В 1997 году при Кочпонском психоневрологическом детском доме-интернате г. Сыктывкара я открыл молельную комнату, где и служил (один) в течение восьми лет. Молельную комнату открывал для того, чтобы можно было причащать больных детей с тяжелыми патологиями – лежачих, которые никогда в жизни не причащались (запасными Дарами причащаться не могут, только Кровью Господней). Об этом было написано: pravoslavie.ru и в Журнале Московской Патриархии за май 2018 года. Но, как я думаю, самое интересное в публикации не вошло, а самое интересное – это наблюдения, как Святые Тайны действуют на больных детей. Об этом в то время я писал только один раз и то в отчете в епархию за 1998 год. Выдержки из отчета 20-ти летней давности и хочу привести.
Осуществляя окормление такой особенной и многочисленной (более 500 детей) паствы, можно было увидеть, как благодать Божия воздействует на больных детей. Во-первых из бесед с персоналом психоневрологического интерната стало ясно, что Таинство Причащения очень благотворно действует на детей: дети стали намного спокойнее. А потом и сам я наблюдал такой факт – в палате 30 лежачих детей, когда вошел в палату с Чашей с Дарами, все дети кричали, стоял невозможный шум – рядом стоящего собеседника не было слышно. После причащения, уходя, весь медперсонал, а также мои помощники обратили внимание – как стало в палате тихо. Абсолютная тишина! А однажды причастив больного ребенка, я увидел совершенно разумный его взгляд – к нему вернулось сознание! (вообще-то, несмотря на его патологию, санитарки называли его "умненьким").
При причащении детей бывали (правда редко) и случаи беснования – двух-годовалого младенца – инвалида не могли удержать несколько взрослых людей, чтобы его причастить, он издавал какие-то звериные звуки и обладал очень большой физической силой, после причащения же стал совершенно спокоен и тих.
Действительно, описание синдрома шизофрении поразительно похоже на известное духовное заболевание – беснование.
После таких наблюдений я стал интересоваться теорией психических и умственных заболеваний: что об этом говорит мирская наука и что Церковь. Согласно мнению Отцов Церкви, способность мыслить, помнить, волевые акты – есть свойства души. Находясь в "ризах кожаных", которые сотворил для людей Господь, изгоняя их из Рая – то есть находясь в теле (преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн.3, гл.1; свт. Игнатий Брянчанинов "Слово о смерти"), человек думает через мозг, видит через глаза, слышит через уши. На самом деле душа сама по себе (одна, без тела) очень хорошо думает, видит. Когда душа находится вне тела (например, во время клинической смерти), у неё усиливаются умственные способности, восстанавливается память.
Таким образом, согласно Православного вероучения, воспитанники психоневрологического детского дома-интерната являются такими же чадами Божиими, как и здоровые люди, они также имеют в себе образ Божий. Только это краткое земное странствие дети проходят, неся крест болезни. Но после смерти их души будут совершенно нормальными, то есть также будут обладать сознанием и умом, как обычные здоровые люди. Также и во всеобщем Воскресении, при соединении их душ с телами, они будут иметь способность сознавать и мыслить, как и все другие люди.
Поэтому так важно больных детей духовно окормлять – в первую очередь причащать Святых Христовых Тайн.
Вот какие мысли высказывает по этому вопросу святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге "Дух, душа и тело" (М., 1997 г., изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института): "Мозг не орган мысли, чувств, сознания, но он то, что приковывает сознание, чувства, мысли к действительной жизни. Мозг, собственно, орган внимания к жизни, приноровления к действительности" (стр.44).
"Большие полушария – орган животного организма, который специализирован на том, чтобы постоянно осуществлять все более совершенное уравновешивание организма с внешней средой – орган для соответственного и непосредственного реагирования на различнейшие комбинации и колебания явлений внешнего мира" (стр.46).
"Кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и мощный субстрат памяти, и мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты.
Дух может работать без ведома сознания о его работе; очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо нашего сознания. Целый мир неведомых для нас идей трепещет в нас… Бессознательное бодрствует" (стр.113).
"Если принять, что в душе хранится в полной неприкосновенности все богатство памяти, то становятся понятными удивительные явления гипермнезии. У идиотов наблюдали не только гипермнезию, но и удивительные проявления скрытой сознательной жизни.
Необыкновенная память некоторых идиотов, несмотря на ограниченность их ума, повторяющих с величайшей точностью длиннейшие повествования, дает еще одно доказательство в пользу такой бессознательной деятельности души. А свойства и способ обнаружения многими идиотами, находящимися в состоянии возбуждения, например, вызываемого сильным горем или другими причинами (например, последней вспышкой угасающей жизни), способности к такой душевной жизни, к которой они сделались, по-видимому, навсегда неспособными указывает на то, что многое такое, что они не могут высказать, воспринимается ими и оставляет в их душе след" (стр.114).
Все эти наблюдения и высказывания позволяют изложить мнение, что, несмотря на умственные и психические тяжелые заболевания детей, благодать Божия, преподаваемая детям в Таинствах (особенно при причащении Тела и Крови Господних), прямо воздействует на их души, взращивает в них дух, воспитывает их для вечной, блаженной жизни. Эти дети имеют такие же образ и подобие Божие, как и все остальные люди, хотя нормальными таких детей в обычной жизни их назвать никак нельзя, но скрытая духовная жизнь у них существует в полной мере и они также нуждаются в духовной пище для стяжания в себе подобия Богу.
© Прокофьев Борис прот.
© Сайт Центра христианской психологии и антропологии
(с персонального разрешения автора).
Последнее обновление файла: 01.05.2019.