Когда мы читаем житие святителя Николая или других прославленных святых, то обнаруживаем, что почти на каждом из них с самого детства лежала печать
чего-то совершенно особенного, того, о чем в Евангелии говорится "не от мира сего".
Но попробуйте припомнить себя в юношестве, да и гораздо позже и увидите, что одним из самых ярких чувств было ощущение - не такой, как все. Далеко не
всегда это чувство было приятным - напротив. Нередко мы казались себе какими-то ненормальными, а все вокруг обычные и как бы средние. И это переживание
доводило порой до исступления!
А некоторым людям совсем нелегко. У них уже с детства особо выражено чувство совестливости и чистоты, им бывает одиноко и хочется войти, слиться с
ребячьей средой. Но в том-то и беда, что пропуском в подростковую группу нередко служит какая-нибудь гадость - надо вместе покурить, кого-нибудь побить,
нецензурно ругнуться, нашкодничать, одним словом, сделать что-либо подобное - тогда ты "свой".
Такие же законы действуют и во взрослом мире. И вот эти люди с больной совестью жалуются, что они не могут перешагнуть через себя и часто даже страдают
от того, что не наглые ("наглость - это второе счастье"), слишком уж честные ("а все вокруг хапают"). Подумать только, в какую бездну греха мы пали:
хорошим, положительным нынче быть невыгодно и немодно...
Однако чувство "я не такой, как все" - верное, настоящее и его ни в коем случае не надо стыдится. Сколько людей прошли за многие тысячелетия жизни
человечества по лицу земли и не было ни одного похожего. Но вместе с тем, все мы очень и очень похожи. У нас настокл много общего, что нередко приходятв
голову те же мысли, что и нашим знакомым и друзьям, и даже в одно и то же время. Преподобный Амвросий Оптинский любил говорить: "Все мы лапти с одной
ноги". И мы все, люди, живущие в России, составляем народ. Вот это и есть великая тайна: все мы удивительным образом не похожи друг на друга и в то же
время все мы - одно целое. И у каждого из нас есть святыня в душе - это чистота, совестливость, благодать.
Трудно тем, кто не имея веры в Бога, страдает от одиночества и часто впадаетв состояние неуверенности ("а может быть, и действительно так уж и надо
лгать, лукавить?") и уныния. Такой человек бывает несчастен, потерян и одинок.
Но есть место, и это доказано тысячелетиями, где можно и нужно не лукавить, где в почете порядочность и благочестие, где прославляется святость - это
Церковь Божия, это Церковь Христова. Зная это, враги Церкви во все времена пытались найти недостаток в самой Церкви и опорочить того или иного святого, и
саму идею святости. В Церкви есть недостатки, а святые в отдельные периоды своей жизни допускали и проступки и даже грешили. Абсолютно свят одни Господь.
Но разве в этом дело!
В Церкви Божией есть главный и непоколебимый идеал - Иисус Христос. Церкви присуще стремление к исправлению жизни через покаяние. Из жизни святых мы
видим, что чем ближе они к Богу, тем неповторимее их личность. И напротив, если люди из года в год духовно нищают, то все больше и больше стирается их
неповторимость, они становятся неотличимыми друг от друга, безликими.
Одна из главных тайн бытия, тайна личности заключается в том, что чем ближе человек к Богу, тем он с каждым днем, месяцем и годом обретает себя,
возвращается к себе, становится самим собой. Но мы, россияне, долго ли еще будем скопищем озлобленных, обездоленных, душевно израненных людей?
Видимо, до тех пор, не откроем Бога в своей душе, пока Церковь вновь для нас не стант родной Матерью. Именно покаяние и простая, твердая и чистая вера
вернут прежнее достоинство и былое величие российскому народу. А народ в своем духовном пределе - это сообщество свободно, духовно развитых людей, которые любят друг друга. Аминь.
Первоначальный файл с сайта www.reshma.nov.ru.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 20.03.2011.