Дорогие во Христе братья и сестры!
В своем стремлении к душевной чистоте и христианскому совершенству мы часто обращаем свое преимущественное внимание на наши действия, на наши поступки, забывая об одном очень важном явлении нашей нравственной жизни. Это явление – наша речь, как словесное выражение наших мыслей, поступков и намерений, это наши слова, которые мы произносим ежечасно, ежеминутно, употребляя их обдуманно и необдуманно, с доброй целью и с дурной целью, уместно и неуместно, приличные слова и неприличные.
Священное Писание многократно предупреждает нас о том, что есть слова добрые и слова злые, слова благодатные и слова греховные, слова утешающие, ласковые и слова возбуждающие, жестокие. Соответственно и будущая наша судьба зависит от того, как и какие слова мы употребляем в своей речи. Господь сказал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься…" (Мф. 12, 36–37). Святой Апостол Иаков так характеризует значение языка и его различную нравственную направленность: "Язык – небольшой член, но много делает… Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть…" (Иак. 3, 5 и 3, 9 – 10).
И вот, чтобы люди не предавались злоречию, не произносили бранных и оскорбительных слов, Священное Писание всемерно удерживает верующих от словесного невоздержания и от согрешений словом.
Вспомним, как говорит в книге Псалтирь святой Давид – Псалмопевец о беззаконном человеке, согрешающем языком своим: "Слова уст его – неправда и лукавство…" (Пс. 35, 4); "Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство…" (Пс. 49, 19); "Человек злоязычный не утвердится на земле…" (Пс. 139, 12); "Устами благословляют, а в сердце своем клянут…" (Пс. 61, 5); "…Слово языка их есть грех уст их…" (Пс. 58, 13).
Премудрый царь Соломон в книге Екклесиаста говорит: "Злоязычный не лучше змея…" (Еккл. 10, 11). Тот же священный писатель делает различие между умным человеком и глупым в зависимости от того, как кто из них пользуется словами. Вот характеристика мудреца и глупца: "…Разумный воздержан в словах своих…" (Притч. 17, 27); "…Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие…" (Еккл. 10, 12–13); "…В устах глупого – бич гордости, уста же мудрых охраняют их…" (Притч. 14, 3); "…Глупый верит всякому слову…" (Притч. 14, 15); "…Голос глупого познается при множестве слов…" (Еккл. 5, 2).
Но особо строго Слово Божие запрещает злословить родителей и начальников. Пророк Моисей провозгласил: "Проклят злословящий отца своего или матерь свою!".. (Втор. 27, 16). Книга Деяний делает такую ссылку на ветхозаветные Писания: "Ибо написано: "начальствующего в народе твоем не злословь…" (Деян. 23, 5).
Вслед за ветхозаветными наставлениями святые апостолы горячо призывали христиан удерживать свой язык от злоречия и сквернословия. Святой апостол Павел так обращался к верующим в г. Ефесе: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас…" (Еф. 4, 31). А святой апостол Иаков делал верующим такое предупреждение: "Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон…" (Иак. 4, 11). Он же советует, внимательно прослушав слова брата своего, не спешить с ответом, дабы не впасть в злословие: "…Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев…" (Иак. 1, 19). Это поучение апостола вызывает в памяти аналогичное изречение Екклезиаста: "…Не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание…" (Еккл. 7, 21). Святой апостол Иаков подчеркивает, что хотя абсолютное обуздание своего языка – весьма нелегкий труд,– однако победивший себя в словесном невоздержании приобретает новые силы для дальнейших подвигов самоусовершенствования: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело…" (Иак. 3, 2).
Священные писатели Ветхого и Нового Заветов всемерно стараются внушить верующим категорическую необходимость пользоваться в своей речи только добрыми, ласковыми мягкими словами, используя слова для утешения, ободрения и вразумления своих братьев и сестер. Вот поучения царя Соломона из его книги Притчей: "Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его…" (Притч. 12, 25); "…Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!" (Притч. 15, 23); "…Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично…" (Притч. 25, 11).
Каждый должен использовать силу своего слова с пользой для ближнего в соответствии с тем даром, который имеет говорящий: "Одному дается Духом слово мудрости; другому – слово знания…" (1 Кор. 12, 8). Особенно же словесное утешение должно быть действенным, если оно содержит в себе зерно христианской веры. Святой апостол Павел, повествуя о значениях Воскресения Христова, являющегося для нас залогом нашего собственного восстания из мертвых, восклицает: "Итак, утешайте друг друга сими словами…" (1 Фес. 4, 18).
Даже если христианин испытывает на себе горечь несправедливых укоризн и клеветы, он обязан пользоваться для своей защиты не злыми, а добрыми словами: "Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим…" (1 Кор. 4, 12, 13); "…Благословляйте, а не проклинайте…" (Рим. 12, 14); "…Во всем показывай в себе образец добрых дел,.. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого…" (Тит. 2, 7, 8).
Всякое братское слово назидания, поучения в вере, естественно должно быть лишено оттенка горделивого превосходства: "И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие, не в превосходстве слова или мудрости…" (1 Кор. 2, 1).
Добрые братские слова христианина всегда неразрывно связаны и с его общим поведением в обществе, с его отношением к своим ближним, с его манерами обращения с людьми. Святой апостол Павел наставляет нас: "Будьте братолюбивы…с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте…" (Рим. 12, 10). Вот какое огромное нравственное значение имеют произносимые нами слова. И потому обязанность каждого христианина – непрестанно следить за своею речью, насыщать ее словами благодатными, добрыми и очищать ее от слов злых и скверных.
Пусть Господь поможет нам в этом деле, а мы попросим Его словами Псалмопевца: "Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи" (Пс. 18, 15).
Аминь.
Издание:
Пимен (Хмелевской) архиеп. Слово злое и слово доброе // Его же. Всегда с Богом. – Саратов: Летопись, 2000.
Первоначальный файл с сайта golden-ship.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2016.