. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коржевский Вадим иерей. Забытое счастье (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коржевский Вадим иерей

    ЗАБЫТОЕ СЧАСТЬЕ

     

    Страшное поругание любви происходит сегодня в мире; дух блуда царит над современной жизнью, как полновластный властелин. В полной мере исполняются пророческие слова Писания: Будут есть и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу (Ос. 4;10). Внешний, по отношению к церкви, мир живет по своим законам, поклоняется своим богам, слушает своих проповедников. Прежде всего страдает от этого неопытная и неокрепшая еще молодежь! Сколько непозволительных опытов проделывалось и проделывается над нею во имя различных кумиров. Неудивительно, что, сбитая с толку, она бросается в поисках счастья или к наслаждению «любовью», именем которой на самом деле названы тяжкие грехи и извращения, или увлекается тайнами оккультных наук, или пытается укрыться от реальности с помощью опьяняющих и наркотических средств, или, неудовлетворенная ничем, ищет выхода в самоубийстве. Впрочем, утешает еще то, что встречается немало людей, познавших пустоту внешней жизни, которые приходят в Церковную ограду в поисках истинной любви и спасения. К этим, еще неокрепшим в вере, но полным решимости начать жизнь по-новому или, как говорят еще, по-Божьему, обращено наше слово, объясняющее то, что, кажется давно, давно таким ясным и понятным.

    И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть (Быт. 1;2;18,22-24). Так устанавливается Богом начало брака и семьи – остаток блаженства и чистейшего наслаждения как для души так и для тела. Жизнь супружеская в идеале предполагает жизнь самую счастливую, богатую радостями и полную наслаждений душевных и телесных. В том и божественный замысел, чтоб брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более совершенной и если брак не приносит всего этого, то вина не в брачных узах, а в людях, кои соединены ими…

    Брак – это соединение двух несовершенных половинок в единое совершенное целое, так что образуется из двух жизней одна и каждый до конца дней своих несет священную ответственность за высшее благо другого. Тайна сия велика (Еф. 5,32) – говорит Апостол о браке. Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в одну плоть, по образу духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан на таком влечении человека, на такой его потребности, которые заложены в самой его природе по воле Создателя. И главной целью брака является взаимная, полная, нераздельная преданность и общение двух супружеских лиц. Они двое должны жить только друг для друга и отдать друг за друга жизнь свою. Прежде несовершенные муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу совершенствоваться, выполняя этим свое назначение, которое состоит в спасении. «Супружество для нас, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не препятствие на пути к Царству Небесному, потому что если бы оно было препятствием, если бы жена уготовляла одни козни, то Бог, сотворив ее в начале, не наименовал бы помощницей».

    Другою целью брака, кроме спасения взаимного, является рождение и воспитание детей. Когда появляется в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Невинное дитя сближает семейную пару так, как никогда прежде. Его беспомощность затрагивает в сердцах родителей благородные струны и нет сильнее того чувства, которое приходит когда они держат на руках своих детей. Великое дело – взять на себя ответственность за эти юные жизни; великое дело – воспитать их в благочестии и доброй нравственности.

    Слово Божие учит нас, что рождение детей есть благословение Божие: вот наследие от Господа: дети; награда от него – плод чрева (Пс. 126;3). Русский народ, воспитанный на христианских началах, всегда воспринимал детей как дар Божий и источник семейной радости. Ничто не может быть так дорого для женщины как ее собственное дитя, ради которого она забывает себя и все скорби и труды связанные с рождением его. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16;21). С умножением числа детей умножается и число забот! Но эти заботы не тяготят, а, напротив, приносят радость. Одно сознание, что все труды, лишения и беспокойства доставляют спокойствие и удобство лицам любимым, уже дает глубокое чувство утешения. К сожалению, в наше время изменилось воззрение на семейную жизнь и получили большое распространение превратные взгляды на рождение детей. Теперь редко встречаются многодетные семьи. Заводят одного-двух, а остальные становятся лишними, которых безумные родители могут даже убить еще во утробе, не дав увидеть им света Божия. И нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее, но они твердо верили и знали, что Бог не оставит их без помощи. «Даст Бог детей, даст и на детей» – говаривали они, исповедуя неопровержимую и опытом подтверждаемую истину. И не является ли наказанием Божиим, то, когда имеющие одного ребенка работают в поте лица и с трудом могут его прокормить?

    Ясно, что из-за неверия, крайнего себялюбия, упадка и нравственности, стремления к удобствам и спокойствию, снижается рождаемость. Самое дорогое – дети – делаются тяжким бременем, от которого желают избавится, чтоб жить беспрепятственно кому как захочется. Но счастья, во-первых, невозможно построить на костях своих (абортированных) детей, а во-вторых, источником семейных скорбей служит обычно любовь к себе или, как следствие этого, страстная любовь к супругу (супруге), которая быстро проходит и испаряется как пар, являющийся на малое время (Иак. 4;14).

    «Из многих опытов видно, – пишет преподобный Макарий Оптинский к одной мирской особе, – что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире и любви, для семейного счастья и общественной пользы». Браки, заключенные по страсти, непрочны. Страсть, которую в наше время по какому-то странному недоразумению называют «любовью», не есть состояние психологическое, а скорее физиологическое. Это, по преимуществу, возбуждение телесное, похотное; при такой любви любят не человека, а то возбуждение чувства, которое он вызывает. Интересен человек, как предмет страсти, а не сам по себе. «Любовь – страсть» сейчас самый распространенный наркотик. Действие наркотика в организме со временем ослабевает и требует увеличение дозы. Так же и страстная любовь постепенно уменьшается, притупляется острота опьянения и тогда, когда гаснет так называемая «любовь», требуется увеличение дозы, обновление, замена «любимого» человека. Так распадается только что созданный союз. Очевидно, что на таком чувстве нельзя создать прочную семью.

    Существуют так называемые секреты счастливой семейной жизни. Обычно уже в начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера любимого, так и недостатки, особенности привычек, вкуса, о которых вторая половина и не подозревала. И первый урок, который надо выучить и исполнить, это терпение, которое все преодолевает и любовь, все покрывающая, набрасывающая на недостатки как бы вуаль и преображающая человека. Когда что-нибудь идет не так, каждый должен винить себя, а не другого. Резкое слово может надолго замедлить слияние душ. Грубость более всего непростительна именно в своем доме, по отношению к тем, которых мы любим. «Еще один секрет счастья в семейной жизни, – пишет в своем дневнике императрица Александра Феодоровна, – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых, мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб». К усилению любви и согласия между супругами может служить убеждение во взаимной нужде. Не будет согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам об исполнении своих обязанностей.

    В любви нужна особая деликатность. В связи с этим советуют не демонстрировать свое плохое настроение и оскорбленные чувства. Никто не будет так переживать из-за резких и необдуманных слов, слетевших с губ нечаянно, как вторая половина. Ведь чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые свидетельствуют о раздражительности или просто необдуманны.

    Первым требованием счастливой супружеской жизни является верность, верность в самом широком смысле. Всем своим поведением супруги должны доказывать, что они достойны доверия. Сердце обоих должно доверяться без опаски – это основа верной любви. Жена всегда должна заботиться больше всего о том, чтобы нравиться мужу, а не кому-нибудь еще. Муж и жена должны отдавать друг другу все лучшее в себе. Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно и этому искусству надо терпеливо обучаться не только ради себя, но и ради детей своих. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. В этом и состоит главным образом родительский долг.

     

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .