Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
У каждого из нас, дорогие во Христе братья и сестры, бывают дни, когда среди ровно текущего времени жизни вдруг возникают непредвиденные тяжелые обстоятельства: опасная болезнь, неприятность, горе, случающиеся как с нами, так и с нашими родными и друзьями. И тогда ярким пламенем возгорается наша молитва к Господу Богу. Со слезами, с напряженностью, с настойчивостью просим мы Бога отвратить нависшую над нами опасность или спасти от бедствия и даже смерти дорогого для нас человека. С усердием и тщательностью подбираем мы самые убедительные слова молитвы. Ради того, чтобы наше прошение поскорее было исполнено, мы бываем готовы на большие лишения, пожертвования и даже на принесение особых, подчас трудно исполнимых обетов.
Если результатом горячей молитвы бывает скорое исполнение Богом наших прошений, это естественно вызывает в нас большую радость и великую благодарность Господу за Его помощь, которую подчас можно назвать чудом Божиим. Однако, остановим свое внимание на противоположном случае, когда ни неотступность молитвы, ни ее жар, ни ее большая внутренняя сила не принесли желаемых результатов и, как говорят в народе, Господь "не услышал" этих горячих молитв. Многим бывает знакомо это горестное чувство оставленности, одиночества, бессилия, когда казалось, что Господь непременно "должен" был прийти на помощь, а Он не пришел, хотя молитва была так сильна, и исходила она из глубины верующего сердца, шла к Отцу Небесному от его преданного верующего чада, которому сам Отец обещал в Святом Евангелии: "Просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам…" (Мф. 7, 7). "О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам…" (Ин. 16, 23). "…Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите…" (Мф. 21, 22). И вдруг Господь не откликнулся на сыновние наши молитвы…Так неужели Он один раз обещает что-то своим чадам, а в другой раз не исполняет этого? Пусть никоим образом никто так не думает. Наш Небесный Отец любит всех нас, любит каждого из нас в тысячу раз, в бесконечное число раз больше, чем любой земной отец любит своего земного сына. И здесь, в этой любви небесной, находится ключ к пониманию того, почему одна молитва бывает "услышана" Богом, а другая "не услышана".
Каковыми же могут быть причины неисполненности наших горячих, усердных молитв?
Как часто мы замечаем, что малые дети со слезами, настойчиво, даже с криком требуют чего-либо от своих родителей, но родители, нежно любящие своих детей, ласково убеждают их в том, что эти требования либо неосуществимы, либо вредны для детей. И как часто дети продолжают плакать, так и не поняв здравых объяснений своих родителей. Вот – по аналогии – первая причина неисполнения наших молитв Богом: мы, по неведению своему, часто, как дети, просим не того, что действительно нам нужно и полезно. Недаром говорит святой апостол Иаков: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро…" (Иак. 4, 3). И святой апостол Иоанн Богослов говорит: "…вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас…" (1 Ин. 5, 14). Как видим, непременным условием доходчивости нашей молитвы до Бога является обязательное совпадение нашей человеческой воли с волей Божией. А в чем состоит воля Божия о нас? Она прежде всего состоит в том, чтобы "все люди спаслись и достигли познания истины…" (1 Тим. 2, 4). И эта всеблагая воля Божия осуществляется над нами многоразличными путями. Один из этих путей таков, что Господь, как добрый пастырь, пасет нас, воспитывает и учит нас через события нашей жизни, через те же самые болезни, бедствия и несчастия, от которых мы так ревностно стараемся поскорее избавиться, как от тяжелого и неприятного груза, в то время как эти же самые испытания и необходимы нам, чтобы преобразовать наши души, закалить их в духовной борьбе, очистить их в страданиях и поставить их на более высокую ступень нравственного достоинства. Итак, главная причина неосуществленности наших молитв – это их несоответствие с волей Божией. Но есть и другие причины, лежащие уже не в Боге, а в нас самих. Одна из таких причин – наше нравственное недостоинство.
Задумаемся над таким простым вопросом: всегда ли мы бываем достойны получить просимое, даже если мы просим, даже если мы просим то, что не противно воле Божией? Когда мы обращаемся к Великому Всеблагому Всесовершенному Духу Божию, нам без сомнения и самим следует хотя бы в момент молитвы быть в известной степени добрыми, чистыми, совершенными. Однако, всегда ли мы ощущаем в себе достоинство предстоять перед Великим Богом и просить, требовать от Него милостей? Далеко не всегда. Не пытаемся ли мы иногда совместить несовместимое, когда, находясь в грехе и пороке, дерзаем соединиться в молитве с Единым Чистым? Святой Иоанн Златоуст таким наглядным сравнением объясняет необходимость нравственной чистоты для достижения просимого в молитве: "Если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою: как же ты сам дерзаешь в нечистоте приступить к Богу?" (Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 51).
И действительно, надо обладать большой степенью наивности и даже глупости, чтобы, не имея на то морального основания, требовать от Господа Бога, чтобы Он, как автомат, немедленно исполнял все наши желания. Верно, Господь всегда готов исполнить любую молитву Своих чад по Своей неизреченной любви к нам, людям. Но готовы ли к этому мы, Его чада? К сожалению, не всегда. Недаром Слово Божие говорит о грешниках: "И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них…" (Мих. 3, 4).
Итак, дорогие во Христе братья и сестры, поразмыслив с духовной рассудительностью над таким явлением, когда жаркие наши молитвы не бывают в скором времени осуществлены Богом, решим сами в себе всегда в дальнейшем не только горячо просить Бога о помощи, но и прибавлять мудрые священные слова: "Если будет, Господи, на это Твоя святая воля". И тут же одновременно воскликнем в покаянии: "Прости мне, Господи, множество моих согрешений, помоги мне, Господи, очистить от них мою душу; и если я горячо прошу Тебя, Господи, услышать мою молитву, то услыши меня, не помянув многих моих беззаконий, в которых я каюсь всем сердцем и от которых помоги мне, Господи, избавиться Твоею всесильною Благодатию".
Недаром великий русский учитель благочестия Святитель Игнатий Брянчанинов учил, что "истинная молитва есть голос истинного покаяния…" (Соч., том. III, с. 160). Святитель же Феофан Вышенский Затворник преподает всем молящимся такой совет: "Когда просим у Господа в молитве чего-либо из земных благ, то надо иметь в уме", "если Ты видишь, Господи, что то-то полезно для спасения моего, то даруй мне…" ("Мысли на каждый день года").
Такая осмысленная, мудрая христианская молитва не только приблизит нас к ее осуществлению, но и поможет нам самим нравственно очиститься и духом своим приблизиться к идеалу христианского совершенства – единению с Богом.
Аминь.
Издание:
Пимен (Хмелевской) архиеп. "Неуслышанные" молитвы // Его же. Всегда с Богом. – Саратов: Летопись, 2000.
Первоначальный файл с сайта golden-ship.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2016.