Вопрос о состоянии духовно-нравственной сферы человека в современной России – наиболее актуальный и широко обсуждаемый. Светские и религиозные власти сходятся в своем диагнозе, усматривая причину многочисленных кризисных явлений в различных сферах, от политики и экономики до культуры, науки, образования, катастрофическим уровнем нравственности и возрастающей степенью бездуховности. Патриарх Алексий 2-й на Рождественских чтениях в 2002 году говорил: «Судьба миллионов детей в России, не защищенных от негативных последствий моральной опустошенности окружающего их мира трагична... множество юных душ приобщились к алкоголю, наркотикам, разврату… Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла». Совсем недавно, после трагедии в Беслане, президент России сказал, что причина терроризма – в бездуховности и безнравственности.
Совесть – интегративный механизм человеческой психики, его нравственный стержень, позволяющий различать добро от зла и поступать по добру. В христианском толковании совесть духовна, она способна «приоткровенно» слышать голос Бога в человеческом сердце. Состояние совести – непосредственный индикатор состояния духовно-нравственной инстанции личности. Современная секулярная психология редуцирует понятие совести до нравственного уровня, тогда как православная психология по замыслу своему пытается обогатить психические явления духовным содержанием.
В наших исследованиях совести используется методология феноменологического исследования, когда феномен, представленный в сознании и описываемый респондентами, служит основанием для построения имплицитной модели совести. После анализа многочисленных описание и тестовых процедур выявлен следующий, лежащий в основе представлений испытуемых, профиль совести:
- голос Бога;
- совокупность положительных качеств личности;
- контролер, регулятор поведения;
- учитель, советчик;
- источник отрицательных эмоций;
- источник положительных эмоций;
- центр личности;
- метафора;
- совесть безразлична или обесцениваема;
- совесть отвергается.
Полученное от респондента, на основе проективных тестов, описание совести, с помощью профиля совести становится основанием для индивидуальной психодиагностики. Конструктная валидность, измеренная с помощью теста принятия христианских заповедей, составила 0.45, что приемлемо для исследовательских методик. Нас интересовала групповая диагностика – сравнительный анализ состояния совести двух групп испытуемых: 1) лиц, совершивших уголовные преступления и отбывающих сроки заключения, в сравнении с 2) состоянием совести людей на свободе. Исследовательская гипотеза состояла в предположении, что характеристики совести и отношение к ней у заключенных окажутся менее благополучными. Обе группы представлены молодыми людьми различных профессий – бизнесменов, охранников, служащих.
Были получены (данные получила дипломница О.Коданева) среднегрупповые профили для 1-й и 2-групп и результат оказался противоположным ожидаемому (cм. графики, где бордовый цвет принадлежит заключенным). По большинству показателей совести, кроме показателей «совесть – контролер» и «совесть – центр личности» показатели заключенных выше. Более того, они чаще воспринимают ее как голос Бога (см. первый столбец) и менее обесценивают и отвергают совесть – см. два последних столбца графика.
Для объяснения результатов, которые, кстати, подтвердили данные, полученные с использованием других методик магистрантом А.Бесхмельницыным, были выдвинуты следующие объяснительные гипотезы.
Первая – результат есть следствие фактора социальной желательности ответов (фасада), некоей мимикрии испытуемых, характерной для заключенных. Но против этой гипотезы работают проективный, неочевидный характер методики, а также некоторые результаты – то, что заключенные намного чаще характеризуют совесть как голос Бога, что вряд ли может повлиять на их положение и т.п.
Вторая – действительное состояние нравственного сознания заключенных повышается за счет «работы страдания и угрызений совести». Как отметил при обсуждении доклада прот. Владимир (Цветков) состояние совести у заключенных, по его наблюдениям, выше, поскольку, находясь в заключении, они могут двигаться лишь по духовной вертикали, а мешающие телесные, душевные потребнссти ограничены. Другие дело, что признаки духовного выздоровления не замечаются, не принимаются и не поддерживаются обществом, и участвовавший в обсуждении полковннк милиции утверждал, что полученные данные свидетельствуют лишь о способности к лживости, притворству, актерству «зеков». Третья – о состоянии нравственности и духовности людей на свободе. Как выясняется, она, по крайней мере, не выше, чем в колонии, и этот результат надо принять и осознать как данность современной России.
Первоначальный файл c сайта Межвузовской ассоциации "Покров".
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.03.2012.