ПРЕДИСЛОВИЕ
Старец всегда желал, чтобы действовала благодать Божия в нас, и поэтому всячески старался отсекать проявление своей воли. Вследствие этого благодать Духа Святого, в избытке обитавшая в старце, действовала могущественно и изливалась в так называемых чудесных событиях. Идя путем смирения, отец Паисий всегда пытался скрыть, что в нем обитает Божественная благодать, и лишь в исключительных случаях приоткрывал частичку своих духовных опытов. Приведем здесь некоторые.
У одного иеродиакона, отца А. из Кипра, когда происходили события, связанные с захватом части Кипра турками, пропали без вести близкие. В большой печали и скорби обратился он к старцу. Старец его любил за благочестие и доброту и однажды вечером удержал его у себя в каливе. "Утром придет иеромонах, будет служить Литургию. Встанешь чуть пораньше, совершим утреню и прочитаем правило ко святому Причащению", – сказал отец Паисий иеродиакону. И разошлись по кельям. Старец всю ночь молился. Прежде чем отец А. заснул, старец один или два раза подходил к его келье и шутя говорил: "Отец А., может видишь какое видение или Ангела?"
В два часа после полуночи старец разбудил иеродиакона для утрени. После утрени стали читать правило ко святому Причащению. Читал отец Паисий с большим благоговением и умилением. Когда начал читать тропарь пятой песни канона ко святому Причащению, где были слова: "Марие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего,"– вдруг церковка каливы начала наполняться мягким бело-голубым светом, и огонек лампадки, вначале красный, преобразовался в лазурный, и начали лампадки тихонько и ритмично покачиваться. Одновременно вся церковка наполнилась непередаваемым благоуханием.
Иеродиакон смутился и не мог понять, что происходит. Шепотом прервал старца и спросил, что все это значит. Старец, приложив палец к устам и показывая, чтобы он замолчал, сказал тихо: "Молись и не говори. Нас посетила Божия Матерь".
Долгое время старец и диакон пробыли ниц, приклонив головы к земле, пока не рассеялся бело-голубой свет, а вместе с ним исчезла всякая скорбь и печаль из сердца иеродиакона отца А. А место их заполнили радость, надежда, вера и любовь ко Господу и благодарность старцу, который был виновником дивного посещения.
Отец Паисий не проповедовал и не говорил поучений как таковых. И простое слово его не походило на учение образованного богослова. Окончив начальную школу, затем свое образование он продолжил в убогой келье монашеской, имея наставником Духа Святого. Старец объяснялся простонародным языком. Выслушивал озабоченного, скорбящего человека и старался помочь ему простым, доходчивым образом. Одухотворенность его услаждала каждое слово. Видишь его беседующего и одновременно вяжущего четки или поглаживающего котенка, или поливающего свой небольшой огород.
Сначала предлагал вещественное, то есть какую-либо сладость, сухие плоды, воду или другое, что имел в келье, и затем, по наитию Духа, предлагал посетителю слова простые, ласковые, ободряющие.
Старец давно приготовил могилу себе возле каливы и всегда имел в уме своем день исхода из суетной жизни. Себя он всегда считал, по смирению, не готовым для этого великого путешествия.
Однако одно видение, которое он видел, его утешило.
Однажды во время молитвы видел он себя в каком-то месте, похожем на аэродром, с которого отправлялись в путь к небу. Здесь находилось множество людей, проходивших соответствующий контроль. Имеющих паспорт и билет – пропускали, не имеющих – отправляли. Когда подошла очередь старца, он не имел положительных бумаг. Вдруг появилась Пресвятая Богородица, одетая, как Царица – в золото. Образ Ее был очень схож с чудотворной иконой Иерусалимской. Она сказала проверяющим: "Это раб Мой, пропустите его, пусть проходит, его бумаги Я Сама приготовила". Сказав это, Она показала бумаги, вытащив их из-под омофора, и потом опять спрятала. После этого старцу разрешили пройти.
