. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Максимов Виктор свящ. Евангелие как методологическая основа наук о человеке (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Максимов Виктор свящ.

    Евангелие как методологическая основа наук о человеке

     

    Кто-то скажет: уже в самом названии заключена ошибка, ведь религия и наука имеют разные предметы познания, изучают разные реальности, как писал С.Л. Франк. Да, но человек-то соединяет в себе эти разные реальности – объективную и субъективную. Человек способен (а значит и предназначен) управлять материальным миром, а средства для управления он черпает из нематериального – из субъективной реальности.

    Как раз этой субъективной реальности, которая внутри нас, и посвящена проповедь Христа.

     

    Глава 1. Послание и его понимание

    Вся проповедь Спасителя была вся посвящена Царству Божию (Царству Небесному), которое внутри нас, то есть нематериальной субъективной реальности. Которая не так уж и субъективна, если это Царство Божие, а не мое. Из проповеди Христовой мы также узнали, что там, внутри нас, может быть и царство злых духов.

    Итак, что же это – субъективная реальность, которая внутри нас?

    Духовная жизнь человека – это субъективная реальность. Субъективная – это значит недоступная восприятию извне. Тогда каким образом возможна наука о душевной, духовной жизни человека? Каким образом можно изучать то, что невозможно наблюдать? По результатам.

    Это называется принцип "черного ящика". Известно, что входит в черный ящик, известно, что выходит из него. Методом проб можно выстроить мысленную модель того процесса, который преобразует входящий материал в то, что выходит из ящика.

    Таким именно образом Христос советовал судить о состоянии сердца человеческого: "По плодам их узнаете их" (Матф.7:16). А плоды эти исходят из тайной глубины, которая на библейском языке называется сердцем: "…Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека" (Матф.15:19,20).

    Итак, наука о внутреннем мире человека возможна, методология для нее дана Самим Творцом.

    Как рождается слово

    "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" – Ин. 1:1-10.

    Итак, наука о человеке. Принято считать, что наука – это концентрированное и упорядоченное выражение опыта практической деятельности. Познавательная деятельность входит как составляющая часть, сторона в любую практическую деятельность. Вторичная и последующая обработка знаний, полученных в результате практической деятельности, и составляет собственно науку в ее современном понимании.

    Но это справедливо по отношению к естественным наукам, изучающим окружающую человека природу (в том числе и плоть самого человека). По отношению же к наукам, изучающим деятельность (активность, жизнь) человеческой души и духа, надо добавить, что в основе их лежит Откровение Творца человеку о человеке. И лишь затем практический жизненный опыт самого человека.

    Оно, Откровение, началось еще в раю, когда Творец привел к человеку всех тварей и велел дать им имена. Что Адам и сделал, проявив недостижимую ныне способность видеть сущность вещей. Так появились слова человеческого языка, речь, и это было первым и главным Откровением человеку о человеке. Человек способен давать бытие смыслу, рожденному в субъективной реальности, в которой бытие и небытие тождественны. Этим он подобен Богу.

    "Вначале было слово" (Ин. 1:1)

    Давайте по порядку и разберемся. Вначале поймем, что такое слово. Человеческое слово.

    Принято считать, что слово (язык) отражает реальность. Например, слово "стол" отражает, означает все предметы, предназначенные быть подставкой для пищи или для рабочих инструментов, материалов. Слово "береза" отражает, означает все деревья одной определенной породы. И так далее.

    Как бы слово прямо отражает предмет или явление (дождь, шум, ветер).

    Это верно лишь отчасти, как конечный результат в некоторых, но не во всех случаях. На самом деле слово проходит свой путь, прежде чем стать знаком-отражением. Оно рождается в уме человека и выражает тот смысл, который человек в него вкладывает. Слово "стол" означает не предмет, а понятие человека об этом предмете и отношение к предмету. Так и любое слово. Оно выражает, обозначает смысл, существующий в сознании одного человека, для того чтобы передать этот смысл другому человеку. А нередко и смысл, и отношение вместе, в единстве, но об этом речь пойдет ниже.

    Итак, слово человеческое рождается в невидимом, в душе. В науке это невидимое называют субъективным (от слова субъект – действующий, источник активности в отличие от объекта, на который оказывается воздействие).

    Субъективная реальность отличается от объективной реальности не только тем, что она невидима, скрыта в душе человека, но и тем, что она как бы существует и не существует. Бытие и небытие в ней неразличимы, тождественны. И человеческая речь, слово это тоже отражает, обозначает. В языке есть такое грамматическое понятие, как модальность. Это отношение к бытию, к объективной действительности. В русском языке это выражается в форме наклонений – изъявительного, сослагательного и повелительного.

    Изъявительное выражает, обозначает то, что существует, изъявлено в реальном мире. Сослагательное выражает то, что не существует в объективном мире, но могло бы или не могло бы существовать. Оно обычно так и обозначается – частицей "бы". "Если бы да кабы"…

    Наконец, повелительное выражает то, чего нет, но должно быть. "Пойди туда… принеси то… выучи уроки, почисть картошки".

    Как видим, даже для того, чего не существует в объективном мире, человеческий язык имеет слова. Значит, оно существует в иной реальности, не объективной, а субъективной, невидимой. В той, где бытие и небытие тождественны и нераздельны (равны, одинаковы, слиты воедино).

    Слово человеческое рождается из небытия в этой самой невидимой, субъективной реальности, которая потенциально содержит в себе все, что есть во Вселенной и даже более того.

    Но что гораздо важнее, что невидимая, нематериальная реальность – это и есть субъект, источник активности, инициатор изменений. Косная материя сама инициативу не проявляет и никакого усложнения структур в ней быть не может.

    Итак, слово рождается из небытия в бытие. Но что означает бытие слова? То, что оно обретает хоть легкую, но материальную форму, одежду, а именно: звуковые колебания. А колебания – это энергия. Слово одевается в физическую энергию, чтобы являть себя в материальном мире и оказывать влияние на материальный мир.

    Физически энергия слова очень мала, но именно она приводит в действие миллионы лошадиных сил взлетающего космического корабля.

    Слово – это смысл проявленный, облеченный, одетый в тонкую энергетическую оболочку, вооруженный энергией. Это человеческое слово.

     

    Смысл и значение

    Мы выяснили, что человек – это словесное существо. Главная способность человека – давать бытие смыслу, рожденному там, где бытие и небытие тождественны и нераздельны, – в субъективной реальности. Насколько она субъективна – это нам еще предстоит выяснить. А сейчас попробуем выяснить, а что же такое смысл?

    Вопросом разграничения понятий "значение" – "смысл" занимаются ученые-исследователи различных научных направлений. В философии данному вопросу посвящены работы Г.П. Щедровицкого (1974), Г. Фреге (1977), М.М. Бахтина (1979), Р.И. Павилениса (1983), Л. Витгенштейна (1994), М. Хайдеггера (1997), Э. Гуссерля (1999); в психологии – Л.С. Выготский (1934), А.Р. Лурия (1979), А.Н. Леонтьев (1983); в социологии вопросу о смысле уделено внимание в работах М. Вебера (1990), Н. Лумана (Luhmann 1971), А. Шютца (Schütz 1932); в лингвистике об этом писали – М.М. Бахтин (1975), А.В. Бондарко (1978), Г.И. Богин (1993), А.А. Потебня (1993) и др.

    В логической семантике и науке о языке (лингвистике) обозначаемый предмет, явление (денотат – называемое) как раз и является значением имени (слова), а смыслом имени (слова) является то мысленное (субъективное) содержание – концепт, которое существует только в сознании субъекта – либо называющего субъекта, либо слушающего и понимающего субъекта.

    Как это проще объяснить?

    И смысл, и значение мы можем понимать, воспринимать, осознавать. Это общее свойство смысла и значения. А в чем разница? Смысл – он внутри, в сознании субъекта и не может быть прямо передан от одного к другому. Потому что он нематериален. Смысл – субъективен, значение – объективно, оно существует уже вне субъекта, будучи опредмеченным, материализованным, воплощенным в звуке или букве, в предмете или слове. Но… "Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь" – гласит народная пословица. Почему же его не поймаешь? Потому что, проникнув в сознание слушателей, оно там снова превращается в смысл, в нечто нематериальное, которое никаким способом не поймаешь, не изымешь обратно, не спрячешь в клетку.

    "Беру свои слова обратно" – это только форма вежливости. На самом деле, смысл, возникший в сознании собеседника под влиянием твоих слов (именно так – не переданный, а возникший!) тебе уже недоступен, неподвластен.

    О смысле можно говорить только тогда, когда есть предназначение, целесообразность. А значит, когда есть цель. Смысл существует только для разума, способного иметь цель и действовать для достижения цели. Смысл – это предназначение.

    Когда ученые расшифровывали геном человека, они извлекали значение, вложенное в хромосомы не человеком. Но понять смысл этой гигантской книги – генома человека – оказались неспособны. Ученые искали в хромосомах, образно, говоря, душу – то есть ту информацию, которая и делает человека человеком, существом разумным, способным понимать значение и рождать собственный смысл. Но в хромосомах ничего этого нет, как и в мозгу – ни ума, ни чести, ни совести. Там есть только информация о работе клеток тела.

    Таким образом, значение может быть не только в словах и делах человека, но и во всем, что нас окружает. Но увидеть это значение, понять его может только человек. Атеисты пытаются доказать, что упорядоченность, системность возникает в природе стихийно, а значение этому придает сам человек. Природа, мол, никакого значения в системы не вкладывает. Значение существует в природе объективно, независимо от нас, но оно существует! Потому что создано Творцом, способным вложить это значение в материальные предметы! Другой творец, человек, способен обнаружить это значение, назвать его и создать внутри себя нематериальное отражение Замысла, то есть прочесть Послание.

    Итак, значение – это "письмо", а смысл – это еще не отправленная или уже полученная информация, весть, послание. Все Творение системно, все наполнено информацией, значит, оно – Послание. Кому? Вероятно, от Бога – к богу. Значит, тот, кто получает Послание, должен уметь читать.

    Часть современных биологов склоняются к мысли, что наиболее общее определение жизни сейчас – это самовоспроизводящаяся информация, то есть смыслы, которые переписывают сами себя на новые и новые молекулы. Ведь хромосомы, ДНК тем и занимаются, что постоянно репродуцируют (повторяют, копируют) себя. Потом копии всех частей этой супермолекулы отделяются от нее и транспортируются в нужное место другой супермолекулой – РНК. и на новом месте происходит монтаж новой клетки. Биологи говорят: геном – это текст, написанный четырьмя буквами (четырьмя нуклеотидами). Ученые расшифровали порядок следования букв в геноме человека, но какой смысл вложен в этот огромный текст, пока не поняли.

    Н.А. Заренков, доцент кафедры зоологии беспозвоночных Биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук, многие годы разрабатывает семиотическую (смысловую) теорию жизни. Он сравнивает живые организмы со словами, а взаимодействия между ними – с отношениями слов в предложении, синтаксисом. Понять смысл, вложенный в живую природу, утверждает он, можно только "читая" целые "предложения" – системы наподобие биоценоза и других.

    Следовательно, Невидимая Реальность, в которой рождаются "слова" – системы, предметы и явления, составляющие все Мироздание, – наполнена смыслами. Эти смыслы и есть жизнь в ее самом первозданном виде. Нет "первозданном" – неправильное слово. Она не создана. Бог – несоздан, он просто Сущий. Эта Жизнь, бытие которой растворено в небытии, не подвержена смерти, потому что нематериальна, в ней нечему разрушаться.

    А жизнь белковых тел – это процесс передачи Послания. В процессе передачи возможны ошибки, искажения, то есть ложь, смерть. Адресат должен научиться отличать истину от лжи.

    Но смысл – это только часть сущности слова. Мы уже отмечали, что, помимо смысла, оно обладает энергией, дающей объективное бытие тому, что существовало только в субъективной реальности. Кроме того, слово несет в себе отношение говорящего к "содержанию письма" и к адресату. Отношение симпатии или антипатии, любви или нелюбви, приятия или неприятия.

    Отношение, в отличие от смысла, не имеет цели, оно просто изливается (или не изливается), как солнечная энергия. Оно и предназначено давать энергию, бытие смыслу. Энергия исходит из отношения (из чувства), как Святой Дух исходит из Бога Отца.

    Такое триединство слова (смысл, энергия и отношение) вполне адекватно отражает триединство сущностных сил человека. И богоподобие человека.

     

    Восприятие и понимание смысла

    В противоположность просветленным взорам святых взор ученых-атеистов видит только носители информации, не умея отделить смысл от временного носителя смысла – от знака. Так, не знающий китайской грамоту европеец, по слову святителя Николая Сербского, видит лишь "чарующую пестроту" иероглифов и все внимание сосредотачивает на завитках и узорах письма, в то время как китаец следит за смыслом, "за мысленным и духовным значением, заключенным в этих пестрых письменах".

    Психологи-материалисты как раз и подобны европейцам, взирающим на китайскую грамоту: они изучают каждый нерв, каждый нейрон с его синапсами, отслеживают прохождение сигналов по волокнам, фиксируют рефлексы тела, но ни на шаг не приближаются к пониманию жизни человеческого духа.

    Жизнь духа – в смыслах и отношениях, а смыслы и отношения можно понять только с помощью смыслов же и отношений, но – своих, в своем сознании, в своей субъективной реальности. Восприятие и понимание основано на подобии. Когда подобный смысл возникает в нашем сознании, тогда мы в озарении восклицаем: "А-а, понял!". Такой смысл психологи, изучающие феномен мышления, называют категорией мышления, или операциональным смыслом. С помощью таких смыслов мы совершаем мысленные действия, операции, то есть мыслим. Категории мышления, в отличие от значений (слов, понятий), нельзя передать другому, они должны родиться в сознании человека.

    Святые отца говорили, что духовный человек понимает жизнь человеческого духа в других людях, а недуховный (душевный) не может понимать, ему нечем воспринять и понять это. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может", – писал апостол Павел (1 Кор. 2:14,15).

    Можно предположить, что святые отцы как раз и говорили о том, что нужные категории мышления должны родиться в сознании человека, тогда он сможет понимать духовное. Не об этом ли говорил и Спаситель, когда ночью к Нему приходил Никодим? "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан.3:3).

    Проблема понимания двух Книг, дарованных человеку Творцом (о которых писал М.В. Ломоносов) – центральная проблема и философии, и жизни человека. На решение этой проблемы и направлены все науки, как изучаюшие Послание (природу), так и изучающие Откровение (Библию). И Евангелие, как медологическое пособие, данное человеку Самим Творцом, является наиболее адекватным обеим Книгам.

     

    Глава 2. Две Книги

    Каков же мир? Развитие естественных наук привело нас к пониманию, что все в мироздании системно. Каждый атом – это система отношений элементарных частиц, сил взаимодействия. Каждая молекула – это система атомов, их отношений. И так далее. А система вообще – это множество элементов, обладающее качеством, которого нет ни в одном из элементов, ее составляющих. Более того, качество системы не является результатом сборки элементов. Наоборот, оно появляется как бы сверху, оно задано системой более высокого порядка как функция, как предназначение.

    Например, велосипед можно собрать не только из металлических труб и металлического обрезиненного колеса. Можно из деревянных или пластиковых палок, а для колес взять диски из пластика или фанеры. Главное в велосипеде – его предназначение, его идея. Чтобы он катился, а я на нем сидел! Эта идея появилась не из материалов, составляющих велосипед, эту идею породил человек. Точно так же и природные системы. Их качество дано сверху, от системы более высокого порядка как функция, нужная этой, более общей, более высокой системе.

    Выходит, вся окружающая нас природа, сотканная из систем, содержит некий текст, в котором качества систем и их отношения – это некие идеи, слова, сообщения. О чем они и кому адресованы?

    М.В. Ломоносов писал:

    "Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира – физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии".

     

    Мы, христиане, веруем, что мир – это Божие Послание человеку, которое нужно прочесть и понять. Ключ к пониманию Создатель дал нам в другой книге – в Откровении, а способность понимать Послание вложил в нас, создав особое устроение человека.

    В Евангелии содержится ключ к пониманию мира и методология познания мира и человека, его субъективной реальности, которая на Библейском языке называется сердцем. Христос сравнивает Царство Божие, которое должно вырасти в сердце человеческом, и с деревом, и с закваской, и с полем, засеянным пшеницей, и с уловом рыбы и так далее. На понятиях, знакомых людям той поры, Он ведет их к рождению новой категории мышления, которую мы теперь и называем словами система, качество, функция.

    Сын Божий не вкладывает в сознание учеников понятия, а способствует рождению новых мыслительных инструментов – категорий мышления, которыми они будут пользоваться потом, создавая Церковь и цивилизацию нового типа. А то, что это будет совершенно новое общество, Он поясняет на притчах о молодом и старом вине, о новой заплате к ветхой одежде. Старые общественные формы, социальные институты Он сравнивает с ветхими мехами, со старой одеждой. Они не годятся для новой цивилизации. Придет время, и его ученики создадут новые формы общественных отношений, новые социальные институты.

    А возникают формы общественной жизни, как и все изобретения человечества, не откуда-нибудь, а именно из сердца человеческого. Поэтому понять логику и закономерности развития цивилизаций как раз и можно из Откровения о Царстве Божием.

    Глава 3. Личность

    Как можно познавать субъективную реальность, которую невозможно наблюдать ни органами чувств, ни приборами? По методу "черного ящика" – по результатам. Спаситель говорил: "по плодам их узнаете их", когда учил различать овец и "волков в овечьей шкуре", когда говорил о дереве добром и дереве негодном.

    Художественная литература и наука содержат много знаний о человеческой душе. Не буду пересказывать всю кропотливую работу по сверке научных данных с содержанием Евангельского Откровения, просто перечислю выводы.

     

    Первое. Устроение личности. Человек способен управлять своей окружающей средой, управлять материальными и социальными процессами именно потому, что такова природа человека и такова окружающая среда. Природа системна, а человек – воплощенное управление, и об этом сказано еще в первой главе Библии. Учение о Царстве Божием раскрывает эту структуру управления, сравнивая ее с деревом. Сейчас у нас сплошь и рядом употребляются понятия "дерево управления" "дерево языков" (компьютерных в т.ч.), "дерево понятий" и т. п. Процесс мышления и процесс управления – это одна и та же сущность, только мышление происходит в чисто идеальной форме, а управление совершается в предметной реальности как развернутый во времени и пространстве процесс мышления.

    Давайте сравним.

    Система управления имеет уровни иерархии и функционального разделения.

    Уровень контроля,

    уровень руководства,

    уровень организации и

    уровень исполнения.

    Уровень контроля един (принцип единоначалия), неразделен, имеет идею-цель (миссию, связь с вышестоящей системой), имеет обратную связь со всеми нижележащими уровнями.

    Уровень руководства разделен на функции – целеполагания, расстановки кадров, мотивации (разделение властей в государстве).

    Уровень организации также разделен на функции – разделение труда, планирование, интеграция результатов труда.

    Уровень исполнения разделен на профессии, специализации, операции.

     

    В устроении человека воплощена система управления. Высший уровень, уровень контроля – это дух, имеющий связь с Высшей волей (воспринимающий истину, благо и красоту), имеющий образец (идеал, веру) и управляющий силами души. Свойства духа описаны у св.отцов, например, у свт. Феофана Затворника. Говоря современными словами – это свойства воспринимать (различать) добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

    Главной способностью-потребностью духа является его свобода. Она несотворена, а "вдунута", как писал пророк Моисей, она – частица абсолютного, беспричинного. Утверждать свою свободу человек может двояко: либо заботясь о себе – удовлетворением всех своих потребностей, телесных и душевных и утверждением своей воли в окружающей среде; либо заботясь о других людях и о всей природе, утверждая в окружающей среде волю Того, кто дал ему эту свободу и способности. Для такого утверждения свой свободы человек наделен совестью – связью частицы абсолюта с Абсолютом.

