Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Среди разных пороков, унижающих и порабощающих человека, едва ли не самый отвратительный – это греховное пристрастие к систематическому и безмерному винопитию.
Вспомним, что говорит Священное Писание, как оно бичует пьяниц, как предупреждает тех людей, которым угрожает впадение в омут безудержного винопития. Пророк Исаия говорит: "Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (т.е. пива) и до позднего вечера разгорячают себя вином" (Ис. 5, 11). А пророк Иоиль так восклицал: "Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино" (Иоил. 1, 5). Пророк Осия называл пьянство отвратительным грехом (Ос. 4, 18) и предостерегал, что вино и напитки завладевают сердцем человека (Ос. 4, 11).
Премудрый Соломон в своих Притчах так высказывается о пристрастии к вину: "Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притч. 20, 1). "Не будь между упивающимися вином… потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют" (Притч. 23, 20–21); "У кого вой? у кого стон?.. у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином"; "Не смотри на вино… как оно искрится в чаше… впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" (Притч. 23, 29–32).
Как видим, Ветхозаветное Священное Писание не только категорически осуждало грех пьянства, но и указывало на трагические его последствия: болезни, обеднение, горе в семье.
В Священном Писании Ветхого Завета имеются весьма строгие предписания, направленные против пьяниц. Так, в книге Второзакония читаем: "Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и… матери своей… то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего… и скажут: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти" (Втор. 21, 18–21).
Священное Писание объясняет и причины, порождающие порок пьянства. Эти причины состоят в отсутствии у пьяниц веры в будущую вечную жизнь, в их всецелом уповании на безнаказанность наслаждений, получаемых в земной жизни. Они говорили в отчаянии: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22, 13). Ветхозаветные Священные книги одобряют тех, кто имеет полное воздержание от спиртных напитков. В книге пророка Иеремии сказано: "Слова Ионадава… который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня" (Иер. 35, 14).
Новый Завет предъявляет к людям не менее строгие требования безусловной трезвости. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством" (Лк. 21, 34). Святые апостолы призывали христиан хранить трезвость и воздерживаться от злоупотребления вином: "…Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству…" (Рим. 13, 13); "не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф. 5, 18); "…Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается… пьяницею… с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5, 11); "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Святой апостол Павел, обращаясь к своему ученику Титу, советует ему наблюдать за тем, чтобы старые женщины не порабощались пьянству, учили добру, вразумляли молодых… (Тит. 2, 3, 4).
Святые отцы обличали гибельный порок пьянства. Приведем себе на память хотя бы такое свидетельство святителя Василия Великого, который в 14 беседе, названной "Против пьянствующих", говорит следующее: "…Пьяница теряет ум и уподобляется бессмысленным скотам… весь телесный состав от пьянства разрушается… у пьяниц глаза мутные, язык расслабленный, голос хриплый, поступь нетвердая… у них делаются припадки, мозг наполняется гнилью, голова страдает… Страсть винопития из всех страстей самая пагубнейшая, ибо подверженный сей страсти погубляет души и тело, разоряет семейство свое, пропивая и погубляя в вине все имение свое, как в бездонной пучине; таковой то же, что самоубийца, ибо от вина перегорает вся внутренность, и он умирает преждевременной смертью…".
Это устрашающее предупреждение святого Василия Великого должно тронуть каждого, замечающего в себе порочную склонность к вину.
Вот что говорит о винопитии святой Феодор Едесский: "Увеселяясь же вином… много переиспытаешь печалей. Праздники проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоте. Наполняя же чрево яствами и винопитиями, прогневишь паче Того, Кому посвящается празднество". (Добротолюбие, том 3, стр. 326).
Блаженный Диадох дает такой совет увлекающимся безмерным употреблением вина: "Как земля, умеренно напояемая, с большим приплодом изращает вметаемое в нее чистое семя, а упояемая слишком обильными дождями приносит только терния и волчцы: так и земля сердца, когда употребляем вина в меру, естественные свои семена являет чистыми… когда же чрез меру одождим ее многопитием, износит только терния и волчцы всеми помыслами своими". (Добротолюбие, том 3, стр. 32).
Среди подвижнических наставлений святых Варсонофия и Иоанна имеется такое, касающееся умеренности в пище и питии: "О мере воздержания в пище и питии отцы говорят, что должно употреблять того и другого несколько менее надлежащего, т.е. не наполнять совершенно желудка. И всякий должен сам себе определить меру как в… пище, так и в вине. Впрочем мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства; во всем этом должна быть своя мера воздержания". (Добротолюбие, том 2, стр. 565).
Но с особой страстностью боролся с пьянством великий проповедник святой Иоанн Златоуст. Вот что он пишет о пьяницах: "Пьяница – живой мертвец; пьянство – недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием. Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным Небо, так что вместе с позором здесь, и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание" (Творения, том 2, стр. 13). "…Не так разрушается земля, обременяемая постоянным обилием вод, как расшатывается, расслабляется, и исчезает сила тела, постоянно затопляемая питьем вина" (Том 2, стр. 12). "…Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения Божиим Царством? Лучше сказать: даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность…" (Том 2, стр. 711). "Не ядение худо – а вредно объядение, через это уничтожается и удовольствие от пищи. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл" (Том 4, стр. 74). "…Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. Итак, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию" (Том 4, стр. 301).
Особое внимание обращал святой Иоанн Златоуст на пьянство женщин как на весьма дикое и неестественное явление. Он писал: "Нет ничего отвратительнее женщины, преданной пьянству; цвет лица ее увядает, ясность и кротость глаз помрачаются. Как неприятна женщина, дышащая зловонным и испортившимся вином, отрыгивающая испарения гнилого мяса, отягченная так, что не может встать!".. (Том 9, стр. 254).
Святой Иоанн Златоуст призывает взглянуть на страшные последствия пьянства, отражающиеся на здоровье людей: "И болезни ног скоро нападают на них, и несвоевременное дрожание, и преждевременная старость, и головные боли, и потеря аппетита, почему они и нуждаются постоянно во врачах, в беспрестанных лекарствах и ежедневном лечении. Это ли удовольствие?".. (Том 12, стр. 567).
Кстати, о болезнях. Как свидетельствует современная медицина, люди, подверженные алкоголизму, как правило, не доживают до старости, они уходят в вечность значительно раньше людей, ведущих трезвый образ жизни. Они всякую болезнь переносят значительно труднее, так как их организм уже расшатан, и болезнь удобнее и легче распространяется в таком организме. Самое же страшное состоит в том, что у алкоголиков постепенно отмирают клетки мозга, и чем чаще и больше человек употребляет алкогольные напитки, тем большее количество клеток головного мозга гибнет безвозвратно. А отсюда следует: значительная потеря памяти, расстройство нервной системы, ослабление творческих мыслительных сил.
Особо нужно сказать о наследственности. Известно, что у родителей – алкоголиков очень часто рождаются дети – уроды, либо дети с расстроенной с детства психикой. Иногда последствия алкоголизма наблюдаются на внуках и правнуках. Можно назвать безумными тех мужа и жену, которые на своей свадьбе напиваются до потери сознания. Этот поступок напоминает самовольное посягательство на жизнь потомства.
К сожалению, многие люди или забыли, или вовсе не знают о приведенных выше наставлениях и советах. Правда, в былые времена в России считалось недопустимым, чтоб жених и невеста даже прикасались к вину во время свадьбы.
Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10).
Следующий шаг – решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению.
Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней "тихой" жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: "…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20).
Аминь.
Издание:
Пимен (Хмелевской) архиеп. О трезвости // Его же. Всегда с Богом. – Саратов: Летопись, 2000.
Первоначальный файл с сайта golden-ship.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2016.