О, питомцы сладостной педагогики!.. Логос есть всего Творец; и Педагог Он и Учитель 1)
Целью статьи является сопоставление богословского понятия человеческой личности с основными представлениями педагогики о человеке и его воспитании. Такое сопоставление особенно интересно в свете того, что педагогика представляет собой сферу целевого общения, где различные методики рассматриваются как средства воспитания целостного человека.
Прот. В. Зеньковский, рассматривая личность в контексте давнего "спора между универсализмом и индивидуализмом", отмечает, что "гуманистический универсализм, лозунгом которого было воспитание общечеловеческого в личности", выражает внимание лишь к общему, однообразно повторяющемуся в душе. Однако за общим "смутно вырисовывается и сама индивидуальность во всей тайне своего целостного бытия" 2). Педагогика является искусством воспитания, причем, по словам К. Д. Ушинского, "первым и высшим из искусств", ибо "она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека" 3), во всей ее целостности, "во всех отношениях" 4), а следовательно, и в человеческой личности.
Цели и методы воспитания, которые формулирует и использует педагогика, зависят напрямую от той теоретической модели человека, которую исповедует та или иная педагогическая школа. Однако, будучи в высшей мере практической дисциплиной, педагогика не может не опираться на жизненный опыт, ту или иную форму традиции, интуицию. Поэтому даже в серьезно отличающихся от богословского представления педагогических теориях человека можно отсеять некоторые зерна, подтверждающие сходство бытийного опыта педагогов. В то же время важно осознавать, что современное воспитание, как правило, лишь косвенно затрагивает "основную тайну в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни" 5).
Современная педагогика "отчасти находится в плену пессимистического натурализма" 6), поэтому интуиция педагогов должна быть подкреплена святоотеческим и научным знанием человека. Но поскольку это пленение все же частично, мы можем рассчитывать опустить наше мысленное руно в поток педагогической практической мысли с надеждой извлечь его наполненным золотыми крупинками идей, подтверждающих персональность человека в богословском смысле.
Обратимся к самому спорному вопросу — пониманию сущности личности в сфере традиционной педагогики. Здесь мы встречаемся с тремя качественно разными направлениями мысли. Первое — богословско-антропологическое, христианское направление — признает за человеческой личностью онтологическую глубину, несводимую к внешнему, природному, аспекту, и неразрывно связанную с ним.
1 Климент Александрийский, свт. Педагог // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. М., 1994. Т. I. С. 37.
2 Зеньковский В., прот. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 110. С. 815–855, здесь: с. 821.
3 Ушинский К. Д. Мысли о православной педагогике. М.: Высокопетровский монастырь, 1994. Вып. 1. С. 21. Цит. по: Зелененко А., свящ. Важнейшие принципы православной педагогики. СПб., 1997.
4 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собрание сочинений: В 11 т. М.; Л., 1948–1952. Т. 8. С. 23.
5 Шестун Г., архимандрит. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни. [Электронный ресурс.]
6 Синельников С. П. Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании [Электронный ресурс.]
Второе, естественно натуралистическое направление, сводит личность лишь к сложной душевно-телесной совокупности признаков воспитуемого индивидуума. Третье, экзистенциальное, направление склонно отрывать понятие личности воспитанника от ее природной среды, придавая ей некую отвлеченную самобытность. И хотя все значительные педагоги, при всем различии взглядов на то, что есть воспитываемая личность и как она соотносится с человеческой природой, ставят человека как такового во главу угла, разница педагогических подходов и методов упомянутых трех направлений очень существенна.
Педагогика богословско-антропологического направления видит личность человека как его безусловное и вечное достоинство, обладающее "внеэмпирической глубиной", за которой стоит ее "метафизичность" 7, укорененная одновременно в принадлежащей ей природе. Для педагогов-"натуралистов" "понятие "личность" характеризует лишь общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно" 8. Педагоги-экзистенциалисты, рассматривая личность и ее потребности как "главную цель воспитания", полагают, что именно личность "определяет существование окружающего мира", и "ценности субъективные стоят несравнимо выше ценностей объективных" 9.
Уже К. Д. Ушинский подчеркивал ошибочность сведения личности человека к характеру или явлениям психики и сознания, отмечал, что "в человеке существует особое "я", отличное от его мыслей и желаний, и делающее эти мысли и желания предметом своего рассматривания" 10.
Мораль строится на воле 11, а управление волей, многоплановыми природными энергиями и силами человека принадлежит его личности, его "я", в котором эти силы "сцентрированы и исходят из него, как из фокуса" 12. Поэтому все воспитательные усилия педагогов, направленные на закрепление нравственных идеалов в душе ребенка, отвечают воспитанию способности и навыков его личности в управлении душевными и телесными природными силами. Ведь "человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда эти понятия "руководят его волей" 13.
Подчинение личностью себе собственной природы невозможно без навыка разумного подчинения другим личностям в процессе воспитания. Тут мы вплотную подходим к категории общения, которая представляет собой средство и одну из основных целевых установок педагогического процесса. Обсуждая категорию общения, мы стоим на пересечении практически всех свойств личности, таких как нравственность, кафоличность, кинетичность, религиозность.
Христианские воспитатели отмечают, что при удовлетворении нравственных стремлений у человека "возникает чувство покоя, нравственного... блага, а при неудовлетворении — чувство беспокойства, нравственного неудовольствия или нравственного зла и греха" 14. Эта нравственная потребность человеческого духа, необъяснимая ничем собственно "природным" в человеке, отражалась всегда в заботе педагогики о "стяжании добродетели" 15 воспитуемыми. Понятие добродетели, в свою очередь, основывается с богословской точки зрения на нравственно-личностных категориях, таких как любовь, сострадание, правдивость и т. д. Любовь, при всей своей многогранности, оказывается ключевым нравственным понятием, которое открывает педагогу путь к глубинной сущности еще маленького, но уже человека.
Кафоличность личности, состоящая в ее бытии совместно с подобными ей, в делении с ними естественных энергий и совместном пользовании различными благами, тоже находит свое отражение в принципах общения, вырабатываемых педагогикой.
Онтологическую кинетичность (самодвижность) и динамичность (энергийное проявление через природные способности) личности признают все три упомянутые направления педагогики, однако оценка сути ее кинетико-динамических процессов разнится. Для педагогов-"натуралистов" источник движения личности находится вне ее, "человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития"16. Для экзистенциального течения источник развития личности находится исключительно в ней самой и почти совсем не зависит от внешних факторов.
7 Зеньковский В., прот. Психология детства. М., 1996. С. 307.
8 Личность как предмет воспитания // Электронный учебник по педагогике. [Электронный ресурс.]
9 Соловцова А. И. Духовность как педагогическая категория // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога. Волгоград, 2002. В. 5. Ч. 2. С. 59–61. [Электронный ресурс.]
10 Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии" // Собр. Соч.: В 11 т. Т. 10. С. 172.
11 См.: Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001. С. 207.
12 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 253–254.
13 Сурова Л. В. Наши проблемы // Она же. Православная школа сегодня. Владимир, 1996. С. 16–17.
14 См.: Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. ТСЛ, 1994. С. 62–63.
15 Иоанн Златоуст, свт. О воспитании // Он же. Творения. М., 1906. Т. 12. Кн. 2. С. 717.
16 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. М., 2005. С. 72.
Для богословско-антропологического направления педагогики Первоисточник всякого движения и развития — трансцендентный Творец находится в Своей Сущности вне нас, однако присутствует в нашей личности своей нетварной энергией, являющейся для нас внутренней движущей силой 17. Кроме того, можно говорить о наличии потенциальной самодвижности личности именно благодаря ее со-образности Божественному Абсолюту и одновременно о зависимости ее от влияния других людей, также обладающих самодвижностью.
Педагогические наблюдения над динамикой человеческой личности подтверждают одновременно отличие и взаимосвязь личности и природы в человеке. Так, К. Д. Ушинский говорит о значении труда: "...труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека... собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет" 18.
Динамические аспекты педагогики подразумевают и такие свойства человеческой личности, как целостность, творчество, словесность и религиозность, а также свободу. Ведь созидательное развитие человека возможно лишь при соблюдении принципов свободы, творчества и уникальности личности. В противном случае динамика может принять отрицательное направление в душе воспитуемого.
