. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коржевский Вадим иерей. О терпении (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коржевский Вадим иерей

    О ТЕРПЕНИИ

    (на память св. 40 мучеников)

     

    В день памяти 40 святых мучеников Христовых душа наша созерцающая тягостнейшие страдания их невольно и естественно (по природе своей) приходит в изнеможение перед величием добродетели терпения их, которой они спасли души свои (Лук. 21;19). Но в то же время она воодушевляется их примером великодушно претерпевать различные скорби, которыми посещает нас любящий Господь (Откр. 3;19), знающий, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14;22), потому что от скорби происходит терпение (Рим. 5;3), а претерпевший до конца спасется (Мф. 10;22).

    Без терпения нет возможности улучить спасения, ибо там нет спасения, где нет борьбы со связанными с ней прискорбностями, которые выдержать способно одно только терпение. Ведь сущность терпения, исходя из названия, заключается в способности выдерживать различные виды противностей, перенося их стойко и безропотно. По определению святых, «терпение — это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания» 1 и «терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления». 2

    Терпеливый весьма ублажается Писанием (Иак. 1;12), но при условии, если он, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1Петр. 2; 19-20). Следовательно, не всякое терпение доставляет спасение, а лишь то, основанием которого является добромыслие и доброделание, или иначе, верность «тому внутреннему строю, который созидается в сердце под действием веры, примиряющей душу с Богом и дающей ей ощутить воссоединение с Богом, Которого она всегда жаждет и ищет». 3 Результатом такого терпения является опытное познание того, что жизнь по вере, не смотря на сопутствующие ей внешние скорби, доставляет блаженство духовное согласно обетованию Божию (Мф. 5;11) и не в будущем только веке, а уже здесь, во время самой претерпеваемой скорби. А это, в свою очередь, дает несомненную надежду и на блага будущие из-за ощущения той любви, которая излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5; 4-5).

    В этом и состоит основание непоколебимого терпения в самых скорбных жизненных обстоятельствах, выражаемого внешне мужеством, стойкостью, спокойствием и не только безропотностью, но и великой радостью (Деян. 13;52, 2Кор. 8;2). Таков характер имели все мученики во Христе, явленные миру св. Церковью. Все они вдохновлялись одной мыслью, которую словесно выразил св. Апостол, сказав себе и другим: «Не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10; 35-36).

    Эта же мысль служит величайшим вдохновением и для всех нас, еще живущих в стране изгнания и плача. И пусть никто не смущается тем, что не застал времени открытого преследования веры своей, когда люди были способны предавать на смерть самых близких своих (Мф. 10;21), ибо не только в таком роде мученичества претерпевший до конца спасется, но и в другом роде, которого не видел глаз внешнего человека, и которое на сердце грехолюбивое не приходило (1Кор. 2;9). Есть, как говорят испытавшие это опытом, два рода мученичества: «Один в уме, а другой – в уме и вместе в действии. Поэтому мы можем быть мучениками, хотя нас не рассекают мечом гонителей. Ибо умереть от гонителя есть очевидное мученичество, но переносить поношения, любить ненавидящего есть сокровенное мученичество в уме». 4 Сам Господь свидетельствует о том, что как внешнее мученичество, так и мученичество внутреннее по сути своей одинаковы. Когда Он спросил у сынов Зеведеевых, могут ли они пить чашу, которую Он будет пить (Мф. 20;22), разумея под чашею – страдания (Мф. 26;39), то на их утвердительный ответ, заключил так, что они оба будут пить чашу Его. А мы знаем, что из них только один подвергся внешнему мученичеству (ап. Иаков), другой же (ап. Иоанн) этого не испытал. Но ведь слова Господа неложны! Следовательно, как и св. ап. Иоанн, так и «души, преданные скорбям для испытания, невидимо и различно мучимые лукавыми духами, как тайно, внутренней тяготой скорбей, или лукавыми помыслами, так и явно, телесными страданиями, – если будут мужественно терпеть, сохранять упование и ждать мздовоздаяния от Господа, то сподобятся венцов правды, имея внутри себя то же избавление, и в день Суда приобретут одинаковое с мучениками дерзновение перед Богом». 5

    Но как приобрести необходимую для этого добродетель терпения? С чего начинать? Как и всякая добродетель, добродетель терпения начинается с благоразумия. 6 «Долготерпелив муж, – говорит Писание, – мног в разуме, малодушный же крепко безумен» (Притч. 14;29). И в силу этого, последний не может приобрести никакой добродетели, какими бы ни были благоприятными для того условия. Как говорится: «Вся противна (суть) мужеви безумну» (Притч. 14;7). Даже явной помощью Божией неразумный не может воспользоваться, потому что она приходит к нему не так, как ему это представляется. То же самое касается и добродетели терпения. Признаком неразумия, в первую очередь, является стремление приобрести эту добродетель исключительно при помощи благоприятных внешних условий и отсутствии внешних раздражительных факторов, совсем не слыша гласа благоразумия, говорящего, что невозможно нам добиться этого, «если всякую подмогу нашему терпению и всю надежду будем видеть не в силах внутреннего нашего человека, а в затворе кельи, или в удалении в пустыню, или в обществе святых, или в помощи какой-нибудь вещи, находящейся вне нас». 7 Иллюстрацией этого являются те подвижники, которые удалялись в пустыню, избегая поводов к раздражительности, и там начинали сердиться, то на ножик, который плохо резал, то на кремень, если не скоро вылетала искра огня из него, то на кувшин, опрокидывающийся из-за неровной поверхности и на прочие бездушные вещи, доходя до такой степени, что не могли иначе подавить свое возмущение, как произнесши на эти вещи проклятие, а то и физически выместив на них свое раздражение. Таким образом, «мы должны искать покоя нашего не во внешнем и не должны думать, что чужое терпение поможет нашей нетерпеливости». 8 Напротив, оно еще может его и развить. Вот почему благоразумные подвижники радовались всякому случаю проявления относительно себя нетерпеливости, а некоторые такие случаи специально отыскивали, чтобы поупражняться в терпении, как та благочестивая женщина, которая просила у святителя Афанасия, дать ей какую-нибудь вдову из призреваемых на церковном иждивении, чтобы заботиться о ней. Как рассказывают, 9 Первосвятитель, похвалив готовность женщины к делу милосердия, приказал из всех выбрать ей сначала такую вдовицу, которая бы превосходила всех честностью нравов, степенностью и образованием, чтобы желание щедрости не было побеждено пороком принимающей, и чтобы искавшая в бедной награды, оскорбившись злым нравом ее, не потерпела бы вреда в вере. Но когда женщина, начав услуживать вдовице, увидела, что та ежеминутно воздает ей честь благодарностью за услуги человеколюбия, она сразу же пришла к Святителю, и сказал с укором: «Я же просила, чтобы ты приказал дать мне вдовицу, которой бы я послужила и успокоила». Он сначала подумал, что просьба ее по нерадивости надзирателя не была исполнена, но потом, когда узнал, что ей была дана вдовица лучшая из всех, тихонько приказал теперь дать ей самую злую, страдающую гневливостью, сварливостью, жестокостью, говорливостью и прочими пороками. Когда ей дали такую, то она стала услуживать ей с таким же усердием, как и первой, и даже еще усерднее. В благодарность же за такие услуги она получала от нее только постоянные оскорбления, брань, злословие, поношения, укоры, с язвительным ругательством. Эти непрестанные оскорбления иногда доходили до того, что эта дерзкая женщина не удерживала и рук от побоев. Но хозяйка удваивала свои смиренные услуги, училась побеждать разъярившуюся не сопротивлением, а смиренным подчинением себя ей, так что, обижаемая всяким бесчестьем, безрассудство ругательницы усмиряла кротостью и человеколюбием. После таких упражнений она приобрела совершенную добродетель желаемого терпения и, придя к Первосвятителю, стала благодарить его за то, что он, по ее желанию, назначил ей самую лучшую учительницу терпения, постоянными оскорблениями которой, ежедневно укрепляясь, она достигла высшего терпения душевного.

    Итак, если подвиг севастийских мучеников кому-то покажется невозможным для подражания, то терпение этой слабой по природе женщины ни для кого не может быть непосильным. Но если все-таки кому-то и ее пример кажется невозможным для исполнения, то ничего более не остается, как прибегнуть к тому виду смирения, который отцами назван самоукорением. Этот вид смирения необходим нетерпеливому, потому что постепенно приготовит его к терпению скорбей, и будет способствовать благодушному их перенесению. 10 От него собственно и происходит терпение, так как обнаружение в себе причин постигающих бедствий составляет необходимое для этого благоразумие. «Достойное по делам нашим приняли» (Лук. 23;41), – сказал один из разбойников повешенных близ Спасителя на кресте. И за это он получил наименование благоразумного. Открытие в себе греховности посредством самоукорения и признание себя достойным наказания образовало в нем то необходимое терпение, которым он и достиг своего спасения. Другой же разбойник на таком же кресте и в тех же условиях проявил неразумие, не признав своей виновности и в результате погиб вечной смертью, показав свое нетерпение ужасной бранью, ропотом и богохульством. «Эти два разбойника, – говорят Отцы, – служат образом всего человечества». 11 Ибо каждый из нас проводит жизнь свою вопреки назначению человеческому, становясь преступником в отношении законов бытия и убийцей в отношении себя и ближних своих. В таком случае Законодателю ничего не остается, как наказать разбойника с тем, чтобы он, «исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собою спасение, дарованное Богом». 12 Удержать его можно только одним способом – терпением до конца, при помощи благоразумного самоукорения. Нетерпеливых же ждет смерть вечная. Аминь.

     

     

    1. Св. Тихон Задонский. Творения. Т. 2. М., 1994. С. 271.

    2. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Собесед. 18. Гл. 13. М., 1993. С. 506.

    3. Св. Феофан Затворник. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 294.

    4. Св. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. Беседа XXXV. § 7.

    5. Св. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. Сл. 47. М.: «Отчий дом», 1994. С. 350.

    6. Преп. Петр Дамаскин. С. 247.

    7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Собесед. 18. Гл. 16. С. 510.

    8. Там же. С. 511.

    9. Авва Пиамон. // Там же. С. 507-508.

    10. Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 1. С. 318.

    11. Там же. С. 328.

    12 Там же. С. 329.

     

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .