдохновленными медиумами духа, принявшего обличие ангела.
Всех их объединяет одно: неистребимое желание переменить что – либо в учении Церкви, – сделать пробоину в стене этой духовной крепости, и затем расшатывать и вынимать камень за камнем, кирпич за кирпичом. Духу времени легче справиться с протестантизмом, который отказался от Предания и стал постоянно меняющейся неопределенностью для самих же протестантов, и с католицизмом, который повсюду ищет земных союзников: в политике, искусстве и науке; но, не будучи в силах воцерковить их (дать то, что сам потерял), сам ассимилируется ими, чем с православием, твердым, в своей внешней неподвижности. Поэтому дух времени стремится заменить православие православноподобием.
Теперь обратимся к более конкретной теме. Статья г-на Зайцева "Проблемы пола в церковном браке" опубликованная в интернете, начинается с обычного для модернистов утверждения, что Церковь чего-то недосказала, и оставила неясными, поэтому современники должны дорисовать едва намеченные пунктиром контуры и заполнить белые пятна в канонике и нравственном богословии. Зайцев А.А. останавливается на частичном, но очень важном для христианской морали вопросе: допустимо ли употребление противозачаточных средств, при которых не происходит оплодотворение. Он приходит к выводу, что такие средства можно и даже нужно применять с совета опытного и современно мыслящего духовника. Мы уже давно слышим угрозу, что если люди будут размножаться бесконтрольно, то это грозит нарушением экологии земли. Подобный прецедент уже был в Австралии, куда предприимчивые плантаторы завезли из Европы кроликов и зайцев. Эти заморские "гости" быстро размножились, на равнинах Пятого материка и случилось что-то вроде демографического взрыва: пушистые и юркие зверьки, обладающие отменным аппетитом и постоянной "сексуальной озабоченностью", стали пожирать посевы на огромных площадях и через несколько десятилетий превратились в грозную опасность для сельского хозяйства Австралии. Заграждения из колючей проволоки оказались малоэффективными, так как кролики прокапывали целые тоннели в земле. Фермеры давали вознаграждение за их отстрел, ученые разрабатывали химические средства для их уничтожения, но, благодаря исключительной плодовитости, победа оставалась за четырехногими эмигрантами. Если бы кролики и зайцы могли бы употреблять противозачаточные средства, рекомендуемые в статье Зайцева А.А. "Проблемы пола...", то экологический кризис не назрел бы, и они жили бы спокойно, аппетитно похрустывая стеблями травы и молодого кустарника, радуясь зеленым дарам австралийской флоры. Но, что невозможно для зайцев, возможно для людей, – это и хочет доказать нам автор – наукафил.
Г-н Зайцев, также, как и г-н Осипов, утверждает, что вопросы семьи и деторождения недостаточно определены Церковью и нуждаются в коррективах и доработках. Г-н Зайцев склоняется к мысли, что противозачаточные средства, если они не сопряжены с абортом, могут стать принадлежностью, как бы необходимой атрибутикой нормальной христианской семьи, – к этому он располагает читателей и читательниц. Однако, действие почти всех противозачаточных средств представляет собой мини аборт, что скрывается фармацевтическими фирмами от потребителей. Но ведь и сам принцип искусственного вмешательства в сферу деторождения, с целью уничтожить возможность новой жизни – это уже привинтивное убийство. Я считаю, что уверения г-на Зайцева в том, что Церковь не выразила ясно свое отношение к противозачаточным средствам, является безответственностью или сознательной ложью. На самом деле Церковь категорически осудила эти манипуляции как тяжелый грех. Уже на первых страницах первой книги Библии в Бытии содержится обетование Бога Адаму о том, что семя жены сотрет голову змея. Поэтому в сознании ветхозаветных людей доминировала мысль о том, что семя должно быть посвящено Богу. Это отражено в ветхозаветных ритуалах, например в обряде обрезания. Авраам, посылая своего слугу за невестой своего сына, берет клятву, что он в точности исполнит поручение и заклинает его именно семенем, через которое должно прийти спасение людям. Поэтому в Ветхом и Новом заветах разврат, блуд и прелюбодеяние считались наряду с убийством и богохульством самыми тяжелыми преступлениями. В демонических сектах, по рассказам очевидцев, был особый ритуал отдачи семени диаволу и его осквернение посредством ритуального разврата.
Г-н Зайцев не считает употребление контрацептивных средств грехом, если это не связано с убийством уже зачатого ребенка (эмбриона). Однако обратимся к Библии. В Ветхом Завете написано о том, что Онания, не желая иметь ребенка, изливал свое семя на землю и за это был убит Богом. Такое наказание говорит нам о том, что подобное предохранение является вопиющим грехом, заслуживающим смерти. В новом Завете апостол Павел подтверждает тяжесть этого преступления: "...малакии (т.е. изливающие семя посредством рукоблудия или других приемов) Царство Божие не наследуют". Ветхий Завет карает такие действия смертью телесной, Новый Завет – смертью вечной, а г-н Зайцев благодушествует.
Всякая механическая контрацепция, о которой недвусмысленно намекает г-н Зайцев, представляет собой взаимный онанизм, т.е. опошление самой идеи брака; если можно так сказать, это "ложь брака", которую выдумал "отец всякой лжи". Неужели г-н Зайцев не знает, что венцы, которые возлагаются на главы жениха и невесты во время таинства венчания, означают чистоту супружеской жизни. Одной из самых важных задач для христианина является созидание семьи как домашней церкви. Неужели семейная жизнь христианина должна сопровождаться привинтивным детоубийством? В таком случае "союз убийц" становиться ниже мусульманского гарема.
Христианство знает только один достойный способ регулировки деторождения – это воздержание, обуздание инстинктов, что дает больше сил для духовной жизни и служит источником более высокой и светлой радости. Всякая порочная идея влечет за собой лживые средства для ее оправдания. Поэтому г-н Зайцев прибегает к лжи; он говорит своим читателям: посмотрите, каков взгляд на супружество у св. Мефодия Патарского, великого отца Древней Церкви, и приводит обширную цитату, где восхваляется брачная жизнь с ее интимом. Но дело в том, что г-н Зайцев слукавил, он захотел спутать следы, чтобы читатель не мог понять, о чем шла речь у св. Мефодия.
Рассмотрим, что представляет собой этот отрывок. У св. Мефодия Патарского есть замечательное произведение "Пир дев". Десять девушек-христианок собрались в загородном месте, чтобы насладиться красотой природы, и между ними началась беседа о девственной и супружеской жизни. Девять дев произносят речи, отличающиеся глубиной мысли и изяществом формы, о преимуществах девственной жизни. Только одна из них, по имени Феофила, пробует возражать и приводит привычный довод, что супружеская жизнь необходима для продолжения человеческого рода, при этом она употребляет несколько натурализированные картины брачного интима для более рельефных доказательств своего мнения. Как раз эту часть из "Пира дев" с аппетитом передает своим читателям г-н Зайцев. Вслед за Феофилой выступают другие девы, которые раскрывают в своих речах красоту девственности и целомудрия, как ангелоподобной жизни. В конце-концов Феофила признает правоту их слов и, по-видимому, сама решается остаться девой. Посредством подделки г-н Зайцев, неизвестно кем наученный такому искусству словесного шулерства, выдает слова Феофилы за убеждения самого священномученика Мефодия Патарского. Странно было бы монолог короля Ричарда III рассматривать как нравственное кредо Шекспира. Еще более странно, что такую же ссылку на священномученика Мефодия Патарского мы обнаружили у талантливого переводчика патристических трудов игумена (теперь епископа) Иллариона Алфеева в книге "Таинство веры".
Девственность и воздержание это выше естественный ангельский образ жития. Христианский брак, освященный Церковью, это естественный образ жизни, согласный с нашей чувственной природой, и поврежденной грехом природой, но имеющей просвет неба. А та профанация брака, на которую толкает г-н Зайцев, это ниже естественный образ жизни, до которого не доходит ни одно существо, обитающее на земле, кроме человека, а в мистическом плане – заповедь демона потомкам Адама: " Бросайте в грязь свое семя".
Темные силы мстят человечеству за то, что Семя Жены стерло голову древнего змея.
Первоначальный файл с Официального сайта архим. Рафаила (Карелина).
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.04.2012.