Подлинное воспитание есть всегда творческий, уникальный процесс, плодом которого должна стать каждый раз "исключительная" 19 личность. И педагогика призвана открыть "личную, неповторимую грань каждого питомца", оформить человеческую неповторимость, помочь развиться его "творческой самобытности" 20.
В христианской педагогике творчество педагога направлено на достижение высоких идеалов святости человеческой Богообразной личности, находящейся в непрерывной подготовке к Богообщению. Натуралистическая педагогика принципиально не может поставить перед собой столь высокий ориентир, поскольку не рассматривает религиозный аспект как сколько-нибудь серьезный педагогический фактор, исключая из жизни подлинный "высший смысл" 21. Экзистенциальная педагогика, опирающаяся на принцип самосозидания личности, также не может предложить высокого идеала, задаваемого религиозным общением личностей человека и Бога.
Христианская педагогика настаивает на необходимости преодолеть поверхностное отождествление понятия духовности вообще и подлинной жизни в добре. Это положение "коренным образом расходится с гуманистическим и антропософским восприятием духовности, как исключительно "высшей", а потому исключительно положительной стороны человеческой жизни" 22. Ведь можно говорить об определенной "духовности" сатанизма, фашизма, национализма, "вдохновенности" злого гения и т. п.
"Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере" 23. Тогда как в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях, для нерелигиозной педагогики существует множество истин, "среди которых следует найти те, которые помогают понять себя", причем "на основе собственного жизненного опыта" 24.
Здесь вплотную встает еще одно важное свойство личности — свобода. Для православной педагогики воспитание — это в первую очередь воспитание духа как носителя "дара свободы", умения свободно выбирать путь в сторону добра. Свобода личности отнюдь не выражается в независимости человека от общества. Поэтому попытка новых педагогических методик обеспечить свободу учащихся в их произвольных, непосредственных проявлениях, не связывая их "предвзятыми правилами" 25, убеждение, что учитель не должен "оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников" 26, остро ставит проблему согласования нравственности и свободы.
17 Ибо мы Им живем и движемся (Деян 17:28).
18 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Антология пед. мысли России вт. пол. XIX — нач. XX в. М., 1990. С. 45.
19 Ушинский К. Д. О камеральном образовании // Собр. соч.: В 11 т. Т. 1. С. 166.
20 Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. С. 123.
21 Иларион (Алфеев), митр. Церковь готова говорить с молодыми на понятном им языке // Он же. Церковь открыта для каждого. Минск, 2011. С. 282–298, здесь: с. 282–283.
22 Фетисов Д., иер. Понятие "духовно-нравственное воспитание личности" в современной светской и православной психолого-педагогической науке. [Электронный ресурс.]
23 Баженова Н. Г. Воспитательный потенциал православной педагогики // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2011. С. 14–22, здесь: с. 21.
24 Супрунова Л. Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. 2011. № 7. С. 26.
25 Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М., 2008. С. 28–29.
26 Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. [Электронный ресурс.]
В обзоре традиционной педагогической мысли нам удалось обобщить свойства человеческой личности, понимаемой богословски: несводимость личности к ее природе и обладание ею, общение и кафоличность, кинетичность и динамизм, цельность и уникальность, творчество, религиозность и свобода. Поскольку сегодня в наших школах преобладает информативно-познавательный подход, дающий "большую интеллектуальную перегрузку, при отсутствии должного воспитания личности" 27, то очевидна актуальность применения богословия личности в практической педагогике. В жизни проблема человеческой индивидуальности, без рассмотрения ее в богословской перспективе, остается нераскрытой или трактуется лишь односторонне. К раскрытию факта личностного бытия человека, а в конечном счете и Бога, начиная с как можно более раннего момента жизни и проявления сознания, и призвана современная педагогика. Она должна помочь найти смысл жизни, связать все временное в человеке с тем, что вечно и абсолютно, и привести человеческую личность к познанию себя и своего Личного Первообраза.
27 Зелененко А., свящ. Важнейшие принципы православной педагогики. С. 204.
Издание:
Мефодий (Зинковский) иером. Богословское понятие человеческой личности в свете педагогической науки // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012, № 3 (26), с. 101-119.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2019.