В другой раз старец говорил близким своим ученикам, что Матерь Божия,, которую он видел несколько раз, очень напоминает образ Пресвятой Богородицы Иерусалимской. "Именно точно такая," – повторял старец.
Было воскресенье "О слепом" (шестое после Пасхи). Жил тогда отец Паисий в келье Честного Креста монастыря Ставроникита. Был болен и от болезни и от поста больше лежал в кровати. На краткое время вышел во двор кельи, был немного печален, потому что не имел чего поесть, чтобы укрепить силы.
В то время, смотря в сторону моря, увидел огромную птицу, то ли орла, то ли коршуна, несущую в когтях крупную рыбу. Достигнув кельи старца, птица разжала когти, и рыба, живая и трепещущая, упала к ногам старца. Тогда отец Паисий направился в келейную церковь, вознес молитву, опасаясь обольщения от врага. После этого, видя, что это Господь действительно не оставляет его Своим промыслом, возблагодарил Бога и Пресвятую Богородицу. Потом, выйдя во двор, взял рыбу, поджарил, поел и таким образом укрепил немного свои ослабевшие силы.
Говорил отец Паисий: "В мире люди сейчас занимаются многими вопросами, только себя забывают. Думаю, если каждый займется собой (своей душой), все пойдет по нужному руслу. Этим нужно заняться. Диавол, как видите, дает много работы, чтобы отвлечь от единого на потребу."
Некоторые говорили старцу: "Вот вы, монахи, сидите здесь, в пустынном месте, только молитесь. Не лучше ли вам в это трудное время, когда Церковь беспокоят разделения, нападки от врагов внешних и внутренних, вести активный образ жизни – словом, проповедью, делом помогать своей Церкви?" На это отец Паисий отвечал, приводя пример: "Вот радист какой-то огневой точки сидит в тихом, безмолвном месте, настраивается на волну, пытается связаться с Центром. Вдруг приходят товарищи его и говорят: "Оставь свою рацию, бесполезно, возьми винтовку и иди в общий строй – враги окружают". Если он послушает, то пойдет и будет одной боевой единицей – и только. Если же он пребудет в терпении возле рации и свяжется с Центром, то вызовет большие силы авиации, и враг будет подавлен и разбит. Применяйте этот пример в духовном смысле и к нашему монашеству афонскому".
Некоторые по испорченности сердца своего видят в ближних только пороки, а другие – наоборот. Исходя из этого, старец шутя делил людей на две категории. Одна подобна пчеле. Когда пчела залетает случайно в какой-нибудь двор, полный мусора и хлама, она все минует, а находит где-то малый цветочек или какую-то сладость и там останавливается. Другая категория подобна мухе.
Муха, влетая в прекрасный сад с благоухающими цветами, все минует, а находит где-то в углу сада кучку навоза и там останавливается.
И приводит пример. Однажды посетил старца отец, у которого была очень больна дочь, и просил его молитв. Отец Паисий сказал: "Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере, оставь курение, сделай хоть это себе понуждение". И тот с готовностью оставил сигареты и зажигалку прямо на стасидии в церкви у старца. Спустя немного времени пришел один посетитель, поклонился в церкви у старца, окинул праздным взглядом убогую келью старца и заметил на стасидии оставленную пачку сигарет, про которую старец и забыл. Выйдя из каливы старца, .посетитель сел и закурил сигарету. Увидев это, отец Паисий заметил: "Что же ты делаешь, тут жилище монашеское, иди уж куда-нибудь в лес подальше, там покури, если хочешь". Посетитель возмутился: "Я видел у тебя там сигареты. Ты в церкви куришь, а мне здесь не даешь?"
А вот другой пример. Рано утром прибежал к каливе старца мальчишка-школьник из карейской школы (церковная школа для мальчиков в административном центре Афона – Карее). Старец только кончил молитвенное правило. "Что тебе нужно?" – спросил он мальчишку. "Хочу посоветоваться с отцом Паисием," – ответил тот (пришел он впервые). Старец, желая испытать его, ответил: "Да он выпил и пошел на Карею в магазин купить сигареты себе". Мальчишка не смутился и сказал: "Хорошо, я подожду его".
"Вот так, – заключил старец, – каждый судит о другом по чистоте и расположению своего сердца. Так одних можно отнести к категории мухи, а других – к категории пчелы. А вы себя куда относите?"
Старец обладал и даром прозорливости, и даром предвидения. Ему были открыты время и прохождение военного конфликта в Персидском заливе, события в Сербии и некоторые другие мировые события, уже совершившиеся или ожидающиеся в будущем.
Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святогорец
Из газеты "Радонеж" № 6, 1966 г.
Возвращение к Богу от земли на Небо
Благой Бог сотворил Ангелов, но некоторые Ангелы от гордости стали демонами. Потом создал Бог человека, чтобы восполнить разоренную ангельскую дружину, и оставил демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своею злобою проходить испытания на земле и достигать вечной небесной жизни. До тех пор, пока живет человек на земле, он имеет право проходить через духовные испытания, и нет такого человека, кто прожил бы без них. Итак, будем подвизаться, чтобы построить духовное основание и войти в рай. Аминь.
Кто подвизается духовно, тот воюет против врага диавола, вследствие чего и диавол воюет против него. Человек, который победит мысленного врага, будет увенчан Христом.
Опыт приобретается от демонского обстрела, который принимает воин Христов в духовной брани. Прежде, чем начать войну, враг бомбардирует помыслами. Иисусова молитва является самым сильным оружием против помыслов врага.
Духовное преуспеяние подвизающегося будет зависеть не от хорошего духовного отца, но от благих помыслов послушника.
Послушник, принимающий лукавый помысел о своем старце, теряет доверие к нему и уже сам низвергает себя подобно тому, как обрушивается купол, когда выпадает центральный связующий кирпич.
Чтобы очистились ум и сердце, человек должен не принимать лукавые помыслы и сам не думать лукаво, но трудиться просто и смиренно, и подвизаться усердно.
Величайшую духовную силу имеют чистые помыслы от каждого подвига – поста, бдения и других, для тех, кто подвизается, чтобы сохранить свою душевную и телесную чистоту.
Естественная плотская брань отражается постом, бдением и молитвою, когда нет гордости.
Лукавый помысел, когда соработает ветхому плотскому человеку, делает двойное зло в душе; как и диавол, когда соработает человеку, делает двойное зло в мире.
Все же хульные помыслы от диавола, а не от человека.
Хульными помыслами диавол обычно мучает чувствительных людей, чтобы огорчить их и ввергнуть в отчаяние.
Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона – это псалмопение, ибо оно является и молитвой ко Христу, и презрением к диаволу.
И начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение.
Человек Божий знает лукавого, в то время, как лукавый не знает благих помыслов людей.
Величайшая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей, которые приносят беспокойство. Болезнь эту исцеляет только Христос с помощью душевной тишины и вечности, но нужно только, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу.
Великий грешник имеет для смирения множество причин; великое же смирение принимает Божественную благодать, и, чтобы ее сохранить, человеку нужно только избегать поводов и причин греха.
Пустыня очень помогает уничтожению душевных страстей, ведь и пырей засыхает в бесплодной пустыне, в то время как в болоте он становится подобным камышу.
Не восхищайтесь теми, которые приближаются к Луне, но теми, которые убегают мирского сознания, приближаются к Богу и ликуют.
Человек, удаляющий себя от Бога, не находит душевного покоя ни в этой временной жизни, ни в вечной. Потому что не верующий в Бога и в будущую вечную жизнь и в этой жизни живет безутешно, и осуждает свою вечную душу.
Насколько удаляются люди от простой естественной жизни и предаются роскоши, настолько умножают и свой страх за завтрашний день. И насколько развивается мирская вежливость, настолько же теряется простота, радость и естественная человеческая улыбка.
Бог – это бесконечный Ум, и человек по уму родственен Богу, и умом приближается к Нему. Бог – это бесконечная Любовь, и чистым сердцем человек переживает Бога. Бог прост, и в простоте верит человек, и подвизается смиренно и усердно, и переживает таинства Божий.
