. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коржевский Вадим иерей. Время – деньги! (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коржевский Вадим иерей

    ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ!

     

    Как будто только вчера мы встретили новый год и не успели оглянуться, как он уже закончился! Во всяком случае, еще очень живо помнится тот момент, когда мы чувствовали, как против воли поднималось в нашей душе какое-то смутное брожение разнородных чувств и дум, характер которых и составлял так называемое новогоднее настроение. Еще недавно душа наша со скрытой тревогой всматривалась в неизвестное будущее, боясь возможных неприятностей и непосильных испытаний, надеясь в то же время на лучшее. И то ли действительно время стало бежать быстрей, то ли многочисленные житейские проблемы, передавая нас друг другу, не давали опомниться и хотя бы на миг остановить столь стремительно бегущее время, но и этот год, который мы, по-видимому, так недавно встретили, улетел безвозвратно, и мы чувствуем, что опять многое потеряли, пребывая в праздности и бесплодных мечтаниях.

    Говорят: «Время – деньги»! Правильно говорят, только неправильно понимают. Да, время – это талант, данный Богом каждому из нас для того, чтобы мы не зарывали его в недро земных дел, имеющих преходящее значение, а пускали в оборот, приобретая с помощью его капитал добрых дел во славу Божию и во спасение нашей души. Кому-то дается много талантов, т.е. много времени, а кому-то чуть-чуть в виде одного таланта. Но сколько бы мы не получили, от нас требуется использовать данное нам время благоразумно, приобретая на него богоугодные мысли, чувства, слова и дела, из которых и слагается многоценное небесное сокровище. Только такое сокровище, как плату за данное взаймы время, уместно предоставить Господу, когда Он потребует отчета у своих заимодавцев (Мф. 25;19). Человек, помни, тебе время дано взаймы и ты должен будешь скоро перед лицом вечности дать отчет о том, как ты использовал его. Отдавал ли ты его торгующим (Мф. 25;27), т.е. ближним своим, приобретая на него любовь, милосердие, сострадание и прочие христианские добродетели, или же ты потратил его на ту блудницу (Отк. 18;2), с которой любодействуют цари земные, и от великой роскоши которой богатеют купцы земные (Отк. 18;3)? Ведь наступит момент, когда закончится кажущийся неистощимым запас времени, и тогда купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (Отк. 18;11). Их товар – это земные утехи и наслаждения и все те фальшивые ценности, которые уничтожаются вместе с самим временем и непригодны для приобретения вечного и непреходящего.

    Несмотря на это, у нас по отношению ко времени повсюду наблюдается непозволительная расточительность. Оно не только растрачивается без разбора на земные дела и удовлетворение страстей, но и намеренно преследуется с целью уничтожения. Вся наша игровая и развлекательная индустрия не на шутку озабочена тем, как бы «убить время», выполняя заказ общества. Она специально для этой цели изобретает всевозможные развлечения для всех слоев населения. Но не надо обольщаться, ведь убийство не может остаться безнаказанным. Убийство всегда влечет за собой тяжкую ответственность и если не всегда здесь, то неизбежно на Суде высшей Правды, которая не делает снисхождения за запоздалое раскаяние.

    Но мы продолжаем нерадеть, уподобляясь той бесплодной смоковнице, которая из года в год напрасно занимала место в винограднике (Лук. 13; 6-7). И опять Господь по снисхождению Своему и безмерной любви Своей, по-видимому, дает нам еще один год, чтобы мы, наконец, принесли ожидаемый плод благочестия (Лук. 13;9). Долго ли мы будем так злоупотреблять Божиим долготерпением? Ведь, кто знает, – может, этот начинающийся год есть год последней отсрочки для нас? А может быть, страшно даже подумать, этот льготный год уже заканчивается для нас и теперь со дня на день надо ждать рокового приговора, который решит вечную участь нашей бесплодной души. Надо торопиться делать добро и экономить время, не растрачивая его без пользы на безделье, развлечения или еще хуже – на грех. Время течет беспрерывно и его невозможно вернуть никакими силами и средствами. Неизбежно настанет для нас тот момент, когда отпущенное на нашу долю время истечет, и мы предстанем пред лицем Божиим с отчетом о всяком прожитом нами мгновении. И если, хотя и милосердный, но справедливый Судия усмотрит, что талант, данный нам для прибыли, оказался неправильно использованным, то нас, как неоплатных должников, ждет вечная темница (Мф. 25;30).

    Итак, братья и сестры, блюдите, како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии. Искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5; 15-16). «Время купли для всякого человека есть время настоящей жизни, говорят Отцы, и дни настоящей жизни явно суть дни лукавые (злые) для тех, которые не пользуются ими, как подобает».1 Поэтому «искупайте время, употребляя его как должно».2 Вместо того, чтобы попусту тратить время, данное нам на время, надо всячески стараться приспособить его к целям нашей жизни. Только это и будет искупать время. «Цель времени в вечности, жизнь настоящая дана для приготовления к блаженной жизни в будущем. Кто все к этой цели направляет, не попуская и малым промежуткам своего времени проходить в пустых занятиях, тот все свое время искупает».3 Время по свойству своему часто именуется неуловимым. Апостол назвал его лукавым, хитрым, как умеющим ловко ускользать в тот момент, когда кажется уже пойманным. Так что «спешите, в каждую минуту делайте что можно, не пропускайте его даром, уйдет, не воротишь».4 С другой стороны, Апостол мог наименовать лукавыми днями дни нынешнего века, старающегося использовать все наше время впустую, т.е. на делание зла. Отсюда именно деланием добра мы как бы выкупаем наше время у нынешнего лукавого века, превращая его из дней настоящего века в дни века будущего. Характерной чертой будущего века является неизменность. Правильно пользующийся временем приобретает ту же черту в отношении добра. Поэтому можно сказать, что «всякий человек, живущий в настоящей жизни целомудренно, праведно, благочестно и мужественно, с благодушным терпением переносящий все притрудности и прискорбности искушений и бед, причиняемых видимыми и невидимыми врагами, всякий такой мудро искупает время и успешно деет куплю, наперекор злым дням настоящей жизни».5

    Братья и сестры, если прежние годы мы прожили нерадиво, бесплодно растратив данный Богом капитал, то пусть хотя бы начинающийся новый год послужит для нас поворотным пунктом для прибыльной жизни. Не будем играть временем, ведь время не игрушка… Прислушаемся к тревожному голосу нашей совести, говорящей нам о неправильном растрачивании отпущенного на нашу долю времени, пока еще не поздно, поспешим правильно воспользоваться оставшимся у нас временем, которое действительно, может быть, уже заканчивается для кого-то из нас!

    «Искупая время жизни своей, со всею готовностью и рвением, всецело предадим себя на одно делание заповедей Божиих и на одно стяжание всякой добродетели… Будем искупать разумность души нашей, научая ее презирать видимые и привременные блага и углубляться в размышление о благах духовных и вечных. Мудрования же плотского будем всячески бегать, потому что оно неугодно Богу и при нем нет возможности оторваться от наслаждения привременным и вознестись умом к небесному и вечному… Будем искупать делающую нас присными Богу правду со всяким благоговением и рассуждением, различая праведное от неправедного, предпочитая добродетель пороку, и не давая места лукавому диаволу, уготовляющему погибель душе нашей… Будем искупать мужество душ наших через благодушное претерпение всяких искушений, по слову Господа, Который говорит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21;19), мужественным помыслом противостоя греху и бия врага нашего орудиями Святого Духа… Будем искупать целомудрие тела нашего всяким воздержанием и смирением, ибо борец, законно подвизающийся на поприще благочестия, от всего воздерживается… Такою духовною куплею премного получим мы прибыли, если разумно будем вести торг во время сие, теча стезею настоящей жизни в правде и целомудрии, и мужественно перенося тяготу и зной дня. Ибо если сим образом будем куплю деять во время настоящей жизни, оставив привременное тем, для кого оно вожделенно, себе же стараясь присвоить одно нетленное и вечное, то несомненно внидем в неволненное и небурное пристанище Царствия Божия, неся с собою все усокровиществованные дары Святого Духа, и не убоимся ни страшного оного гласа, отсылающего грешников в огонь вечный, ни горьких оных мук, так как будем иметь с собою многоценный бисер Духа, который обрели мы в период торгового времени настоящей жизни, продав все свои желания, мудрования, расположения и силы, и купив его».6

    От всей души желаю всем купующим и продающим на торгу жизни сей получить обильную нетлеющую прибыль и сложить ее у престола Божия, услышав от Сидящего на нем одобряющий глас, глаголющий: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25;21).

    Канун уходящего года

     

     

    Литература:

    1. Св. Симеон Новый Богослов. Т. 1. Сл. 34. С. 288.

    2. Блаж. Феодорит. // Св. Феофан Затворник. Толк. Еф. 5;16. С. 401.

    3. Св. Феофан Затворник. Толк. Еф. 5;16. С. 401.

    4. Св. Феофан Затворник. Толк. Еф. 5;16. С. 401.

    5. Св. Симеон Новый Богослов. Т. 1. Сл. 34. С. 288.

    6. Св. Симеон Новый Богослов. Т. 1. Сл. 34. С. 290-292.

     

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .