Лоргус Андрей свящ.
БОГ В КАЖДОМ ИЗ НАС
Образ и подобие Бога в человеке.
Присутствие Бога в человеке раскрывается, во-первых, в его первозданной природе. Во-вторых, в бесконечной любви к нему.
Бог сотворил человека «по образу и подобию» Себя. Человек есть «образ великолепного Первообраза». Человек весь, в своей телесной и духовной природе, проникнут Божьим присутствием.
Бог присутствует в человеке Своим замыслом, Своим образом. Познавая себя в своих духовных глубинах, человек может духовно видеть «образ Первообраза». Бог присутствует в человеке в виде Своего образа.
Образ Божий в человеке проявляется через черты образа. Это такие качества, которые отличают человека от всех других созданий. Основу человеческой личности составляют такие фундаментальные черты, которые непременно существуют в каждом человеческом существе. Эти черты даны личности человека Богом при его творении (Бытие 1, 27). Черты эти вот какие: свобода, духовность, творчество, интеллект. Не рожденный еще ребенок, подросток, взрослый, преступник, тяжело больной – каждый человек есть образ и подобие Божие.
Образ Божий в человеке неистребим. Это означает, что как ни был болен человек телесными или душевными болезнями – образ Божий в нем остается. Каким бы грешником ни был человек – образ Божий в нем есть. Как бы сам себя ни унижал человек, или не был унижен другим – он все равно есть «по образу Божьему» сотворенный человек. Как низко о себе человек не помышляет – он, тем не менее, есть образ Первообраза. Даже если человек не верит в Создавшего его, он есть Его образ.
Каждая черта образа Божьего в человеке есть возможность, а не данность. Человеку дано стать зрелой личностью, в которой эти черты становятся реальностью. Но достичь такой зрелости непросто. Зрелось – это путь и цель духовного пути и развития. Можно сказать, что каждый человек потенциально имеет в себе все черты образа Божьего, но реализовать свое призвание удается не всем.
Зрелость личности человека – это духовный идеал, в котором образ Божий является онтологической основой – основой бытия.
На пути к достижению духовного идеала человеку препятствуют несколько печальных обстоятельств: первородный грех, незрелость личности (инфантильность) и собственная греховность. Преодолеть их – дело самого человека, но Бог всегда помогает человеку на этом пути. Бог дал человеку Откровение, Сам явился спасти человека от смерти и разрушения и постоянно присутствует в жизни человека Своей благодатной силой.
Благодать Божья в жизни человека
Благодать Божья – это невидимая духовная сила, которая всегда направлена от Бога в мир (ради человека) и к самому человеку. Благодать это духовная энергия, Божье действование в тварном мире. Это сверхъестественная сила, которая посылается в мир Богом и только Богом. Нигде и ни от кого более благодать исходить не может. Благодать Божья присутствует в мире и в человеке только по воле Бога. Она не присутствует в мире сама по себе. Благодать не принадлежит себе, так она есть действование Бога, и не может действовать сама. Своей воли у неё нет. Также и человек не может распоряжаться Божьей благодатью по своему желанию. Человек может принимать благодать, но только в том назначении, в котором Бог направлял её человеку.
При этом человек остается свободен принимать благодать или нет. Благодарность или отказ – вот два отношения человека к Божьей благодати.
Почему человек может отказаться от благодати. Во-первых, благодать может показаться человеку несовпадающей с его эгоистическими или греховными наклонностями. Во-вторых, человек может испугаться действия благодати. В-третьих, человек может испугаться ответственности. Ведь благодать, как дар, дана для чего-то, стало быть человеку придется отвечать за то, для чего он получает дар. А если дар не получен, то и отвечать не придется. В четвертых, отвержение благодати может быть основано на безверии и богоборчестве.
Принятие человеком Божьей благодати начинается с её признания. Не всегда человеку легко познать, что это Бог дает ему нечто, за чем стоит благодать. А принимая благодатный дар человек принимает и наказ Божий. Бог не просто дает, но направляет человека к конкретной цели, конкретному качеству. Принимая благодатный дар человек, получает и направление действия. Благодать становится и силой, и направлением применения силы. Выражаясь современным языком, человек получает «инструкцию» по применению. Но прочитать её непросто. Язык, на котором она написана – духовный язык сердца. Чтобы его знать – необходимо очищение сердца от страстей, умное духовное «зрение» и молитвенный дух.
Благодать Божья почти всегда присутствует в нас. Но иногда Бог оставляет нас наедине с нашими природными силами. Возможно, Он оставляет нас для того, чтобы мы могли опытно знать, что мы есть без Бога и Его благодати. Такое состояние святые отцы христианства называли богооставленностью. Преподобный Максим Исповедник (VII век) называл 4 вида богооставленности, один из которых пережил Иисус Христос в Гефсиманском саду и на Голгофе. Для человека это невыносимо тяжкое состояние, переживаемое как душевное мучение схожее с отчаянием, депрессией и апатией.
Присутствуя в человеке, благодать Божья лишь иногда открывается как таковая. Такие откровения мы познаем как явления Бога в душе. Чаще благодать скрыто действует в нас.
Иногда Бог благодатно присутствует в мире, окружающем нас, чтобы сверхъестественно сопутствовать нашему спасению. Часто такие случаи мы называем чудесами.
Скрыто действуя в человеке, благодать проявляется самыми разнообразными способами: силами ума, сознания и совести, эмоционально, в волевых актах, в желаниях, в любви и милосердии. Иными словами, благодать является в человеке в виде собственных человеческих энергий. По словами преподобного Макария Египетского, благодать так поступает в нас, чтобы придать собственным действованиям человека больше веры в себя и укрепить самостояние личности.
Действуя в человеке, Бог укрепляет его силы, открывает ему тайны знаний (insite), дает любовь, милость, освещает совесть, восстанавливает память. И все это Бог делает как бы естественными силами в нас, нашими способностями и качествами, принадлежщими нашей природе. Сверхъестественные силы благодати нелегко отличить от своих собственных. Но иногда, явление Божьей силы так очевидно, что человек легко убеждается – Бог с ним. Это вовсе не значит, что Сам Бог своей Сущностью приходит в человека. Если мы говорим, что Бог в нас, это значит, что Бог Своей божественной силой обитает (И Слово стало плотию, и обитало с нами ( Иоанн 1, 14) в каждом из нас.
Вседержитель и Спаситель человека
Учение о том, что Бог своей благодатью, образно выражаясь, держит весь мир, является неотъемлемой частью христианского учения. Имя Бога – Вседержитель – означает, что Бог «держит» все, весь мир. Держит, значит поддерживает, дает силу, закон естества, определяет меру времени и пространства, временно отменяет законы и вновь их насаждает, включает в историю сверхъестественные силы и останавливает течение естественных перемен. Все это, и бесконечно многое другое, является постоянным с того момента, как мир «начал быть» (Иоанн 1, 3). Бог Вседержитель вольно, а не имманентно или трансцендентно, присутствует в мире и человеке. Это означает, что Бог по Своему желанию, решению и Своей воле действует в мире и человеке. Им движет только любовь, а не необходимость или закон, или иные причины. Бог Вседержитель – имя Бога, который присутствует в жизни человека, и человечества в целом, устраивая все человеческие судьбы. Бог действует так, что польза каждого из нас соединяется Богом не противоречиво и не разрушительно, а созидательно для всех. Бог ткет судьбы всего человечества с любовью и пользой для каждого. И только собственная воля человека и всех людей, изменяет эту картину мира. Человек своей разрушительной греховной волей, будучи свободным, нарушает волю Бога и вмешивается в Его благой промысел.
Бог Вседержитель все направляет для блага человека, для его спасения. И потому Он именуется нами, христианами, Спасителем. Это Его особый промысел, который направлен к спасению каждой души.
Бог Вседержитель и Спаситель присутствует в жизни каждого человека, в каждом из нас. Но это присутствие не насилует свободу человека. Человек остается свободным даже тогда, когда он осознанно отвергает Божью помощь, когда он отчетливо видит Божью благодать, направленную к его пользе и спасению. Свою свободу человек может использовать против собственной пользы, которая всегда в Боге и действии Его благодати. Но Бог, присутствуя в нас, нисколько не стесняет нашу свободу и волю. Так что Божье присутствие может быть нами принято, а может и не принято. Но это само не отделяет нас от Бога. Бог не покидает нас, не «обижается» на нас за нашу неблагодарность. И только мы сами может уйти от Господа в дальнюю сторону (От Луки 15, 13).
Силы души: любовь, энергия, творчество, свобода, жизнь
Естественные силы души человека есть его душевная природа. Она устроена Господом Богом прекрасно, но грехопадение человека отчасти исказило природу человека. Отчасти – это значит, что природа, искаженная грехом, тем не менее, остается прекрасной и сильной, хотя и не так, как это было в раю. Природа повреждена, но повержена, не отменена. Тем не менее, слишком часто Бог вмешивается в естественную жизнь человека, что дать необходимую свежесть и новизну нашим душевным силам.
Силы души – это данные душе энергии: духовность, познание, влечение, творчество, воля, свобода, слово. В той или иной степени, большинство святых отцов и учителей христианства придавали душе эти энергии или силы. Вся жизнь человека может быть проявлением этих душевных энергий. Для нашей темы важно, что все эти энергии, так или иначе, есть отражение божественных свойств и явлений.
Одно из проявлений сил души – психические и духовные свойства человека.
Психические свойства человека.
Психические свойства понимаются нами как проявление сил души. Механизм их сложен и составляет суть возрастной психологии, психологии развития и психологии личности. Но с нашей точки зрения, все они есть проявлений душевных энергий.
Стремление к познанию, проявляемое в неукротимом любопытстве, жажде знаний, способности проникать в суть вещей, научности – все это неисчерпаемая познавательная сила души. Душевная сила не предметная и не конкретная, но она наполняет первичную активность ребенка и способность старика к новым знаниям и умственным навыкам.
Любовь, влюбленность, дружба, влечение к другому – все это проявление любовной силы души. Это такая сила, которая влечет человека к другому, к Богу, к людям, ко всем тварям, ко всему Божьему миру.
То же касается творчества и свободы, стремление к которым наполняет путь развития личности. И это так, потому что Бог сделал таким человека и поощряет его к поиску свободы и к творчеству.
Одно из ярких и прекрасных проявлений божественных сил души – словесность человека. Человеку дано слово, так как и Бог есть Слово (Иоанн 1,1).
Критерии истинности явлений благодати.
Не всякое явление, которое человек может видеть в душе, есть от Бога. Человек может обманываться и впадать в прелесть. Обман свойственен падшей человеческой природе. Духовное зрение не истинно, если оно не очищено от страстей. А прелесть есть такое страстное состояние человека, которое как истерия, может представляться действительным заболеванием. От всего этого человек не избавлен.
Могут ли быть у человека точные и достоверные гарантии истинности явления Бога, через Его благодать. Разумеется, нет. И все же в христианской аскетике веками вырабатывались такие критерии, которые могли бы давать верные ориентиры духовного пути человека.
Среди таких ориентиров мы хотим выделить собственно психологические качества. Из них часть качеств позитивные и часть – негативные.
К первым, позитивным критериям святые отцы относят такие душевные качества человека: смирение, мирный дух, любовь, дух рассуждения, прозрачность сознания, трезвение. К негативным относят обычно эмоциональное опьянение, аффект, гордость, высокомерие, горячность, нетерпеливость. Если наличие первых качеств говорит о достоверности присутствия Божьего, то присутствие вторых, говорит скорее об одержимости или прелести.
Любовь Божия в жизни человека
Бог бесконечно долготерпилив и многомилостив к человеку. В этом проявляется Его любовь. Любовь Божия сопровождает человека по жизни, провожает его в мир иной, встречает его в Царствии Небесном. Любовь Божия была причиной творения человека, Его спасительной миссии на земле. Любовь – единственная причина участия Бога в жизни, делах и трудах человека. Именно по любви Бог посещает человека и пребывает нём (Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоанн 14, 23). Любовь Божия приносит человеку покой и радость, милость и сострадание, тревожит его в случае необходимости помощи ближнему, возбуждает к деятельной любви и к молитве. Любовь Божия привлекает человека к взаимной с Ним любви!
Любовь Божия откликается на любовь человека, на его молитву и прошение. Именно любовь к Богу в сердце есть наиболее яркое присутствие Бога в нас. Если ты в любви – значит ты в Боге!
Первоначальный электронный файл с сайта fapsyrou.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.08.2012.
|