The article below is dedicated to the orthodox prayer, and its graceful influence on all aspects of life, both social and individual. Being the most essential spiritual practice of the orthodox Christians, the prayer conveys general values of faith, harmonizes human consciousness and unites the religious. The author believes that prayer may bring order and clarity to life, induce purity of intention, thus creating the Kingdom of God in human hearts.
Выдвижение в центр исследовательского внимания установленного канонического текста, произносимого при обращении к Богу и к святым, объясняется тем, что молитва в России издавна воспитывала в человеке стремление жить в духе любви к Богу и уважения ко всякому человеку, видоизменяла ментальность и движения души. Возбуждала на полезный труд во имя блага окружающих, являлась хранительницей культурно-исторического разнообразия страны, поскольку была частью этого разнообразия. Тем самым становились возможными естественные переходы от текста к реальности и от реальности к тексту.
Итак, молитва есть "беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога, и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и всё даётся нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою" (2: 36).
Подобная подчинённость не допускает произношения слов, смысл которых может привести к распространению слухов о немощах или о благополучии ближнего своего, по суетному желанию блеснуть красивым словцом, к игре словами, к искажению их смысла. В противоположность всем этим целевым установкам, на сегодняшний день прочно закреплённым в современной модернизирующейся России в области создания текстов, человек, который исповедует христианство, помнит постоянно, что "язык – огонь, прикраса неправды. Язык воспаляет круг жизни. Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда" (Посл. Иак. 3: 6, 8).
В дореволюционной России это изречение святого апостола Иакова приходило на ум всем, кто имел в доме своём Евангелие или Библию, и кто возносил свои молитвы к Богу. А в соответствии с "Толковым Молитвенником" 1915 года издания, молиться следовало "во всякое время, непрестанно, по слову апостола Павла (1 Сол. 5: 17)". Молиться надлежало: "утромъ, по пробужденiи от сна, чтобы благодарить Бога за сохраненiе насъ въ ночи, и просить его благословенiя на наступающiй день. При началъ дъла, чтобы просить Божiей помощи. По окончанiи дъла, чтобы благодарить Бога за помощь и успъхъ въ дълъ. Предъ объдомъ, чтобы Богъ благословилъ пищу во здравiе. Послъ объда, чтобы благодарить Бога питающаго. Вечеромъ, предъ отхожденiем ко сну, чтобы благодарить Бога за проведённый день и просить Его храненiя в ночи". Молиться нужно было "во всякомъ мъстъ"; особенным же местом молитвы служил для христиан "Божiй храмъ", который должно было "посъщать въ установленныя времена Божественной службы, а особенно въ воскресные и праздничные дни и посты" (5: 3-5, 7).
В рассматриваемый период в богословской среде было закреплено, что "общественная молитва, по своей торжественности и по участию в ней многих, более соответствует величию Господа Бога, общего нашего Отца, нежели частная, в которой мы одни предстоим пред Ним; общественная молитва более способна назидат нас, возбуждать и поддерживать в нас чувство благоговения к Богу и чувство любви к ближним, нежели молитва частная, в которой мы лишены и примера и возбуждения постороннего, в которой, именуя Бога Отцом нашим, мы не можем даже ощущать вполне всей силы сих слов" (1: 599-600).
Сегодня молитва тоже может быть неотъемлемой частью, скажем, культуры ежедневного приёма пищи, ибо произнесение одобренных Отцами Церкви Богодухновенных слов помогает несколько отойти от современной практики скорого принятия еды, отстраниться от всего негативного, стрессового, а потому и – греховного, что в нас входит. Важно ведь чтобы "на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища; чтобы дух наш был бы весел после еды, а тело крепко и бодро" (6: 124).
