Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Господь Бог каждому человеку положил определенное время жизни на земле. Один живет долго, восемьдесят, девяносто лет, другой умирает в молодости, иной уходит из мира с детской невинностью, так и не познав, что такое жизнь взрослого человека. О продолжительности человеческой жизни и ее трудности так писал св. пророк Давид: "Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, а мы летим" (Пс. 89, 10).
Итак, каждому следует прожить совершенно определенное, правда, одному Богу известное, количество лет, месяцев, дней. Первые годы жизни человека уходят на познание мира, на изучение всего, что окружает нас, на приобретение таких знаний, которые дадут возможность человеку занять то или иное положение в обществе, стать тем или иным тружеником, работающим на благо человечества. Последующие годы – годы взрослой жизни – это время труда, время, за которое человек должен сделать как можно больше, чтобы его труд послужил на благо его современникам и его потомкам. Естественно, каждый человек должен всемерно дорожить своим временем, не растрачивать его попусту, обдумывать каждое свое дело, стремясь избегать пустых и даже вредных действий и пытаясь использовать как можно больше часов и минут для своей пользы, для пользы своих близких и для блага всех людей.
Каждый приходящий день человек должен благословлять как преподнесенный ему дар Божий, и в то же время как срок, который следует использовать как можно более разумно и полезно. Слово Божие не запрещает нам помимо повседневного труда пользоваться отдыхом, минутами радости, расширять свои знания о мире, о человеке, о Боге. Однако каждый день нашей жизни должен состоять из такой цепи дел, мыслей, чувств, радостей, добродетелей, поучений, которые бы совершенно исключили делание зла, причинение вреда людям и природе, а также и бесцельное ненужное провождение времени, хотя бы без вреда, но и без пользы. Именно к этому призывает нас святой апостол Петр, наставляя верующих, чтобы они жили "остальное во плоти время… не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 Петр. 4, 2). А святой апостол Павел просит верующих: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…" (Гал. 6, 10).
О большом значении разумного использования времени прекрасно сказал святой Иоанн Златоуст: "Разве ты не знаешь, что как мы, вручая слугам серебро, требуем отчета даже до последней полушки, так и Бог потребует от нас отчета в днях жизни нашей. Что мы скажем?.. Для тебя восходило солнце, луна освещала ночь и сиял разнообразный хор звезд; для тебя веяли ветры, текли реки, для тебя возникали травы и росли растения, для тебя ход природы совершал свойственный себе порядок, наступал день, проходила ночь. Все это делалось для тебя; а ты при таком служении тебе создания проводишь время в лености, исполняешь прихоти диавола и, взявши в наем у Бога такой долг, не платишь Ему, что следует…".
Замечательные слова известного подвижника и учителя аввы Дорофея: "Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо его может найти другое; если же потеряет время, живя в праздности и лености, то не возможет найти другого взамен потерянного…".
Как видим, ценность времени имеет не только значение пользы, выгоды (чем больше человек трудится, чем больше познает мир, тем больше он приносит себе добра и тем больше доставляет себе радости), но время приобретает для нас значение нравственное, моральное. Отсюда возникает для нас необходимейшая обязанность – следить за правильным провождением времени. Для этого нужно заранее намечать все свои дела к предстоящему дню, продумывать, что к какому часу предстоит нам совершить, отбросить все то, что не будет для нас полезно, выбрать на первый план дела наиболее значимые, наиболее полезные и нужные, отложив на будущее, на более благоприятное время дела второстепенные. Ежедневно, отходя ко сну, нужно вспоминать весь свой день и оценивать его с точки зрения нашей веры, нашего христианского достоинства. И если увидим, что неправильно прошел наш день (а чаще всего так и бывает в практической жизни), нужно обратить всю свою внимательность к великому Божьему дару времени. Нужно позаботиться, чтоб последующие дни нашей жизни были более плодотворными, более насыщенными добром и светом, ибо каждый предстоящий день – это наш новый шаг к Вечности, и чем больше мы живем, тем вернее к ней приближаемся и тем меньше нам остается времени для служения Богу.
Пусть же каждый шаг нашей жизни ведет нас не к посрамлению, не к стыду нашему, а к славе великого Бога и Спасителя нашего.
Аминь.
Издание:
Пимен (Хмелевской) архиеп. Время // Его же. Всегда с Богом. – Саратов: Летопись, 2000.
Первоначальный файл с сайта golden-ship.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2016.