Годы проходят, люди стареют. Итак, не останавливайтесь на перекрестке. Выберите по Вашему усердию какой-нибудь крест и идите одним из двух путей нашей Церкви. Последуйте за Христом на распятие, если хотите возрадоваться радостью Его воскресения.
Человеческие кресты – это просто крестики, которые помогают нам в спасении нашей души. Крест же Христов был очень тяжел, потому что Господь не употребил Свою Божественную силу для Себя Самого.
Лучшим лекарством для каждого нашего несчастья является сострадание нашим ближним в их еще большем несчастье,– стоит только помыслить о нем.
Иисус сладок, и для того, кто в горечи своего страдания обопрется на Христа, горькое превращается в сладкий сироп.
Хочешь, чтобы твоя молитва стала сердечной и была принята Богом? Сделай страдание ближнего своим страданием. Всего одно сердечное воздыхание о своем ближнем приносит реальные результаты. Божественное извещение принятой молитвы есть Божественное утешение, которое человек чувствует после молитвы.
Спокойная ночная молитва приносит большую пользу своим безмятежием и очень полезна для нашего духовного возрастания подобно тому, как тихий ночной дождь много помогает всходу растений.
Сон после захода солнца приносит телу большую пользу, но и бдение с усиленной молитвой после захода солнца очень полезно для души.
Непрерывно перебирай четки, пока не растают духовные льды, чтобы впоследствии привести в действие духовный механизм, когда сердце уже само будет творить молитву.
В соответствии с жертвой и молитвой, которую совершает человек за себя и за своего ближнего, подастся ему и Божественная помощь.
Доверие Богу в том, что ничего не бывает без Божией воли, есть тайная непрерывная молитва с реальными результатами.
Кто доверяется Богу, тот сеет славословие и собирает Божественную радость и вечное благословение. Кто сеет печаль, тот и пожинает печаль и запасает беспокойство для своей души.
Сладость жизни чувствуют не те, кто радуется мирскому, но те, кто живет духовно и принимает горькое с радостью, как лекарственные травы для здоровья своей души, и питается только для поддержания своего тела.
Если алчет твой ближний, отдай ему свою пишу. Если нет алчущего человека, отдай свою пищу голодным животным, потому что тебе будет необходимая для рая польза от поста, а бедные животные не имеют рая: они имеют только то благо, что для них нет и ада.
Радость, которую чувствует человек, когда принимает материальное благословение, есть радость человеческая, в то время, как радость, которую чувствует сам дающий человек, есть радость Божественная. Божественная радость приходит через подаяние.
Духовного изменения, которое принимает душа вместе с сердечным ликованием от одной только милостыни или благодеяния ближнему, не может дать никакой величайший лекарь, даже если ты и дашь ему целый мешок долларов.
Кто от чистой любви труждается ради своего ближнего, тому само утомление приносит отдых. Тот же, кто любит себя самого и ленится, утомляется от своего бездействия.
Трудолюбивый человек, кем бы он ни был, монахом ли или мирянином, будет духовно преуспевать, потому что будет трудиться усердно. В то время как человек, не возращающий усердие, которое даровал ему Бог, не будет преуспевать ни в монастыре, ни в миру.
Несчастные животные по нравам лучше бесчувственных людей, потому что их покупают как сострадательные, так и бессердечные, и они слушаются без рассуждения, жестоко эксплуатируются и терпят безропотно, не имея никакой награды. Следовательно, они превзошли нас и в нестяжательности, и в терпении, и в послушании.
Человек, смиренно терпящий прегрешение своего ближнего, имеет большую любовь, чем тот, кто несет тяжелую суму своего попутчика.
Приими несправедливость как великое благословение, потому что через нее для тебя готовится благословение небесное. Однако сам не стремись пострадать несправедливо, ибо под этим благовидным предлогом скрывается порок гордости.
Когда с тобою поступают несправедливо, не говори: "Да взыщет это Бог", – потому что тогда ты невольно проклинаешь себя.
Человека, искренне просящего у тебя прощения, когда он погрешает, прощай. Каждый раз, когда он погрешает, прощай милостиво и люби его по-настоящему. Лукавого же, просящего у тебя прощения притворно, чтобы делать свое и затем впутать тебя в свои дела, которые душевно вредят и другим людям, прощай 77 раз подряд, и люби его, и молись за него.
Приими несправедливость с радостью, когда она для тебя душевно не вредна. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в этой жизни, ибо права праведного хранит Христос в небесной жизни.
Чем более утомляется тело ради Христа, тем больше радуется душа, находясь рядом со Христом, и помощь человека своим ближним тогда более действенна, ибо она становится духовной.
Сострадательный человек становится на место страдающего, молится, утешает, но и сам вознаграждается от Христа Божественным утешением по страданию своему. Бесчувственный же, который домогается места другого, когда захватывает его, охватывается и сам беспокойством, и уже в этой жизни частично испытывает вечное наказание.
Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. Внутри нашего благоговения перед Богородицей и святыми снова сокрыто великое благоговение перед Христом -Троичным Богом.
Святые ангелы с окрыленным благоговением славословят непрестанно Бога: "Свят, Свят, Свят..."
Человек, для того, чтобы летать по-ангельски, должен отбросить все свои душевные страсти и материальные вещи отдать бедным, ибо где есть материальное богатство, там – духовная нищета.
Бедному человеку и разбойник сочувствует и милует его, в то время, как богатого разбойник жестоко делает неимущим. Хорошо человеку, руководствуясь Евангелием Христовым, самому стать нищим, чтобы унаследовать Его небесное царство.
Поскольку небесная жизнь людей будет уже ангельской, то некоторые ревностные молодые люди начинают ее еще в этой жизни, становятся монахами и живут в девстве, нестяжательности и послушании.
Едина ангельская схима монахов и монахинь. Нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3; 28).
Чтобы в нашем сердце возросло монашеское сознание, прежде должно умереть наше мирское сознание и превратиться в перегной. И чтобы умерли страсти, нужно помышлять о смерти, суде и пострадать ревностно за Христа, Который много пострадал, даже до смерти, чтобы искупить нас.
Хорошо монаху умереть в покаянии и в коленопреклонении.
Тот, кто знает великое достоинство ангельского образа, не стремится к иному званию. Если станешь настоящим монахом, то будешь радоваться по-ангельски и на земле, и на Небе, иначе ты будешь осмеян мирскими людьми и оплакан ангелами.
Монах, живущий по-мирски – страдалец и неудачник в своей жизни. И для Христа будет загадка: с кем его поместить в иной жизни, с монахами или с мирянами? Монах есть свет, маяк среди скал, невидимый миру.
Когда монах не смотрит на людей ради Христа, тогда он видит многих людей и помогает им благодатно молитвою в делах, которые по-человечески не происходят.
Монахи – это связисты нашей Церкви, и по этой причине они удаляются от мирского шума, чтобы иметь в молитве хорошую связь со Христом и этим помогать нам.
Если монах будет гордо сравнивать себя с мирянами, то он падет и станет мирянином. Если же он смиренно ищет милости Божией, подвизается и видит всех людей хорошими и святыми, то он подражает святым.
Чтобы душа воскресла духовно, должен распяться человек, должны умереть душевные страсти, главным образом, эгоизм – это своевольное чадо гордости, которое препятствует Божественной благодати и искажает человеческий лик.
Чтобы преуспеть духовно, монаху нужно оставить здравый смысл, смириться и трудиться сердцем. Монахине, чтобы преуспеть духовно, нужно оставить зависть и прочее, возмужать духовно, и здравый смысл у нее должен предшествовать, чтобы сдерживать сердце.
Время, потраченное для духовной работы над самими собою, не считайте потерянным, ибо это духовное условие для вас и реальная помощь для ваших ближних.
Смотрите, не приобретайте себе доброго имени, потому что ваше доброе имя станет потом величайшим врагом вашего спокойствия. Требуется много внимания, чтобы монах вел духовный образ жизни, не приобретая себе доброго имени, потому что от мирских похвал становятся напрасными его труды.
Если человек, совершающий добро, делает его известным и кичится им, утомляясь бесцельно, то он теряет его и подлежит наказанию.
Монах, мыслящий по-мирски, кажется, сбился со своего пути: в то время, как он отправился в путь, ведущий ко Христу, душа его шествует в мир.
Монахи, которые постоянно занимаются возведением роскошных строений и мирскими делами, показывают, что они насквозь земные: кирпичи и глина, – и совсем не обладают Божественным разумом.
Простые здания и смиренные вещи мысленно переносят монахов в пещеры и уединенные жилища наших святых отцов, и, таким образом, приносят духовную пользу. В то же время мирские вещи напоминают о мире и делают монахов мирянами по душе.
Афонские святые были такими же, как и мы, людьми. Афон был, так же, как и другие горы, дикой горой. Но так как наши отцы ревностно подвизались, то они освятились сами, освятили и гору, и она была названа Святой Горой. И мы теперь гордо называем себя святогорцами.
Наши святые отцы освятили пустыню и превратили ее в духовное государство, в то время, как мы, к сожалению, превратили ее в государство мирское.
Всякий мирской порядок в монашестве является великим духовным беспорядком.
Брат, не желай приспособить спокойную пустыню к самому себе – беспокойному и мирскому, но уважай пустыню, чтобы она помогла тебе своим спокойствием опустеть от страстей твоих и облагодатствоваться от Христа.
Если хочешь стать исихастом, чтобы пребывать в покое, стяжи прежде с помощью благих помыслов внутреннюю тишину посреди внешнего шума.
Новоначальный, который отделяется от братства, чтобы стать исихастом, похож на неспелый, только что сорванный с дерева инжир: он еще выделяет молочко, и, по всей вероятности, еще нуждается в молоке.
В древности, когда было больше старцев, и младшие духовно преуспевали. В наше же время, когда мы более старики, нежели старцы, что делать молодым?
Наши древние отцы имели подвижнический дух. Они много постились и предпочитали варево, поэтому имели и святость, и телесное здоровье. В наше же время, когда мы избегаем аскезы и варева, мы сами стали вареными. И курица, если бы не копалась в земле и если бы сбросила свой жир, летала бы, и не поймал бы ее ястреб.
Носящий тяжелую суму ждет не дождется, чтобы избавиться от нее. Какую же тяжесть постоянно таскает тот, кто полнеет от обжорства и вредит своему здоровью? Аскет смотрит на свое костлявое тело, как на друга души, который помогает ему освящать душу. Между тем, обжора делает тело свое врагом души, который воюет против нее. И тогда лукавый ищет удобного случая, что бы бомбардировать человека постыдными помыслами. Сладок хлеб после поста. Сладок и сон после бдения. И после утомления на жестком камне отдохнуть можно лучше, чем в кресле.
Насколько избегает кто-либо человеческого утешения, настолько приближается к нему Божественное.
Если бы люди жили просто, по-евангельски, вблизи Христа, то они бы духовно услаждались Христом и их не душило бы мирское беспокойство. Вместо этого они травят себя лекарствами и опускаются до животного состояния.
Поскольку человеческие удобства перешли все границы, то стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; сделали из человека машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными.
Мировая эволюция вместе с греховной свободой принесла духовное рабство. Духовное подчинение воле Божией является духовной свободой и душевным преуспеянием, которым надежно руководит Сам Бог.
Духовный отец несет ответственность за своего послушника соразмерно его послушанию.
Новоначальный подобен пустой кассете магнитофона: ответственность взыщется со старца.
Послушание послушника не заключается только во внешней покорности, но и в том, чтобы и взгляды свои он подчинял духу своего старца.
Кто утверждает свою волю, тот отвергает волю Божию и препятствует Божественной благодати.
Смиренный человек, поскольку не имеет своей воли и эгоизма, принимает Божественное просвещение. Поскольку он смиренно принимает и советы людей, то он становится любомудрым.
Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть пред ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же – военной дисциплиной.
Если не исправится каждый из нас, чтобы преумножать добро, как по-хорошему может победить добро?
Не мучайте эгоистично самих себя свыше ваших сил, не создавайте беспокойства. Христос – это любящий Отец, а не тиран. Христос радуется нашему усердному подвигу.
Если мы не можем подвизаться много или даже совсем чуть-чуть, то, по крайней мере, мы должны это признать и смиренно искать милости Божией. Если бы нам не полезно было это признание, то и его бы не требовал от нас Христос.
Чтобы услышать Божественную весть Слова Божия, чтобы измениться, нужно и самому настроить свой приемник на ту же частоту, на которой передает Христос через Свое Святое Евангелие, и с благоговением исполнять его Божественные заповеди.
Одно дело – благоговение и другое дело – обряд, православное восточное благоговение отличается от западного европейского обряда. Благоговение имеет Божественную благодать, обряд же – человеческий рассудок.
В наше время мысленной путаницы мы оставили святоотеческие книги и взяли журналы, которые вносят еще большую путаницу. Большинство из нас оставили Святое Евангелие и бросились править кормилом: опытные и неопытные – поэтому и бедствует в морских штормах святое судно – наша Церковь.
Хорошо читать духовные книги, но лучше осуществлять написанное в них, жить духовно.
Настоящий человек не тот, кто ведет правильные беседы, но тот, кто живет правильно, по-евангельски.
Раньше люди ценили точность, были искренни, честны и т. д. Материальные блага были тогда дешевыми. Теперь, к сожалению, в наше время, точность обесценилась и подорожали материальные блага.
И древности христиане, чтобы ни делали, всегда крестились, пред важными же делами много молились. А в наше время, к сожалению, большинство из нас не только не молится перед важными делами, но даже и не думает об этом, и, таким образом, другие люди расплачиваются за наше безрассудство.
Каждая хорошая мысль, которая приходит в человеческий ум, есть свыше, от Бога. И только то, что выделяет наш простывший нос, является нашей собственностью.
Каждый является или зеркалом, или крышкой от консервной банки: если на него не упадут солнечные лучи, он не засияет.
Не огорчайтесь, если имеете наследственные недостатки, но и не гордитесь вашими наследственными добродетелями, потому что Бог будет проверять тот труд, который употребил человек на исправление своего ветхого человека.
Если мягкий нрав в духовном преуспеянии помогает однажды, то гневливый помогает гораздо больше, достаточно только силу этого гнева направить против зла, против своих душевных страстей.
Как вырезанная из дерева икона окажется неконченой, если рассмотреть ее с увеличительным стеклом, так и душа человека неокончена постольку, поскольку очищаются у человека глаза души и становятся подобными телескопу.
Если не найдешь человека, чтобы посмотреть на свое духовное отражение, тогда отойди немного от своей келий и оттуда посмотри на самого себя, как второе лицо, и тогда найдешь много недостатков.
Если человек не узнает своего ветхого человека, чтобы смириться естественно, то смирение не может стать его состоянием, чтобы пребывала Божественная благодать.
Не стремись стать старцем, потому что эта мысль греховна и ошибочна. Не получится старец из того, кто не был послушником.
Если ты стал капитаном, не побывав прежде юнгой, то, чтобы не утонуть тебе вместе со своей командой, советуйся хотя бы с моряками.
Кто сам добивается почета себе, тот сам и будет бороться всю свою жизнь. Тот, кого продвигают люди, их и будет иметь своими помощниками. Кто же извествуется от Бога, тому помощником будет Бог.
Если случайно кто-нибудь из нас, старцев, духовно немного косой, то да не требуем от монахов слепого послушания, чтобы не упасть всем нам в пропасть, по написанному: Слепец слепца аще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15; 14).
Не приходите поспешно в монастырь прежде, чем не развяжете свои мирские клубки, если хотите нормально вплестись в братство.
Прежде чем удалиться от мира, сотвори сердечную молитву ко Христу и доверь Богу своих родителей, братьев и сестер, и впоследствии не вспоминай о них, ибо тогда Христос будет обязан им помогать.
Новоначальный, который вспоминает о своих родителях, братьях и сестрах, препятствует Божией помощи. Если же вспоминает и о мире, то он очень быстро забыл, что стремился отречься от мира.
Если ты не можешь отречься от мира, то, по крайней мере, подвизайся, чтобы выкорчевать в себе мирское сознание.
Трудно искореняется из нас мир, если сперва мы не выкорчуем себя из мира и его соблазнов.
Трудно стяжать Божественную любовь, если прежде не оторвать любви от своей маленькой семьи, чтобы войти в нашу великую семью Адама – Бога.
Новоначальный не должен впитывать мирское сознание в начале своего монашества, ибо он будет постоянно шипеть, как свеча, фитиль которой впитал воду.
Старец не должен резко смирять живого и эгоистичного юношу, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, в котором бывает много соков, когда у него подрезают много ветвей.
Когда твое духовное древо мало и низко растут ветви, прими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени.
Деревце мягко связывают травой, а не проволокой, иначе повредится кора и оно засохнет. И ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы он не засох духовно.
Духовное чадо не должно давать духовные права никому другому, кроме старца, и говорить мирским свои помыслы, и должно смиряться, иначе оно душевно повредится от людей, которые не ведают великой добродетели смиренномудрия.
Плотская брань не помеха юному, который хочет стать монахом: достаточно только не думать о браке. Малым подвигом, постом, бдением и молитвою покоряется плоть духу, конечно, когда имеется смиренное сознание. В то же время юноша сберегает и небесную награду за свой подвиг.
Не вступайте в монашество, если ваше сердце целиком не отдано ему, иначе вы потерпите неудачу.
Юноша, который все свое сердце отдает Христу и сам с верою отдается опытному духовному старцу, легко совлекается ветхого человека, подобно молодой картошке, которая чистится очень легко. Пожилой же, если он не очень прост и смиренен, подобен старой картошке, которая трудно очищается. Она еще должна быть вареной и чиститься теплой.
Более чиста схима, принятая в молодом возрасте, пусть она и запылится немного от времени, чем схима пожилого, которую он принял в последние годы и взял ее у Портного чистую и глаженую с собою в гроб.
Величайшей молитвой за мир и наших предков является наше духовное преуспеяние, ибо тогда они получают право на Божественную помощь. Не говоря уже о том, что наша молитва обретает дерзновение, и что наши предки чувствуют радость за своих достойных потомков. Между тем от нашей плохой жизни они страдают втройне.
Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, чтобы доставить их душам рай.
Те, которые родились калеками или стали калеками по вине других, или из-за своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут поставлены Богом вместе с исповедниками.
Благой Бог весь есть Само Великодушие, и Он умиляется всякому нашему приношению, даже самому ничтожному. В то время как мы, люди, едим сладкий мед, Богу мы приносим воск, – и Бог радуется нашему приношению.
В то время как Бог кормит деревья сором и навозом, нам они приносят прекрасные ароматные плоды, и Бог преподает нам Свое богатое благословение. Мы же, несчастные люди, со своей неблагодарностью, питаясь от прекрасных плодов и превращая их в навоз, к несчастью, еще и обладаем гордыней.
Все люди принимают богатые благословения Божий, но немногие благодарят Бога, и благодарные и радостные живут вблизи Христа.
Многие люди имеют все, но имеют и печаль, потому что им не хватает Христа.
Конец и Богу слава
Монах Паисий
Издание:
Паисий Святогорец схимон. Возвращение к Богу от земли на небо. Пер. с греч. – М.: Изд-во им. свят. Игнатия Ставропольского, 2000.
Текст в данном оформлении с сайта www.xpa-spb.ru.
Последнее обновление файла: 01.06.2019.