По учению православной Церкви, человек "Состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела" (Прав.
– 443 –
испов. ч. 1, отв. на вопр. 18); следовательно, состоит из двух частей. И это учение есть учение как ветхого так и нового Завета.
В ветхом Завете Моисей, описывая происхождение человека, ясно различает в нем две части: одну, которая творится из земле, и другую, которая вдыхается ему от Бога: и созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Иов, обращаясь к утешавшим его друзьям, говорит между прочим: умолчите, да воглаголю, и почию от гнева, вземля плоти моя зубами, душу же мою положу в руце моей (Иов. 13, 13-14). Псалмопевец взывает перед Богом: еще же и плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (Пс. 15, 9-10; снес. 154, 4). Екклесиаст, соответственно тому, как говорится у свящ. Бытописателя о происхождении человека, выражается о его кончине: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (12, 7).
В новом Завете читаем: а) слова самого Христа Спасителя к Апостолам: не убойтеся убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Матф. 10, 28); где с полной определенностью человек представляется состоящим только из тела и души; б) изречение апостола Иакова: якоже бо тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть (2, 26); в) изречение апостола Павла: прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20); другое: незамужняя печется о Господних, како угодити Господеви, до будет свята телом и духом; а замужняя печется о мирских, како угодити мужу (– 7, 34); третье: аз убо аще не у вас сый телом, туже живый духом, уже судих яко тамо сый, содеявшего сице сие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, предати такового сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (– 5, 3-5).
Из представленных мест Писания видно, что человеку иногда приписывается тело и душа (η ψυχη), иногда же тело и дух (το πνευμα). Значит, душа и дух есть только разные названия одной и той же части. В подтверждение этого можно указать и на другие примеры. Спаситель, предрекая о разлучении своей человеческой души с телом во время смерти за род человеческий, говорил: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца: и душу
– 444 –
мою (την ψυχην μου) полагаю за овцы; сего ради Мя Отец люьит, яко Аз душу мою полагаю, да паки прииму ю (Ин. 10, 15, 17), и перед наступлением крестных страданий сказал ученикам своим в саду гефсиманском: прискорбна есть душа моя (η ψυχη μου) до смерти (Матф. 26, 38). А в минуту самой смерти на кресте, возглаш гласом велиим, Иисус рече: Отче, в руци твои предаю дух мой (το πνευμα μου) (Лук. 23, 46), и Евангелисты, описывая это мгновение, выражаются: Иисус же паки возгласив гласом велиим, испусти дух (το πνευμα) (Матф. 27, 50), или: и преклонив главу, предаде дух (το πνευμα) (Иоан. 19, 30). Св. Павел, воскресив юношу Евтиха, сказал присутствующим: не молвите: ибо душа его в нем есть (Деян. 20, 10); а св. Лука, описывая воскресение отроковицы Спасителем, говорит: и возвратился дух ее, и воскресе тотчас (Лук. 8, 55).
Правда, есть у св. Павла два изречения, в которых душа ясно различается от духа и в человеке исчисляются дух, душа и тело. Первое изречение находится в послании к Евреям: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (4, 12); другое – в послании к Солунянам: сам Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем: и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23). Но если Слово Божие само себе противоречить не может; если оно так многократно и так ясно говорит только о двух частях в человеке; если сам апостол Павел с такой раздельностью изображает человека состоящим только из двух частей (1 Кор. 5, 3-5; 6, 20; 7, 34): то быть не может, чтобы в двух означенных местах душа и дух были различаемы в человеке, как особые самостоятельные части, а не в другом смысле. И действительно, в первом месте, они различаются только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека: потому что говорит Апостол, Слово Божие точно так же проходит до разделения души же и духа, как – членов же и мозгов; но члены и мозги есть только части одного и того же тела человеческого, а не отдельные части человека. На основании же этого места можно заключать, что и во втором своем изречении св. Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую ее способность. А может
– 445 –
быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол разумеет здесь собственно благодать Св. Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился: духа не угашайте (1 Сол. 5. 19; снес. 23) (1285).
Из отцов и учителей Церкви ясно исповедали двухчастность человеческой природы – а) св. Кирилл Иерусалимский: "познай и себя самого, что ты такое; познай, что ты человек из двух частей, из души и тела, и что тот же Бог есть Творец души и тела" (1286); б) св. Василий Великий: "человек составлен из души и тела; плоть взята из земли, душа же небесна" (1287); в) св. Григорий Богослов: "во мне двоякая природа; тело сотворено из земли, потому и преклонено к свойственной ей персти; а душа есть Божие дыхание, и всегда желает иметь лучшую участь пренебесных" (1288); г) св. Иоанн Златоуст: "двойственное это животное, говорю о человеке, который состоит из двух естеств, из души, чувствующей и мыслящей, и из тела" (1289); д) блаж. Августин: "человек не есть одно тело, или одна душа, но состоит из души и тела" (1290); е) св. Иоанн Дамаскин: "из видимого и невидимого естеств Бог своими руками сотворил человека.... сотворил смешенным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари умопостигаемой... сотворил духом и вместе плотью, духом для принятия благодати, плотью в предупреждения гордости" (1291). Так же учили св. Григорий Нисский, блаж. Иероним, Немезий, и вообще все Отцы и учители Церкви, когда говорили, что жизнь человека есть не что иное, как соединение души с телом, а смерть разлучение души от тела (1292).
______________
(1285) Tertius, qui ab Apostolo (1 Thess. 1, 23) cum anima et corpora inductur spiritus, gratiam Spiritus S. intelligamus, quam orat. Apostolus, ut integra perseveret in nobis, ne nostro vitio aut nihmatur, aut fugetur a nobia (Gennad. de dogm. eccles. cap. XX).
(1286) Оглас. поуч. IV, 18, стр. 69 в русск. перев.
(1287) Толков. на Исаию, 1, 3, в Твор. св. Отц. VI, 20.
(1288) Песн. таинств. слов. II, в Твор. св. Отц. IV, 270.
(1289) De prophet. obscur. II, n. 5; in Genes, homil. XXI, n. 6.
(1290) De civit. Dei XIII, 24, n. 2; cf. XXI, 3, n. 2.
(1291) Точн. изложен. прав, веры кн. II, гл. 12, стр. 90. 91, по русск. перев.
(1292) Iren. adv. haeres. V, 8, n. 2: substantia nostra, id est, animae et carnis adunatio; Clem. Alex. Strom. VII, 12: ο θανατος χωρισμος ψυχης απο σωματος; Origen. in Rom. lib. VI, n. 6; Tit. Bostr. adv. Manich. II, 12.
– 446 –
Если же некоторые из древних учителей Церкви различали в человеке дух, душу и тело: то отнюдь не в том смысле, будто душа и дух составляют особые, самостоятельные части. Напротив –
а) Одни, без всякого сомнения, принимали в этом случае душу и дух только за две стороны или силы одной и той же духовной природы человека, низшую и высшую: потому что в других местах своих писаний сами же ясно говорят, что человек состоит из двух частей, а не из трех. Так, св. Иустин в одном месте выражает мысль, что "тело есть жилище души, а душа жилище духа" (1293), а в другом – признает в человеке только две части, душу и тело (1294). Равно и Тертуллиан в одном месте, по видимому, различает дух, душу и тело в человеке (1295), а в других учит, что в человеке две природы, что душа и дух нимало не различны между собой и означают только два отправления одной и той же невидимой сущности, мыслящей и оживляющей тело человека (1296). Климент Александрийский также в одном месте противополагает душу, как начало жизни телесной, и дух, как начало мыслящее и свободное (1297), а в других – утверждает, что только тело и душа суть составные части человека, что душа есть начало в человеке и мыслящее и свободное, что душа и дух – два имени одной и той же невидимой сущности человека, а если иногда различаются, то для того только, чтобы обозначить разные отправления и состояния этой сущности (1298).
б) Другие под именем духа в человеке разумели Духа Божия или Божественную благодать, оживляющую человека. Св. Ириней, например, говорит, что человек, как человек состоит
______________
(1293) Lib. de resurr. in Grab. Specileg. II, 188.
(1294) Apolog. 1, n. 8. 20; Dialog, cum Tryph. cap. IV, V.
(1295) Adv. Marcion. V, cap. 15: etenim aliam substantiam in homine non video post spiritum et animam, cui vocabulum corporis accomodetur, praeter carnem.
(1296) Hic (homo) cum ex duabus substantiis constet, ex corpore etanima... (adv. Marcion. IV, 37, cf. de ressur. carn. XXXIV; adv. Gnost. Scorp. IX; de poenit. cap. III). Qaidam volunt, aliam illi (homini) substantiam naturalem inesse, spiritum; quasi aliud sit vivere, quod venit ab anima; aliud spirare, quod fiat a spiritu... Atenim vivere spirare est, et spirare vivere est. Ergo totum hoc, et spirare et vivere..., est animae... Si duo sunt, anima et spiritus, dividi possunt... Sed nullo modo eveniet... Ita cum de anima et spiritu agitur, ipsa erit anima spiritus (lib. de anima cap. X).
(1297) Strom. VII, 12.
(1298) Strom. IV, 3. 25. 26; V, 12; УП, 12.
– 447 –
собственно из души и тела (1299), но что душа его воспринимает на себя Духа Божия, как начало для высшего совершенства (1300), и что потому дух (πνευμα) есть только в людях благочестивых, а нечестивые лишены его и имеют две части, душу и тело (1301). В этом же смысле приписывал дух одним благочестивым и Тациан (1302).
в) Еще некоторые различали в духовной природе человека душу и дух, и принимали дух за третью часть человека (разумеется, не в строгом смысле) с той целью, чтобы видеть в человеке образ Божественной Троицы. Например, св. Ефрем говорит, что через троекратное призывание Отца, и Сына, и Святого Духа мы освящаемся по телу, по душе и по духу, так что троица наша становится совершенной (1303); а в другом месте со всей ясностью учит, что одна и та же душа в нас и оживляет тело, и мыслит (1304).
Вообще надобно заметить, что хотя древние учителя и нередко упоминают о духе, душе и теле в человеке, однако же без строгой точности, не определяя, различают ли они душу и дух, как две отдельные в нас части, или только как две стороны одной и той же духовной природы; и если некоторые даже ясно высказывали мысль о трех частях в человеке, то высказывали ее в качестве частного мнения, которое сами же изменяли в других местах своих сочинений. Особенно же с тех пор, как явились аполлинаристы и манихеи, которые, между прочим, проповедовали трехчастность человека, допуская в нем две души (1305), в Церкви начали еще яснее выражать учение, что человек состоит только из двух частей. "По учению Аполлинария, пишет бл. Феодорит, в человеке три составные части: тело, душа животная и душа разумная, которую он называет умом. Но божественное Писание признает только одну душу, а не две. Это ясно показывает история сотворения первого человека" (1306). И в другом месте: "Он (Иисус Христос) принял вместе и тело и душу, одаренную разумом. Ибо не на три
______________
(1299) См. выше примеч. 1292.
(1300) Perfectus homo, commixtio et adanatio est animae, assumentis Spiritum Patris, et admixta ei carni... (adv. haer. V, 6, n. 1; cf. 9, n. 1; 12, n. 1).
(1301) Adver. haeres. II, 33, n. 5; V, 12, n. 2.
(1302) Contr. Gгаес. XII, XIII.
(1303) Adv. Scrutat. Serm. XVIII.
(1304) De inspiral. p. 323, T. II, ed. Graec.
(1305) Augustin. de duab. anim. contra Manich.; Nemes. de natur. homin. cap. 1.
(1306) Разгов. между Еранист. и Правосл. о несл. соединении естеств во Христе, Хр. Чт. 1846, ч. 1, стр. 337.
– 448 –
части св. Писание разделяет человека, но говорит, что животное сие состоит из души и тела. Бог, образовав тело из персти, и вдунув в него душу, показал, что в человеке – два естества, а не три. Но и сам Господь говорит в Евангелии: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Мат. 10, 28), и многое тому подобное можно найти в Писании" (1307). "Мы не говорим, свидетельствует также Геннадий в своем изложении церковных догматов, будто в одном человеке две души, как пишут Иаков и другие совопросники сирские, одна душевная, которая одушевляет тело и смешана с кровью, а другая духовная, управляющая разумом. Но говорим, что только одна душа в человеке, которая и оживляет тело своим соединением с ним, и располагает сама собой по своему разуму, имея в себе свободную волю избирать мыслью, что захочет". И далее: "человек состоит только из двух частей, из души и тела... Дух не есть третья часть в составе человека, как думает Дидим; но дух есть самая же душа по ее духовной природе" (1308).
______________
(1307) Кратк. излож. Бож. догм. гл. XI, Хр. Чт. 1844, IV, стр. 314-315.
(1308) De dogmat. eccles. cap. XV. XIX. XX.
– 449 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Макарий /Булгаков/ митр. Состав человека // Его же. Православно-догматическое богословие. Т. 1. М.: Паломник, 1999, с. 443-449 (Часть 1. Отдел 2. Глава 1. § 80)(репр. переизд.: СПб., 1883).
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 20.03.2011.