Существует такая наука – антропология. Она изучает внешние особенности людей, расы, национальные обычаи. Но, оказывается, есть еще и христианская антропология.
– Она принципиально иная, – рассказывает кандидат богословия протоиерей Вадим ЛЕОНОВ, который эту дисциплину преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и еще нескольких учебных заведениях. – В ней излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования, духовные основы нашего бытия.
С точки зрения христианской антропологии, человек – это творение Божие, предназначенное жить в единстве со своим Создателем. От Бога мы получили высочайшие дары и особые предназначения, которые должны осуществить. И если человек этого не понимает и не реализует, то чувствует внутреннюю опустошенность, даже при наличии многих естественных способностей и прекрасных условий жизни.
– Какие это предназначения?
– Прежде всего – встретиться с Богом, приобрести единство с Ним. Во-вторых, правильно выстроить отношения с ближними.
– И в третьих?
– Бог дал человеку владычество над миром. Мы несем ответственность за весь космос, как ни пафосно это звучит. И можем найти смысл жизни, реализовать его, если эту ответственность перед Богом, ближними, окружающим миром, наконец, перед собой – четко и правильно осознаем и осуществим.
– А если нет?
– Тогда будем биться о стену, тратить много сил, но результата не получим – ни в этой жизни, ни в Вечности, к сожалению.
– Как я могу отвечать за весь космос? Это, кстати, сейчас классический вопрос русского человека: а что от меня зависит?
– Бог заповедал людям владычествовать над миром. Это не значит, что мы своим внешним воздействием, сознанием должны охватывать целый мир. Все устроено несколько иначе.
Человек – это микрокосмос, и в нас – в гармоничном единстве – присутствуют все тварные начала бытия. То есть мы сопряжены со вселенной своими внутренними основаниями, природой, телом, душой. Эта связь столь сильная, что любое изменение в человеке отражается на окружающем его мире. И когда мы развиваемся духовно, то весь связанный с нами мир, по крайней мере – в ближайшем окружении, уже возвышается к Богу, как бы тянется за нами. И наоборот, когда человек ниспадает в грех, деградирует, разрушает себя, то окружающий мир тут же начинает гибнуть.
– Да, пожалуй.
– Многие святые уходили в безлюдные, то есть непригодные для жизни места, начинали там молиться, каяться, жить богоугодно, и эти места преображались. Болота становились – благоуханными, в пустынях появлялись оазисы. И это происходило не столько за счет внешнего возделывания, сколько в силу богоугодной жизни. Потом уже другие люди тянулись в эти благодатные места и селились там. Но источником этой благодати была не природа сама по себе и не место, а духовная жизнь подвижников.
Даже животные утрачивали агрессию: лев – у кельи преподобного Герасима Иорданского, медведи – у преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
– А отрицательный пример приведёте?
– Когда Адам впал в грех, Бог сказал ему: «Проклята земля за тебя». И она страдает из-за падения человека, ведь он владыка мира. Когда царя берут в плен, то в порабощении оказывается весь народ, все царство.
Еще Господь произнес: «со скорбию будешь питаться от нее (земли – прим.) во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе» (Бытие. 3. 17-18).
– И что же?
– «Терния и волчцы» – не просто сорняки, но, по учению святых отцов, это образное указание на противостояние природы – и человека. Адам не послушал своего Господа, поэтому и природа не слушается своего владыку, пока он не примирится с Создателем.
С того момента на земле происходят бедствия и катаклизмы разного масштаба: засухи, наводнения, землетрясения, цунами, молнии... Агрессия окружающего мира направлена на человека. Ему стало неуютно жить, он должен отвоевывать пространство для себя.
Но это еще полбеды. Человек, согрешив в Раю перед Богом, не остановился, а стал все более погружаться в бездну греха. Значит, он продолжает губить окружающий мир. Давайте вспомним библейскую историю Содома и Гоморры.
– Давайте!
– Авраам предложил племяннику Лоту отделиться от него вместе со стадами, чтобы овцы не смешивались, пастухи не ссорились. И велел выбрать новое место для поселения. Лот посмотрел на юг, увидел поля вокруг Содома и Гоморры – и они показались ему похожими на Рай: благодатными, плодородными, желанными. Но люди, жившие в этих прекрасных местах, развратились и предались страшным грехам.
– Которые и сейчас называют содомскими… Впрочем, есть для них и благозвучное название – «однополые браки».
– И Бог поразил эти места так, что они до сих пор остаются самыми безжизненными на планете, и теперь покрыты Мертвым морем. Вот прямой ответ на все наши экологические изыскания.
– И, наверное, политические?
– Да, ведь люди ищут механических, внешних путей решения проблем – и у них ничего не получается. Боятся смотреть на нравственные основания жизни, учитывать духовные причины проблем, потому что в этом случае им придется менять себя, а это самое страшное для человека.
– И самое трудное.
– Можно, конечно, договориться и меньше выбрасывать в атмосферу углекислого газа, экономить электроэнергию за счет каких-то народов (они будут страдать, а «золотой миллиард» – пока благоденствовать). Но проблемы останутся и будут нарастать, потому что не учитываются нравственные основания человеческого бытия.
А в христианской антропологии все это четко проговаривается. И одна из ее задач – донести до людей духовные основы жизни, которые нельзя игнорировать.
К сожалению, человечество играет в прятки – само с собой, делает вид, что этих духовных основ не существует. А они все равно бьют по человечеству – все больнее и больнее. И, дай Бог, чтобы мы начинали об этом задумываться.
– Митрополит Вениамин (Федченков) как-то записал одну историю. Из мира умерших явился сюда мальчик и сказал отцу: «К вам на землю очень трудно приходить, такое от нее идет зловоние!»
Значит, не случайно святые говорили, что надо начинать с себя?
– Конечно! В христианстве собраны знания о Боге, человеке, окружающем мире – в духовном аспекте, необходимом для нашего спасения. И нормы духовной жизни нам нужно соблюдать строже, чем законы государства, правила дорожного движения или еще какие-либо внешние постановления.
Заповеди Божии – это и есть духовные законы, кристаллизованные в словах. На разных этапах жизни человек воспринимает их не одинаково.
– В зависимости от возраста?
– И духовного опыта. Постепенно мы осознаем смысл заповедей, входим в православную традицию, изнутри чувствуем жизненность этих законов: покаяния, воздержания от греха.
Первый этап бывает самым сложным. Человеку нужно поверить, довериться Богу, сделать усилие над собой. Если он привык к греху, перестройка на добродетельный лад бывает болезненной.
– Да, осознание себя как есть и покаяние – всегда болезненны! Хорошо, когда семья христианская: человек в православную традицию входит естественно.
– Да, это идеал. В такой семье создается необходимая среда и ребенок с детства чувствует присутствие Господа. Его не надо убеждать, что Бог и духовные законы реальны. Задача в другом – научить жить в единстве с Богом.
– Но чаще всего в семьях один из супругов – верующий, а второй – нет. Как человеку начать с себя, чтобы вокруг все изменилось?
– Семья – единое целое. Все, что я делаю, отражается на остальных. Сначала внутренне, а потом и внешне.
Нам не следует навязывать свою веру взрослым членам семьи, а детям – можно предлагать ее в той мере, в какой они способны воспринять. Очень опасно, наткнувшись на непонимание неверующих родственников, изолироваться от членов семьи в «порывах благочестия».
Семейные отношения имеют великую ценность – и их надо сохранять, как советовал апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (Первое посланник к Коринфянам. 7. 16). Стремление к благочестию не должно стать причиной внутреннего разрыва в семье. Здесь необходимы мудрость, совет духовника, молитва.
Нам надо содействовать всякому благу в неверующих родственниках, всем их добрым желаниям, даже не имеющим религиозного основания. Не насаждать благо, не навязывать, а именно – содействовать ему.
– Как?
– Допустим, жена – верующая, а муж – нет. И вот он захотел помочь соседу перекопать огород или передвинуть мебель. Это доброе дело. И его надо поддержать, пусть даже в ущерб личным духовным занятиям. От добрых дел душа развивается и может со временем осознать потребность в Боге. Это шанс – и его надо использовать. Так же пусть ведет себя и муж, если он верующий.
В военных учреждениях бывают марш-броски, и там время засчитывается по последнему участнику. Если кто-то из подразделения вырвался вперед и прибежал первым к финишу, то на него смотрят, как на ненормального. Раз ты такой сильный, то возьми вещи у слабого и помоги ему. Так и в семье: если жена или муж «быстренько добегут» до Царства Небесного, у них спросит Господь: «А остальные-то где? Где чада, которых Я тебе дал?» И что мы ответим Богу?
– А в какой мере родители отвечают за путь детей? За ручку их в храм привели. А потом – все: мамина вера входит в противоречие с папиными деньгами.
– Не думаю, что воцерковленность или невоцерковленность родителей является жестким предопределением для детей. Все-таки Бог сохраняет свободу человека. Мы должны содействовать духовному росту наших детей, но не имеем права устанавливать тоталитарный режим в масштабах семьи. У сына и дочери есть свобода – и они сами отвечают за свои поступки.
С семи лет дети самостоятельно исповедуются, учатся жить с Богом без подсказки родителей. Поэтому наша ответственность – не безгранична.
Обычно мы упускаем время в младенчестве и раннем детстве. Но родителям не надо отчаиваться. Семена, брошенные в детстве, юности, как правило, прорастают. Не в молодости (она бывает бурной), а в среднем и даже старшем возрасте. В этот период наше дело уже только молиться за детей.
Обратите внимание: среди двенадцати сыновей Иакова были разные люди. Но Бог не лишил патриарха блаженства по этой причине, и мы почитаем его как святого. Даже среди избранных апостолов Господа оказался предатель Иуда.
– У праведного Алексия Московского тоже одна дочь была атеисткой.
– Значит, ответственность родителей – не абсолютная, но, тем не менее, значительная. Бог нас спросит в той мере, в какой мы могли духовно помочь нашим детям.
– Исследования обычных антропологов используются на практике. На их основе формируют задания для швейной и обувной промышленности, национальные программы. А как с христианской антропологией?
– Христианское учение о человеке необходимо тем, кто разрабатывает гуманитарные направления в науке и социальной сфере: педагогам, психологам, социологам. В России с середины XIX века создается православная педагогика. Святитель Феофан Затворник и другие авторы разрабатывали православную психологию. Здесь христианское знание о человеке превращается в практические концепции и наставления, имеющие большую перспективу и реальную пользу.
Задача православных антропологов собрать бесценный бисер христианского учения о человеке из Священного Предания Православной Церкви и предоставить его людям. Пока еще мы в начале пути.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Издание:
Леонов Вадим прот. Начало пути – встреча с Богом // Семейная Православная газета. Электронные издание.
Первоначальный файл с сайта sp-g.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.