Среди множества
проблем, возникших в связи с изменением социально-экономического уклада жизни в
нашей стране, особо выделяется проблема
развития самосознания молодежи. Период утраты традиций и формирования новых
идеалов сопровождается болезненным ощущением пустоты и несет в себе как
возможность позитивных, так и негативных трансформаций самосознания молодых
людей. В этих условиях особенно важно обратиться к системе психологических
воззрений, основанных на духовной традиции святоотеческого постижения внутренней
жизни человека, почти неизвестной современной научной психологии.
В последние полтора десятилетия появилось множество
публикаций, приобщающих к доселе игнорируемому богатству святоотеческого
наследия. Православное учение о человеке привлекает все больший интерес. Никем
уже не оспаривается то, что это учение раскрывает многие стороны внутренней
жизни человека, совершенно неизвестные современной психологии – причем не
только ее естественно-научной (объяснительной, редукционистской) ипостаси, но
гуманитарному, описательному подходу. Причем аналогичная ситуация не только в
психологии, но и во всей современной науке в целом. Так, В. Н. Катасонов пишет:
«Современная наука в своих фундаментальных проблемах касается вопросов, для
осмысления которых оказываются уже недостаточными традиционные символические и
дискурсивно-логические методы познания. Вопрос о целостном познании, о
целостном разуме естественно связывает сегодняшнюю фундаментальную науку с традициями
вненаучного, и прежде всего, религиозного познания» [3]. Проблема рефлексии, прояснения
глубинных вненаучных оснований современной науки ставится все более остро. В. С.
Степин подчеркивает: «Возникает необходимость экспликации связей
фундаментальных внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными
ценностями... Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле
рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об
объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее
ценностно-целевыми структурами. При этом эксплицируется связь внутринаучных целей
с вненаучными, социальными ценностями и целями» [6]. Именно христианство
содержит в себе возможности выведения науки и, в частности, психологии из
глубокого кризиса. В то же время остается особой проблемой корректное введение
в научный арсенал богословских и аскетических понятий. В. И. Слободчиков
совершенно справедливо отмечает: «Сегодня понятия и представления традиционной
психологии о человеке (в особенности зарубежных психологических учений), о
его развитии столь сильно инкорпорированы, растворены в других гуманитарных
науках: в педагогике, медицине, политике, а сегодня даже и в вероучительных
текстах, что никаким указом, никаким простым переводом эти представления не отменить.
Их можно только постепенно и постоянно преобразовывать. Необходимо новое
психологическое прочтение богословских понятий о душе и новое христианское
прочтение психологических понятий. Это работа совместная –
богословско-психологическая... Нужен умный, терпеливый и доброжелательный союз
научной психологии и православного богословия...» [5, с. 14]. Диалог, ведущий к такому
союзу, начат и плодотворно продолжается. В журналах «Вопросы психологии»,
«Человек» были опубликованы материалы Круглых столов с участием психологов и
богословов. В 2001 году Синодальной Богословской Комиссией Русской Православной
Церкви была организована и проведена конференция «Учение Церкви о человеке».
«Московский Психотерапевтический журнал» уже несколько лет издает специальный
выпуск по христианской психологии. Опубликовано несколько монографий, защищен
ряд диссертаций. Во многих светских и богословских учебных заведениях
преподаются курсы «Православной психологии».
Однако проблема научного освоения святоотеческого
наследия не только остается актуальной, но и становится все более острой. Курсы
«Истории психологии» до сих пор не рассматривают труды древних
восточно-христианских святых отцов, – даже в разделе «Донаучный период». Нам
представляется, что для приближения к решению этой проблемы следует рассмотреть
труды автора, максимально приближенного к нам и по времени, и по культуре,
соединяющего в себе и ученого, и богослова. Исследователь трудов святителя Г. В.
Ширяев пишет: «К выдающимся антропологам можно отнести многих святых отцов:
Антония Великого, Макария Египетского, Максима Исповедника, Исаака Сирина,
Григория Паламу, в России – Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова и многих
других, – но святитель Феофан Затворник Вышенский (10.01.1815 – 06.01.1894) занимает
среди них особое место. Феофан Затворник не просто учёный богослов и иерарх
Русской Православной Церкви XIX века, он сочетал ученость с исповедничеством, знание –
со святостью, затвор – с активным влиянием на духовную жизнь современников.
Богословское наследие святителя-затворника пронизано мыслью о домостроительстве
нашего спасения. Богословствование святителя не чуждалось психологии, философии
и всегда имело прикладной характер. Лучшего пособия для самоосознания себя как
христианина трудно себе представить и в настоящее время» [12]. Д. В. Новиков писал:
«Сейчас широко обсуждается необходимость и возможность христианской психологии.
Для нас вопрос об этом в значительной мере представляется риторическим. Еще в
конце XIX века, на заре становления психологии как самостоятельной науки,
старший современник В. Вундта свт. Феофан Затворник не только говорил о
необходимости христианской психологии, но и пытался своими трудами положить ее
основание. Если пути развития психологии в XX веке и остались в стороне от
православной традиции, – это по существу, мало что меняет. Христианский
психолог – это психолог, который в состоянии соотнести свои профессиональные
представления с той мировоззренческой картиной, которая живет в церковном
сознании» [4]. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви,
посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику
святых. В решении Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание
христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего,
высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на
развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и
богопросвещенности» [2]. Сам святитель много думал о необходимости христианской
психологии; к концу жизни он писал: «Вот, по-моему, какова должна быть
программа этой (христианской) психологии. Изобразить состав естества человеческого:
дух, душа и тело – и представить систематический перечень всех способностей и
отправлений каждой части, – и затем описать состояние частей и естества и способностей:
1) в естественном состоянии, 2) в состоянии под грехом, и 3) в состоянии под
благодатию». Эти слова могут быть восприняты нами как научное завещание. При
этом вполне правомерен вопрос: «Допустимо ли научными средствами рассматривать
представления о бессмертной душе, жизнь духа, воздействие Божией благодати и
т.п.?» [9]. На этот
вопрос со всей присущей ему корректностью ответил Ф. Е. Василюк, который пишет в
своей книге «Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования»: «В
пределах этого исследования мы будем смотреть на молитву «снизу», то есть
намеренно отвлекаться от мистической, аскетической и догматической стороны вопроса,
ограничиваясь лишь научно-психологическим подходом. Это ограничение, однако не
означает психологической редукции, попытки свести действие молитвы к одним лишь
естественным психологическим закономерностям. Тем не менее, необходимо
попытаться исчерпать, насколько возможно, чисто психологические влияния молитвы
на состояние человека. Эта задача и соответствует требованию научной
добросовестности, и не оскорбляет религиозного чувства» [1]. Действительно,
вненаучные категории могут и должны оставаться за пределами науки, но
результаты психологического воздействия тех реальностей, которые они
обозначают, вполне рассматриваемы научными методами. Свт. Феофан не только предложил
план христианской психологии в теоретическом аспекте, но указал и сферу ее применения.
В предисловии к своему итоговому труду «Начертание христианского нравоучения»
он писал: «Христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения
человека, с другой тому, что должен делать сам человек, чтоб улучить спасение.
Последнее составляет предмет христианского нравоучения… Самым пригодным
пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская
Психология» [12]. Первое объемлется разделом богословия сотериологией, к
решению второго – «что должен делать сам человек, чтоб улучить спасение» –
призвана православная психология в ее практическом аспекте. При этом следует
оговорить, что православная психология – это отнюдь не внутриконфессиональная
дисциплина, не какая-то специфическая «наука для верующих». Человек может
верить или не верить в Бога, стремиться к вечной жизни или не думать об этом,
соблюдать евангельские заповеди или игнорировать их, – в любом случае разные
стороны его внутреннего мира могут быть рассматриваемы в соответствии с теми
критериями, которые предлагает православное учение, а значит, являются
объектами православной психологии.
В трудах святителя Феофана описаны самые разнообразные
тончайшие детали устроения внутреннего мира человека в разных его состояниях,
но на наш взгляд особое место в его трудах и особую значимость для нашего времени
занимает его учение о самосознании.
И. И. Чеснокова отмечает: «Исследование самосознания в
качестве психического процесса не делает его рядоположным с другими
психическими процессами – восприятием, мышлением памятью и другими, хотя оно
может существовать только на их основе и проявляться через них. Психологический
"механизм" самосознания имеет интегративную природу. В каждый акт самосознания
вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации,
но также и вся личность в целом – система ее психологических свойств,
особенности мотивации, приобретенный опыт на разных уровнях обобщения, наконец,
эмоциональное состояние личности в данный момент» [11]. Именно эти свойства
делает самосознание центральным в структуре личности. Вопрос о становлении
адекватного самосознания всегда был важен, но особую актуальность он приобретает
в периоды «безвременья», один из которых мы ныне проживаем.
«Погасите самосознание и свободу, – писал святитель
Феофан Затворник, – вы погасите дух, и человек стал не человек» [10]. Главным
назначением самосознания святитель считал то, что оно дает возможность человеку
«различать себя от своих действий... свое бытие от того, что исходит из
него... возносясь над тем и другим» [7]. Это позволяет собирать воедино все
внутренние – душевные и духовные – силы, которые «исходя из нашего сознания или
лица (я) и в него возвращаясь, должны пребывать во взаимной связи и согласии
между собою, под управлением своего источного начала» [7]. Однако такое,
достойное и ответственное состояние возможно только у такого человека, который
пробужден Божией благодатью и живет духовной жизнью.
«О человеке, до восприятия им благого намерения жить
свято, по-христиански, о человеке, работающем греху и страстям, несомненно
известно, что он не возвышается над внешним миром, а напротив, увлекается им,
живет в нем, как бы сорастворяется с ним... Благосостояние внешних вещей своих
он считает благосостоянием собственного лица, и напротив, неблагосостояние их
своим несчастием... Не возвышается он также и над внутренним своим миром, но
так же, как внешними вещами, увлекается и механизмом внутренних своих
движений... Это явление очень странно: в гордости он никого не считает выше
себя, а между тем сам себя слабо сознает... У него нет достаточного знания
собственных своих действий... нет знания себя... нет и различения себя от
своих действий. Это опаснейшее из обольщений лица грешного. Все, что возникает
внутри, считает он собственно собою и стоит за то, как за себя, как за свою
жизнь» [7].
Чтобы выйти из этого состояния, необходимо покаяние. «Человеку,
находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его
греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати... Сам Господь стоит
«при дверех сердца и толчет» как бы
говоря: «востани, спяй, и воскресни от
мертвых». Сей голос Божий – зовущий – приходит к грешнику,... падает на
совесть, пробуждает ее и, наподобие молнии, освещает (ясно представляет
сознанию) все законные отношения человека, которые им были нарушены и
извращены... В притче о блудном сыне сие состояние выражено словами: «в себе пришед» [7].
«Благодатное возбуждение не завершает дела обращения
грешника, а только зачинает, и после него предлежит труд над собою, и труд
очень сложный. Все, впрочем, относящееся сюда совершается в двух поворотах
свободы: сначала в движении к себе, а потом от себя к Богу. В первом человек
возвращает себе потерянную над собою власть, а во втором себя приносит в жертву
Богу – жертву всесожжения свободы. В первом доходит он до решимости оставить
грех, а во втором, приближаясь к Богу, дает обет принадлежать Ему Единому во
все дни жизни своей» [8]. Таким образом у человека формируется особого рода
самосознание – самосознание христианина. «В чувстве исцеления и свободы, – он
должен сознавать себя Христовым рабом, работать и трудиться как бы от Его лица,
пред Ним и ради Его, до того, чтоб с Апостолом говорить: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос»... С погашением сего
сознания его действия если и не становятся худыми, то теряют в большей или
меньшей мере характер христианских и поступают в разряд дел обще-нравственных.
Между тем христианин есть лицо не обще-нравственное только, а нравственное
по-христиански» [7].
Важное место в структуре самосознания христианина
занимает самооценка. «Он считает себя тварью самой ничтожнейшей, достойной
всякого презрения и унижения; приписывая себе одни грехи, всё доброе он относит
к источнику всякого добра – Богу; он не усвояет себе никаких преимуществ перед
другими, а всякого считает высшим себя» [7]. Именно такое отношение к себе
позволяет формировать и удерживать адекватное самосознание. «Взор внутрь
себя... у него так глубок, что он не только вообще неправые движения видит, но
и между ними различает свои от несвоих... Знает, что он значит сам, что его
ожидает, в каком он состоянии, в каких отношениях к другим... Из всех сих
свойств слагается тот внутренний свет, который приписывается истинным
христианам и по которому вся их жизнь называется хождением во свете» [7].
Учение святителя Феофана Затворника о самосознании
позволяет по-новому увидеть многие проблемы внутренней жизни человека и найти
подходы к их разрешению, принципиально отличные от тех, которые предлагает
традиционная светская психология.
Список литературы
1. Василюк Ф.Е.
Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования. – М., 2006.
2. Канонизация святых. Поместный Собор Русской
Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. –
Троице-Сергиева Лавра, 1988.
3. Катасонов В. Н. Границы науки и идеал целостного разума в русской религиозной
философии. [Электронный ресурс]. URL: https://katasonov-vn.narod.ru/graniz.html (дата обращения: 30.06.2007).
4. Новиков Д. В. Учение о личности в христианском богословии
IV-VIII веков // Человек. 2000. № 2-3.
5. Слободчиков В. И. Христианская психология – ее возможность и действительность // Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб., 2005. С. 6-15 (Предисловие).
6. Стёпин В.С. Теоретическое знание. – М., 1999.
7. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М., 1994.
8. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). – М., 1994.
9. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Вып.7. - М.,1995
10. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.,
2007.
11. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
12. Ширяев Г. В. Антропология святителя Феофана Затворника Вышенского
// Русское самосознание. 2002. № 9.
Издание:
Левченко Евгений, прот. Значение учения святителя Феофана Затворника для развития представлений о самосознании // Социокультурные проблемы
современной молодежи: материалы II Международной
научно-практической конференции / Под ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Ч. 2. –
Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. С. 435-439.
Текст в данном оформлении на сайте xpa-spb.ru по персональному разрешению автора!
Последнее обновление файла: 01.04.2025.