    В процессе управления самое главное – высший уровень, контроль. В личности эту функцию выполняет дух. Если дух рассеян, забывает о миссии, об идеале, если совесть притупляется и плохо держит связь с абсолютной истиной, благом и красотой, то вся управляемая система тоже расшатывается. Как говорится, ум с сердцем не в ладу, без царя в голове, сам себя не контролирует, куда ветер подует и т. д.

    Душа – это уровень руководства, разделенный по функциям – мышление, чувствование и воля. Душа как причина жизни в теле не отличается от душ животных, но дух придает ей новые качества. В мыслительную деятельность он вносит способность к абстрактному мышлению, в сферу желания и воли – способность к бескорыстию и жертвенности, в сферу чувств – жалость, стыд и благоговение.

    Тело – это уровни организации (центральная нервная система) и исполнения – опорно-двигательный аппарат и система обмена веществ (поставщик энергии).

    Таким образом, если изучать и направлять психическое развитие личности как становление системы управления, развитие способности управлять – это будет наиболее адекватный способ образования и воспитания. Таковы общие выводы, касающиеся психологии личности.

     

    Второе. Выводы, касающиеся становления и развития цивилизаций (культурно-исторического типа человеческой общности по Н.Я. Данилевскому, культурного организма по К.Н. Леонтьеву, органического единства по Вл. Соловьеву). Семенем цивилизации является личность конкретного человека. Гаутама-Будда, Лао-цзи, Конфуций, Мухаммед (Магомет) – эти имена говорят сами за себя.

    Христос – семя христианской цивилизации. Менее известен человек, с личности которого взят образец для создания греко-римской цивилизации, но то, что в основе ее лежит определенный антропологический тип, несомненно. Об этом пишет и наш современник, почивший в 2003 году, А.С. Панарин, зав. кафедрой политологии МГУ. В основе цивилизационных различий лежит именно неосознанная антропология, определенное понимание природы человека. Потому для Запада русская душа загадочна, что она не соответствует природе человека, как ее понимает западное сознание.

    О том, что сутью каждой цивилизации является определенный образец личности и определенное понимание человеком самого себя, самоидентификация, писали Иван Киреевский, Питирим Сорокин, Александр Панарин и многие другие исследователи. В Европе подмена антропологического типа с образа и подобия Божия на обезьяну началась в эпоху Возрождения, затем усилиями Вольтера и французских просветителей был выработан современный тип европейского человека как гуманистический идеал, в котором было возрождено дохристианское понимание природы человека.

    Не католичество воспитало западного человека, не протестантство создало капитализм (вопреки мнению Макса Вебера), а наоборот, натура западного человека превратила западное христианство (латинизм) в католицизм и протестантство, а теперь и вовсе натура вытеснила христианскую веру из социальной сферы в сферу личных увлечений. Натура, природа.

    По-нашему, природа человека – не только и не столько биологическая, сколько социальная и духовная, божественная. В Европе возобладала гуманистическая точка зрения, что человек есть высшая степень развития природных сил, что его никто не сотворил, он сам развился как умное животное.

    Но тогда, спрашивается, зачем животному утверждать себя в гей-парадах, в танцах на солее храма, в богохульных выставках? Казалось бы, живи, как хочешь, да и все! Но нет! Человеку надо утвердиться и морально, чтобы его моральное уродство стало нормой и даже образцом! Значит, есть в природе человека такая потребность – моральное признание, соответствие какому-то духовному образцу. Животному это не нужно.

     

    Третье. Выводы, касающиеся только части природы человека, а именно социальной. Структура человеческого общества, система социальных институтов создается в ходе истории именно для воспитания конкретного антропологического типа, личности, похожей на тот образец, который является семенем данной цивилизации. Возникают табу и обязанности, кары и награды, мораль и законы, которые все ориентированы на воспитание личности по образцу.

    Продукт деятельности социальных институтов – личности, которые воспитываются в каждом новом поколении. Идет воспроизводство образца.

    Человеку свойственно ошибаться, ошибки при воспроизводстве накапливаются. Качество личности со временем снижается, отдаляется от первоначального образца, в результате чего снижается и эффективность социальных институтов пока, наконец, не происходит гуманитарная катастрофа, полная потеря идеала личности, распад цивилизации. Новый образец появляется в лице нового лидера, который организует людей, укажет путь. И тогда из материала распавшейся цивилизации (из населения) образуется новая общность, новый народ, нация.