Молиться за тех, кто обидел нас, особенно мимоходом, и вовсе не задумался о последствиях совершаемых действий, и произносимых слов, вообще дело совершенных. Не так-то легко приучить себя к беззлобию, на это требуется время и труд. Святые отцы просили, чтобы Господь послал им такого человека, кто бы их обидел, обругал, оскорбил. Исторжение из сердца и души духа обиды и злобы способно привести к наиболее объективному оцениванию той, или иной затруднительной ситуации, в семье и в обществе сложившейся, к нахождению наиболее безболезненного выхода из неё.
Риск внезапной потери здоровья и самой жизни утверждает христиан в ежедневном чтении молитв "К Ангелу-хранителю", потому что Ангелы "хранят нас во всех путях и оберегают от всякого зла" (Пс. 90: 10, 11). Своего ангела-хранителя имеет "не только каждый человек", но и "каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство" (Дан. 10: 12; Пс. 33: 8-90, 10, 11). Мы не можем сказать, как беседуют друг с другом эти ангелы, эти бесчисленные духи, служители Божии, присутствием которых наполнена вся вселенная. Тем не менее, мы знаем, что "они беседуют между собою и понимают одни других". Они "понимают также язык душ наших, когда мы обращаем к ним наши молитвы" (3: 18, 17).
Важнейшее смысловое значение текста молитвы состоит в том, что текст этот является ведущим в жизнь вечную источником просвещения самых сокровенных и трудно постижимых областей естества человека – его души и сердца. Такое просвещение не гонится за количеством сведений, но стремится и малыми сведениями просветить всего человека. Просвещение это сообщает человеку познание истин религиозных и нравственных, и не только уму, не только памяти, а сердцу и всему существу человека, даёт человеку возможность опытно ощутить эти познания. Распространение религиозных и нравственных истин духовно обновляет человека, совершенно изменяет его понятия, желания, стремления, заставляет его ощутить в себе как бы новую жизнь. Человек очищается от всего греховного, мрачного и унылого, ему даётся чистое и радостное сердце, в котором напечатлевается образ Христов, а в душе созидается Царствие Божие.
***
1. Агафангел, епископ, и Феодор, архимандрит. Какъ по ученiю Иисуса Христа должно творить милостыню, молиться и поститься. Объясненiе Евангелiя отъ Матфея, гл. VI, ст. 1-8, цит. по кн.: Сборникъ статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелiя, съ библиографическимъ указателемъ. / Составилъ инспекторъ Симбирской духовной семинарии М. Барсовъ. Изданiе второе. Томъ первый. – Санкт-Петербургъ, Синодальная типография, 1893. – М. Барсов. Толкование Четвероевангелия. Сборник статей для назидательного чтения. Том первый. Репринтное издание. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
2. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. / Сост. протоиерей Серафим Слободской. – Киев, 2004.
3. Размышления христианина об Ангеле Хранителе на каждый день месяца с приложением канона и молитвенного обращения к Ангелу Хранителю. – М.: Издательство "Отчий дом", 2005.
5. Толковый Молитвенникъ. Молитвы, Символъ Въры, Заповъди и тропари двунадесятыхъ праздниковъ съ объясненiями, составленными для народныхъ училищъ Д.И. Протопоповымъ. – Изданiе 22-ое (стереотипное). – С.-Петербургъ, Типографiя Министерства Путей Сообщенiя, 1915.
6. Шумов В., священник. О молитве перед едой. // Год души. Православный календарь с чтением на каждый день. 2010 год. Сост. И.А. Смолькин. – М.: ООО "Синтагма", ООО "Полипринт", 2009.
* ) Текст статьи согласован с иереем Стефаном Козаком, священником Смоленского храма Свято-Троицкого прихода г. Сыктывкара.
Издание:
Оксузьян Д. В. Текст молитвы и его семантико-прагматическое значение // Семиозис и культура: от реальности к тексту – от текста к реальности: Сборник научных статей. Вып. 7. – Сыктывкар, Изд-во Коми пед. ин-та, 2011, с. 310-311.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии (по персональному разрешению автора).
Последнее обновление файла: 01.08.2015.