Христос Воскресе!
В эти святые и спасительные Пасхальные дни мы все, дорогие во Христе братья и сестры, духовно торжествуем победу вечной жизни над смертью, восторженно прославляем Светлое Воскресение Христово и пребываем в радостной надежде на всеобщее воскресение, когда сбудется непреложное обетование Воскресшего Христа Спасителя: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25). Эта радостная христианская надежда на всеобщее воскресение покоится на вероучении Святой Православной Церкви, источником которого является Откровение Божие.
Церковь Христова учит, что подобно тому, как Сам Сын Божий, умерший на Кресте и погребенный, воскрес из мертвых и восстал из гроба в преображенном, просветленном и прославленном теле, так и все умершие будут воскрешены силой Божией в последний день и восстанут из гроба в преображенной плоти светлой, новой, прославленной, духовной, такой плоти, которая, хотя по существу своему будет та же плоть, что и была в земной жизни, но по своим свойствам будет отличаться от прежней плоти, и это отличие выразится в том, что новому телу не нужны будут ни пища, ни питие, ни одежда, ни кров, ни сон, ни отдых, оно не будет подлежать тлению, станет вечно нетленным, и смерть уже не будет иметь власти над таким телом, ибо оно станет неумирающим, бессмертным, духовным.
Это прославленное, одухотворенное новое тело будет воссоединено с нашей душой, и человек предстанет пред Престолом Божиим в ожидании своей будущей участи в потустороннем вечном мире. Воскресение умерших будет одновременным, всеобщим и мгновенным. В мгновение ока на земле не останется ни одного мертвого, как бы давно он ни умер и каким бы образом ни окончилась бы его жизнь. Тела живые в момент всеобщего воскресения Той же всемогущей Силой Божией будут изменены и станут точно такими же одухотворенными и нетленными, какими станут и тела всех умерших. Они не будут ощущать ни усталости, ни боли, ни немощей, ни болезней, но неисчерпаемая полнота всех жизненных сил будет обладать в них неистощимой энергией, вследствие чего новое наше тело сделается легким и тонким, способным мгновенно перемещаться на большие расстояния. Тогда станет невозможным делание греха, а следовательно, прекратится и вековечная борьба добра со злом в человеке.
Эта наша нерушимая вера в будущее всеобщее Воскресение мертвых зиждется на указаниях Слова Божия.
В Ветхом Завете страдалец Иов так говорил о себе: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25–27). Пророк Давид восклицал: "Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15, 10). Пророк Исаия свидетельствовал о будущем: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!" (Ис. 26, 19). У пророка Иезекииля образно представлено, как произойдет всеобщее воскресение: "И стали сближаться кости, кость с костью своею… и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них… и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои" (Иез. 37, 7, 8, 10). Один из мучеников Маккавеев так сказал своему мучителю: "…ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной" (2 Мак. 7, 9).
В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос говорит Своим верным ученикам: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25). "Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24). "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин. 6, 39). "Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28–29). "Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Ин. 5, 21). "Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения" (Лк. 20, 35, 36).
Так же и в Посланиях Апостольских ярко свидетельствуется убежденность в истине всеобщего воскресения, причем святые Апостолы подробно описывают грядущее воскресение мертвых: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… Сам Господь… сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4, 13, 14, 16, 17, 18). "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке… Последний же враг истребится – смерть… Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?". Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока… и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 22, 23, 26, 35–38, 42–44, 51–53).
Святой Иоанн Богослов так рисует будущую картину всеобщего воскресения: "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них" (Отк. 20, 13). "Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет" (Отк. 21, 4).
Святые Апостолы подчеркивают, что хотя воскресения тела сподобятся все умершие, но истинно духовной жизни – жизни в Духе Святом, в будущем веке сподобятся лишь избранные, те, которые еще на земле стали обителью Святого Духа: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8, 11).
Как видим, Господь многоразличным образом сообщает нам то, что нам следует знать о будущем воскресении мертвых. И тем не менее даже все открытое нам не дает абсолютно ясной картины преобразования мира в последний его день, а лишь приоткрывает завесу, за которой хранится эта тайна.
И среди открытых нам свидетельств Слова Божия многое не может вместить неподготовленный духовно человеческий ум. В таком случае мы обращаемся за помощью к толкованию святых отцов и учителей Церкви, которые помогают нам уразуметь Божественные глаголы, открывающие тайны будущего воскресения мертвых.
Так, например, святой мученик Иустин, обращаясь к тем людям, которые не могут представить, каким образом может совершиться воссоздание истлевших мертвых тел, приводит общедоступную аналогию: "Почему Бог не мог бы из тех же элементов, из коих возникло и в которые по смерти обратилось человеческое тело, опять через ведомое Ему действие образовать то же самое тело, наподобие того, как ваятель сделанную им из глины или воска, из золота или из серебра, но от времени разрушившуюся статую опять силой своего искусства может воссоздать всецело и из прежнего ее материала… А Бог ужели так небрежет о Своем создании, что оно приходит в ничтожество, и Он не заботится о восстановлении его бытия?" ("О воскресении", гл. 5). Христианский апологет Татиан, объясняя веру во всеобщее воскресение тел, писал: "Хотя тело и истребит огонь, или погибнет оно в реках и морях, или же будет пожрано зверями, но сущность его сокроется в богатой сокровищнице Господа, Который, когда захочет, в прежнее состояние восстановит ее" ("Против эллинов", гл. 6). Тертуллиан образы будущего воскресения видел в чередующихся явлениях природы, которые носят на себе печать смерти и следующего за нею возрождения или воскресения: "Каковы, например, умирание растений и деревьев зимою и возрождение их весною, истлевание всякого рода семян и восстание их в лучших, прекрасных формах" ("О воскресении тел", гл. 12). По мысли святого Ефрема Сирина, "когда наступит воскресение мертвых, земля представит тело человеческое таким, каким приняла его, хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась перед Судиею" ("Слово о Суде и воскресении"). Святой Григорий Нисский писал: "Хотя индивидуальные элементы, по разрушении тела, обыкновенно смешиваются с общими стихийными элементами, но распоряжением воли Божией они привлекутся к душе и образуют вполне знакомый ей организм, которого все оставленные части она так легко распознает, как владетель какого-либо разбившегося сосуда" ("О душе и воскресении"). Святой Иоанн Златоуст высказывал мнение, что воскресшие тела будут тончайшими и легчайшими по сравнению с телами до воскресения и что они "сходны будут с ними по очертанию и виду, по примеру воскресшего тела Христова" ("Толкование на 1-е Послание к Коринфянам"). Святой Иоанн Дамаскин говорил: "Воскресение есть вторичное восстановление того, что упало. Если смерть есть разлучение души с телом, то Воскресение, без сомнения, есть вторичное соединение души с телом и новое восстановление падшего и разрушившегося существа" ("О вере православной", гл. 4).
Замечательный подвижник Русской Православной Церкви епископ Феофан Затворник пояснял в своем толковании святого апостола Павла: "Словами о том, что тело "восстает в силе" не всемогущество обещается, а упразднение того, чем оно немощно ныне. Будет оно деятельно без утомления, бодренно без потребности сна, не подверженно болезненным и разрушительным влияниям совне, быстродвижно, как мысль, мощно столько, что в исполнении должного не встретит преград со стороны сторонних вещей и стихии". Он же говорит далее: "Когда тление будет изгнано из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда все преисполнено будет радостью жизни" ("Толкование на 1-е Послание к Коринфянам", гл. 15).
Дорогие братья и сестры, углубившись ныне в мудрые слова Священного Писания и учителей церковных, повествующих о воскресении мертвых, молитвенно воздохнем ко Господу, попросим Его удостоить и нас, грешных, будущего радостного пребывания со Христом Спасителем нашим и воздадим Ему благодарность нашу за Его победу над смертью, которая открыла для всех нас врата Царства Небесного. "Благодарение Богу, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом" (1 Кор. 15, 57). Воистину Христос Воскресе!
Аминь.
Издание:
Пимен (Хмелевской) архиеп. Воскресение из мертвых // Его же. Всегда с Богом. – Саратов: Летопись, 2000.
Первоначальный файл с сайта golden-ship.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2016.