. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Козлов Максим прот. Что делать с перегрузками? (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Козлов Максим прот.

    ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЕРЕГРУЗКАМИ?

     

    Чтобы ощутить состояние перегрузки, современному человеку вовсе не обязательно садиться в самолет. Нас разрывают на части миллион дел, телефонных звонков, задач, которые надо решить прямо здесь и сейчас. Как выжить в таком бешеном режиме – ПРАВМИР спросил у протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма св. мц. Татианы при МГУ.

     

    – Вы сами часто ощущаете, что перегружены?

     – Священники живут в ситуации постоянной перегрузки, это неправильно, аномально, и, к сожалению, это очень мешает в пастырском служении.

    При этом утомление утомлению – рознь. Я бы скорее вот это выражение употребил – утомление. Бывает утомление от хорошей физической работы, когда человек устал, ему надо поесть и спать, но это утомление приносит некое отдохновение душе.

    Для священника бывает так: служил утром, служил вечером, исповедовал, покрестил, еще что-то сделал, что он должен делать. Очень устал, а в душе покойно, и утром встаешь с желанием, с готовностью жить, работать и служить дальше.

    А если ты крутился, согласовывал вопросы, встречался с каким-нибудь чиновником, проверял работы студентов, к тебе приехали двоечники, тебя дергали какими-нибудь бессмысленными проблемами, которые нужно решать не со священником, а со свечницей, со сторожем или со старостой?..

    Или нужно было где-то сидеть и председательствовать, на чем- то даже не очень осмысленном… И ты, опять же, устал, но тут никакого утешения для души нет. Устаешь от бессмысленности, а не от обилия дел.

    Главная, самая дурная перегруженность – перегруженность тем, что не имеет смысла.

     

    – Какой момент Вашей жизни был с кульминацией перегрузок?

    – Любой конец недели – вот тебе и перегрузка.

     

    – Ваш секрет выживания, сохранения нервов при перегрузке?

    Я скажу что-то очень недуховное, но я думаю, что наши молодые слушатели, зрители видели фильм «Король лев», хороший диснеевский мультфильм. Там в какой-то момент главный герой получает от своего друга совет: когда жизнь не ладится, говори «Акуна Матата» (Hakuna Matata – это фраза, которая примерно переводится с языка суахили как «жить без забот»). У Гребенщикова даже есть такая хорошая песня – «Акуна Матата».

    К каким-то вещам нужно стараться относиться, как Иов говорил: «Бог дал, Бог взял, да будет благословенно имя Господне». Не успел, значит, Господь тебя не благословил успеть что-то сделать, всех дел не переделаешь, не нами началось и не нами кончится.

    В каком-то смысле нужно поспокойнее к себе относиться и выдавливать себя из центра Вселенной. Понимать, что есть Тот, Кто и помимо тебя заботится о текущих делах. И Он, если Ему это, действительно, нужно, – позаботится без твоей помощи.

     

    – А делать много дел одновременно – это неизбежность или ошибка?

    – Это ситуативно. Для одних это неизбежность. Но возьмем тех, кто выше нас – архиереев, сотрудников Синодальных учреждений или просто начальников средне-высокого уровня. Так пойди ж ты, не делай сразу много дел одновременно! Не делать несколько дел одновременно для них будет ошибкой, человек долго тогда не проработает или не прослужит на своем месте, если будет по одному делу делать.

    С другой стороны, если человек набирает много дел по малодушию, то это, конечно, духовная ошибка. Бывает, кто-то оказывается многопопечителен, потому что хочет выглядеть в глазах всех усердным деятелем или безотказным сотрудником. Или не имеет внутренней решимости нарушить комфортность отношений с тем, кто просит: «я откажу, но между нами холодок какой-то пробежит». И вот такого рода, повторю, для одних – по малодушию, для других – по человекоугодию или по неразумию, набираемая многопопечительность оказывается духовной проблемой.

     

    – Все дергают каждые пять минут, как не впасть в состояние ступора?

    – Во-первых, человек должен для себя иметь, для себя внутренне, некую иерархию приоритетов: вот это я делаю в любом случае, чтобы там ни происходило; это я делаю, если я успел сделать первое; а вот это, третье, если успеваю сделать первое и второе. Все остальное по ходу дела. Мешают, ну что ж, мешают!

    Вот у Флоренского, я читал в воспоминаниях его детей, всю жизнь дома не было даже рабочего стола, не то что кабинета. Он писал то, что писал, на подоконнике, на печке, на кухонном столе, еще где-то. Жизнь была довольно бедная, детей было много, работать тоже приходилось изрядно. Вот и писал, но написал же, что написал, при всем при том.

    Это иллюзия, что для того чтобы продуктивно и много работать, нужно всякий раз уезжать в Италию (что, правда, здорово, конечно), жить там где-нибудь во Флоренции, и там с полгодика спокойно, смотря на прекрасное итальянское небо, что-нибудь творческое писать. Это здорово, но у большинства в жизни так не получится, поэтому нужно себя располагать к тому, что надо учиться работать на кухне, под телевизор.

     

    – Можете дать совет читателям?

    – Во-первых, один я уже дал: чаще вспоминать «Короля Льва».

    Сейчас я у нынешнего поколения православных, бывших неофитов, наблюдаю некое драматическое отношение к жизни. Не такое покаянно-ответственное, к которому призван православный христианин: «Ну да, я себе знаю, что я из себя представляю, Господи, прости да помилуй меня, таким, каким я есть», что приносит душе облегчение упования на Бога. А вот какое-то драматическое, нерадостное: тут проблемы, тут бедность, тут власти плохие, тут закулиса мировая ходит, как лев рыкающий, тут экуменисты, тут, наоборот, какие-то неправильные монархисты, да еще страшный Фурсенко что-то хочет учредить с нашим образованием, болонский процесс удавом затягивается на шее, ну и плюс всякие ювенальщики, дресс-код, и прочее. Жизни нет – ужас что происходит!

    Поменьше драматизма! Больше смотрите старых советских и диснеевских мультфильмов – помогает.

     

    Беседовала Тамара Амелина.

     

     

    Первоначальный файл с сайта st-tatiana.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .