О проблемах отцов и дочерей на страницах портала "Православие и мир" беседует протоиерей Максим Козлов.
«Что за комиссия, Создатель,
быть взрослой дочери отцом?»
А.С.Грибоедов, «Горе от ума»
Как не надо воспитывать
Не знаю, как в отношении «комиссии», но дело это очень трепетное и, что там греха таить, нервное, лишающее спокойствия, начиная с возраста, когда девочка-отрок становится девочкой-девушкой.
Банально звучит, но проговорить нужно: невозможно воспитать нравственные начала, если они только декларируются. А что бесконечно часто происходит?
Мы пытаемся вложить в наших детей то, что не исполняем в жизни сами: целомудрие [2], которого в нас нет; строгость в поведении, пример которой сами не даем; отношение к тому, что можно видеть по телевидению и в интернете, которое, как наши внимательные дети замечают, последовательно родителями не проводится; учим тому, что не нужно смеяться шуткам, улыбнуться которым способны оказываемся сами.
На уровне старшего отрочества и начала юности это — лучший способ выбить основу из-под твоих собственных детей.
Я понимаю, это банально. Но мы, родители, должны себе это напоминать — иначе никакие психологические и педагогические методики не помогут.
1. Горница в пентхаусе?
Дальше, нужно избежать двух крайностей. Я не настаиваю на универсальности подобной методики, но жизненный опыт окружающих людей к этому подводит.
Нужно понять: мы не живем в XVII веке. Как бы мне лично туда ни хотелось. Невозможно посадить дочь в горницу, даже если эта горница в пентхаусе, и заставить ее ждать Ивана-царевича, который будет первым и единственным, кого она встретит в возрасте 16-17-18 лет, выдать за него замуж и дальше жить спокойно, наблюдая за ее бесконечно счастливым браком. Красивая картинка, но не реалистичная совершенно.
Или тогда нужно уезжать в какие-то поселки, поселения, в Сибирь или в глубину Костромской или Ярославской области, создавать некую общину вместе с единомышленниками и как-то выживать. Я знаю такие единичные опыты, но вряд ли это путь для большинства православных родителей, у которых взрослеют дочки.
2. Синий чулок или белая ворона?
Вторая крайность – это сказать: «Мы живем в начале XXI века, и все разговоры об особенностях поведения православных нужно принимать с сильными поправками. Все сейчас ходят с голым пупком! Почему бы и нам не вставить серьгу в нос? Конечно, длина этой юбки такова, что не вполне понятно, юбка это или шорты, но что же делать? Девочка же не может быть синим чулком!»
В каком-то смысле, если не синим чулком (чего, действительно, не нужно), то белой вороной [4] иногда следует оказываться.
И это навык достоинства девушки: твоя красота состоит не в прозрачности блузки; быть любимой — это не значит давать обнимать себя одноклассникам и легко приветствоваться поцелуем в щечку начиная с седьмого, восьмого, девятого класса; быть лидером и востребованной в своей среде — это не значит смотреть фильмы, которые все смотрят, и находиться в контексте тем, которые обсуждают.
Ты сама можешь задавать эти темы и создавать этот контекст.
3. Огонь, а не «нашизм» в глазах
Кроме школьной среды, очень важно пытаться создавать или находить среду православных сверстников. Не с прямолинейным воспитательным посылом: «Маша и Саид в школе плохие, а Ваня и Катя на приходе хорошие». А к тому, чтобы (детям, отрокам и отроковицам, юношам и девушкам это в особенности важно) создавать некий позитивный социум, чтобы дочери знали: есть люди, с которыми они говорят на одном языке.
Люди, с которыми они встретились в воскресенье на службе в храме, потом пошли перекусить в «Сбарро» или в «Макдональдс» и отправились гулять по Москве или поехали куда-то вместе. Им друг с другом интересно, они живут в начале XXI века, но они знают, что они православные, что это не только крестик на груди, но есть что-то, что их объединяет.
Совсем идеально, если вы найдете такой приход, где для взрослеющих молодых людей и девушек будет найдено некоторое дело – только без грусти, без «нашизма» в глазах, без того, что «мы что-то полезное и созидательное!», а просто нормальное дело, которое бы их объединяло, которым они бы с охотой занимались.
В качестве частного примера — меня удивило, как мою, казавшуюся мне не склонной к социальному подвигу третью дочь увлекла идея летнего лагеря [5], для которого нужно было пожертвовать значительной частью своих каникул, стать вожатой, возиться с маленькими детьми, спать в палатке и прочее, до того много готовиться и вообще довольно много неудобств потерпеть.
Ведь всегда можно постараться увидеть, от чего глаза твоей дочери загорятся.
4. Предупреждение мамам и папам
Очень важно для мам: постарайтесь не начать ревновать дочерей к их возникающей юности, красоте и новой жизни. Мамам часто так хочется оставить их маленькими, более послушными, управляемыми, еще совсем не выходящими в автономное существование, где возникают другие люди, в том числе люди противоположного пола и другие авторитеты, другие притяжения.
Но не ревнуйте их к этой жизни. Тогда вы сможете оказаться ближе, и степень проговариваемости, которая сохраняется между матерью и дочерью, будет другой.
Отцу проще. Я как отец могу вам сказать: отец дочку свою не ревнует, когда она становится взрослой и красивой, он скорее радуется за нее, и здесь бывает проще сохранить взаимопонимание.
И тоже — не балуйте слишком. Взрослеющую дочь легко начать баловать и потакать ей, особенно если она умная и умеет с отцом умно общаться. Важно не покупаться на «папа, я тебя люблю» и всякие подобного рода сладкие слова, а более или менее стараться видеть ее такой, какая она есть.
Первоначальный файл с сайта st-tatiana.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 10.03.2012.