    По наблюдениям русского дипломата и философа К.Н. Леонтьева, наилучшее качество личности – этого"продукта" деятельности социальных институтов – получается, когда общество достигает "цветущей сложности". Когда в нем максимальная дифференциация по социальному статусу, по сословиям, по профессиям, уровню образования и т. д. Не максимальный разброс по доходам, как сейчас, а максимальное различение социальных ролей, функций, специализации.

    Учитывая то, как устроен человек (а он устроен, напомним, как система управления), максимально эффективным обществом для воспитания высокого качества личностей является сословная монархия с ее цветущей сложностью. Она наиболее органична для человеческой природы – духовно-душевно-телесной. Достаточно посмотреть на статистику возникновения великих личностей в истории каждой цивилизации.

    Антропологический тип, понимание природы и предназначения человека, понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо – все это заложено в образце, в идеале, существующем как архетип, коллективное бессознательное (говоря словами К.Г. Юнга). Юнг, правда, не мог найти субстанцию этого коллективного бессознательного, потому что был врач, а не филолог. Между тем, архетип содержится как раз в языке народа. На Украине бывший президент Виктор Ющенко правильно говорил: где русский язык, там Россия. Потому и стремился искоренить русский язык.

    Четвертое, деятельность человека. Свой материальный мир, "вторую природу" человек организует, создавая все новые и новые изобретения. С развитием науки и техники изобретения человеческие становятся все более интеллектуальными, умными, они берут на себя часть собственно человеческой работы – сначала физической, потом умственной, потом и управленческой. Получается, человек воплощает, объективирует свои внутренние, душевные силы.

    Порядок возникновения изобретений строго определенный, он соответствует порядку возникновения категорий мышления в сознании личности. Не случайно в промышленности возникли такие изобретения как орудие, машина, автомат, компьютер. Они появились именно в такой последовательности потому, что каждое из них содержит новое качество, новый уровень управленческой деятельности человека, более высокие управленческие функции – сначала исполнение (уровень орудий и машин), потом организацию (уровень автоматов) и даже руководство (уровень компьютеров).

    Подобные последовательности изобретений специалисты могут проследить в каждом виде деятельности. Так, в деятельности по интеграции разделенного общественного труда возникли такие изобретения как товар, деньги, капитал, акции. В деятельности по убеждению появились такие изобретения как слово, письмо, книга, СМИ. Они содержат в себе именно управленческие функции. В управлении жизнью общества (воспитанием личности) появились кары и награды (орудия), мораль (машина), закон (автомат), государство (компьютер).

     

    И так далее. Переосмысление всех научных данных в свете Евангелия еще только начато нашими учеными, предстоит большая работа. Но она обещает быть очень плодотворной.

     

    Глава 4. Зачем это надо знать

    И большая работа необходима. Учитывая, что современное "постхристианское" общество на Западе движется к распаду цивилизации, это нужно просто для выживания человечества. Потому что Запад сейчас не просто лидирует, он организует жизнь всего человечества на рыночных, либеральных началах. От своего христианского фундамента Запад уже отказался и строит глобальное государство на песке человеческих желаний, т.н. "прав человека". При этом права провозглашаются естественные. А естество он выводит из обезьяны. Следовательно, все социальные институты должны работать на воспитание обезьян – умных для управления, а глупых для подчинения. По-видимому, рабовладельческое семя западной цивилизации пересилило семя христианское.

    Многие цивилизации отжили, отживет и западный антропологический образец. Но людям нужно будет ради чего-то жить дальше. Дать миру новый смысл жизни, новую веру в будущее может только Россия. По крайней мере, среди имеющихся культур я как-то не заметил перспективной веры.

    Отец российской и американской социологии П.А. Сорокин писал о маятнике истории. В истории происходят колебания предпочтений человеческого общества от идеационной культуры к чувственной и обратно. Промежуточная культура – идеалистическая, ее мы можем наблюдать в XVIII веке на Западе и в XIX веке в России. Западная, уже чувственная цивилизация движется к концу. Это давно заметили сами западные мыслители, например, О. Шпенглер, написавший знаменитую книгу "Закат Европы". Куда движется эта культура, хорошо чувствуют и художники, люди искусства. На Западе это выразилось в творческом направлении абсурдизма, да и в советском кинематографе мы имеем, например, такое провидческое произведение о конце чувственной культуры, как фильм "Кин-дза-дза" Георгия Данелии.

    Наш современник философ и политолог А.С. Панарин писал о мегациклах истории, в которых культурная инициатива переходит "из рук в руки", то Восток, то Запад лидирует в культурном, цивилизационном развитии в зависимости от задач, стоящих перед человечеством.

    А.С. Панарин предвидел наступление эпохи, когда историческая инициатива вновь перейдет от Запада к Востоку. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что исчерпали себя именно базовые мировоззренческие основы западного мышления. Развитие цивилизации западного типа идет в тупик, о пределах роста еще с середины прошлого века говорят сами западные мыслители.

    Своего рода "старческий маразм" западного мировоззрения приводит к неверию в историю, в будущее. Выход из тупика Западу видится в том, чтобы ограничить развитие цивилизации "золотым миллиардом", а остальные народы – просто не нужны ("Скрипач не нужен", – как говорил персонаж фильма "Кин-дза-дза"). В оставшемся же миллиарде идеалом общественного устройства для Запада вновь оказывается рабовладельческий строй, но уже на новой технологической базе. Рабы получают свое – пищу, алкоголь, секс и зрелища ("Хлеба и зрелищ!"), – а правящие слои якобы потребляют продукты высокой культуры. Нетрудно предвидеть, что при таком строе господ ждет еще более быстрое оскотинивание, чем рабов. О чем, кстати, тоже предупреждают художники, например, Олдос Хаксли в своем романе "Дивный новый мир".

    В конце 20-го века на Западе с большим воодушевлением была принята статья Ф. Фукуямы "Конец истории". В ней западный образ жизни – демократия и рынок – назван вершиной развития, дальше которой идти просто некуда. В свое время Гегель тоже объявил Прусскую монархию венцом исторического развития. Между тем, всем народам для жизни нужна вера в историю, в будущее. Именно такая вера в течение 75 лет двигала нашим народом в 20-м веке. Крушение этой веры сразу же привело к крушению империи.

    По мнению А.С. Панарина, теперь историческая инициатива перейдет к Востоку, потому что рождение новой веры в будущее требует религиозной одаренности, которая характерна именно для Востока. Все великие религии рождены Востоком, Запад породил только веру в материальные ресурсы и в человека как высшее достижение природы, человека вместо Бога (антихриста). Практика же показывает, что человек без Бога превращается в скота. И скорость этого превращения увеличивается по мере прогресса производительных сил.

    Россия как цивилизация являет собой уникальное явление. В ней равным образом развились оба начала – и восточное, и западное. В этом были свои трудности, но в этом есть и свои преимущества – Россия сумела сохранить себя как практическую модель глобального проекта на протяжении почти полутора тысяч лет. Это стало возможным благодаря Православию, которое играло и играет системообразующую роль в русской цивилизации. Именно Православие сумело объединить в одной стране, в одной культуре и мусульман, и буддистов, и христиан, и язычников… И атеистов. И великое множество народов, этносов.

    Теперь нам предстоит создавать новую цивилизацию, для которой нет "пределов роста", нет конца истории в ближайшие полторы тысячи лет. Такую цивилизацию можно создать на чисто христианских, православных корнях.

    Православие не обещает рай на земле, более того, оно утверждает принципиальную недостижимость такой цели, потому что человек духовно болен, в нем есть "семя тли". Земная жизнь человеку нужна для того, чтобы познать добро и зло, понять, что извлечь семя тли, семя смерти из самой природы человеческой может только Творец. И поняв это, вернуться к Отцу Небесному со словами: "Я недостоин более называться твоим сыном, прими меня как работника, слугу, орудие Твоей воли".

    Глядишь, Отец и вынет эту занозу – семя тли – из человека, упразднит смерть, даст человеку праздничные одежды, устроит пир, посадит рядом с Собой…

     

     

    Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 01.01.2020.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .