В память св. пророка и боговидца Моисея
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, братья и сестры, мы творим память того человека, которого называли кротчайшим из всех людей на земле (Числ. 12;3). Это вождь и законодатель еврейского народа – Моисей. Он родился в Египте среди стонов и воплей израильского народа и чуть не погиб от руки фараоновой, но всесильной рукой Божией был не только избавлен от неразумной ярости, но и поселился в самом царском дворце. Но несмотря на то, что он прожил там довольно долгое время, получив египетское воспитание и образование, его сердце осталось с родным народом и с Богом, которого чтил этот народ. Моисей предпочел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр. 11; 25-26). При виде бедствий своего народа ему становилось противной роскошь царских палат, так что он даже отказался называться сыном дочери фараоновой (Евр. 11;24). А однажды в порыве негодования по поводу учиненной несправедливости он убил человека (Исх. 2;12) и вынужден был покинуть родные места, избегая наказания (Исх. 2;15). Раскаяние об этом поступке им было выражено через наименование своего первого сына, которому он дал имя Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле (Исх. 2;22). Очевидно, Моисей долгие годы раскаивался в том, что позволил развиться в себе страсти гнева настолько, что смог убить человека. Время и уединение объяснили ему, что нельзя не только допускать убийство, но и даже гневаться на ближнего своего (Мф. 5;22).
Не будь побежден злом, – говорит св. апостол Павел, – но побеждай зло добром (Рим. 12;21). По объяснениям святоотеческим, «побеждать посредством зла есть один из диавольских законов»1. Закон Божий имеет совершенно противоположные постановления, согласно которым «когда, кто встречая оскорбление, обиду и напраслину, поддается чувству оскорбления, тогда он побеждаем бывает злом, а еще более, когда гневается, и еще более, когда замышляет отмщение. Но когда кто ничему такому не поддается, а напротив вместо зла полагает делать добро, тогда он является победителем»2. И хотя многие считают совершенно справедливым допустившему зло воздать соответственным видом зла, но так думать их научает неразумная самость присущая всякому падшему естеству. «Настоящее благоразумие не может не видеть, что маслом не тушат огня. Если горит уже огонь неприязни в сделавшем зло, то воздаяние ему злом не угасит, а воспламенит его более. Если хочешь погасить сей огонь, залей его водою кротости, невзыскания, благотворения»3. Да и с другой стороны, не глупо ли подражать злу? Если, как мы считаем, сделавший зло поступил плохо, то зачем подражать в том, что признается нами же за худое? Египтянин, бивший еврея, поступал плохо, но Моисей, убивший египтянина, не хуже ли его поступил? Таково свойство гнева – несправедливость. Посему не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым, ибо и праведник гибнет в праведности своей (Еккл. 7; 15-16), если допускает раздражение для достижения справедливости. Справедливо сказано, что гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1;20), так как движимый гневом обычно взыскивает больше, чем того требует неправое дело. По этой причине Сам Бог берет на себя дело отмщения, говоря: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12;21). Только Тот, Кто не подвержен страсти гнева способен на праведное воздаяние. К тому же Бог все направляет к тому, чтобы из всего всем выходило благо, а когда вмешивается человек, то, расстраивая Божии порядки, он только размножает зло и сам же потом его пожинает. Поэтому мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Иак. 3;13).
Что такое кротость? Можно сказать так: кротость – это медлительность раздражительной части души в своих худых порывах, которые, как правило, возникают из-за земных интересов. «Небесное никогда не служит к тому поводом, – утверждают святые Отцы, – ибо оно низавистно. Бери всякий сколько можешь и сколько хочешь. А земное все таково, что коль скоро досталось одному, то другому уже нечего взять»4. Соответственно, «поелику жизнь человеческая вещественна, а страсти из-за веществ, всякая же страсть имеет быстрый и неудержимый порыв к исполнению желания, потому что вещество тяжело и стремится вниз, то Господь не тех ублажает, которые живут вне действия на них страстей, потому что в жизни вещественной невозможно всецело преуспеть в житии невещественном и бесстрастном, но возможным пределом добродетели в жизни человеческой называет кротость»5.
Святой пророк Моисей, получив отрицательный опыт в проявлении гнева, ни о чем более так не заботился, как о постоянном подавлении в себе этой страсти. Для преодоления упорства фараонова ему пришлось десять раз безрезультатно приходить к нему на прием, но мы не видим, чтобы он прогневался на фараона или проклял его жестокосердие. Сам Господь научал его кротости и терпению (Мф. 11;29) и делом показывал Свое «отмщение». Впоследствии Моисею пришлось столкнуться с жестоковыйностью собственного народа и терпеть упреки в свой адрес не меньшее количество раз (Числ. 14;22). В пустыне Сур на него роптали, страдая от жажды (Исх. 15;24), а в пустыне Син упрекали в намерении уморить их голодом (Исх. 16;3). Подобные упреки он выслушивал неоднократно и впоследствии 6. Даже ближайшие его родственники высказывали свои недовольства прямо ему в лицо (Числ. 12;1). И все это Моисей терпеливо сносил. И даже, когда Господь гневно сказал ему: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Числ. 14; 11-12). Он все же не перестал ходатайствовать за свой народ и просить прощения за их неразумие (Числ. 14; 13-19). И вообще, несмотря на то, что народ израильский постоянно проявлял свою непокорность в отношении Бога и его верного раба Моисея с первых дней их знакомства (Втор. 9;24), мы не можем назвать практически ни одного случая, когда бы Моисей разгневался или хотя бы проявил свое раздражение и нетерпение, если не считать случая с золотым тельцом, где проявления гнева было жизненно необходимым для вразумления неразумного народа (Исх. 32;19). И то, как можно предположить, Моисей здесь выступил как поборник истины и не против людей как таковых, а против их неразумия и глупости. Во всяком случае, гневаясь, он гневался не из самолюбивых побуждений, а в духе истины и любви. И хотя Моисей, так и не достиг обетованной земли Палестинской, однако смог унаследовать землю естества своего (Мф. 5;5), достигнув такого состояния души, «при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение» 7.
Достигается такое состояние через труд преодоления внешних искушений и искоренения внутренних страстей, ибо по слову святителя Василия Великого, «укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими»8. Очевидно, желающему достичь кротости, необходимо всячески хранить мир своего сердца, не допуская его приходить в смятение от действия беспорядочных страстей или внешних раздражений. Для этого надо, прежде всего, держать в порядке свои внешние чувства, не дозволяя им вольности в своих проявлениях, и всякое дело свое совершать в тихости (Сирах. 3;17). Кроме того, требуется исполнять все веления своей совести, дабы она ни в чем нас не обличала, но была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к ближним, и в отношении к себе. Но более всего надо стараться об искоренении страстей возбуждающих гнев. Если спросить у гнева от чего он рождается и чем поддерживается, то можно услышать от него следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением»9. Все эти страсти имеют один общий корень – самость, заботящуюся исключительно об угождении себе. Следовательно, чтобы достичь действительной кротости требуется отвергнуться себя, пойти во след Христа (Мф. 16;24) и если возможно сохранять мир со всеми людьми (Рим. 12;18). Впрочем, это взаимосвязано. Как говорит святитель Феофан Затворник: «Отвергшиеся себя и в след Господа пошедшие имеют прочную основу мира; но как и в них ветхий человек не вдруг умирает, то и в них нередко чувствуются припадки раздражения, покушающиеся разрушить взаимный мир. И подобает блюстись. Не многое требуется: жертвуй всегда своим в пользу другого, и никогда мир твой с другими не нарушится»10.
Итак, говорит Господь, возьмите иго самоотвержения на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11;29). И как Я кротко допустил снять с себя одежды Свои и растерзать плоть Свою на кресте, так и вы учитесь с кротостью переносить бесцеремонность ближних, поручая Мне воздаяние за обиду11, а лучше, если можете, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5;44). А именно: если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Рим. 12;21). Вот благословенный и единственно возможный способ отмщения – благотворение тем, которые сделали и делают нам что-либо неприятное и худое.
Братья и сестры, облечемся как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу (Кол. 3; 12-13). Подражая Господу и Его угоднику святому пророку Моисею, постараемся быть всегда готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость не только по отношению к начальству и властям, но и вообще ко всем человекам (Тит. 3; 1-2). Аминь.
1 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Бес. XXIII. 4. М., 1994. – С. 772.
2 Св. Феофан Затворник. Толк. к Рим. 12;21. С. 822.
5 Св. Григорий Нисский. О блаженствах. С.27.
6 Исх. 17; 2-3, Числ. 11; 5-6, Числ. 14; 2-3, Числ. 16; 12-14, Числ. 20; 1-6, Числ. 21;5.
7 Св. Игнатий Брянчанинов. О евангельских блаженствах. Т. 1. С. 519.
8 Св. Василий Великий. Беседа на псалом тридцать третий. § 3. С. 290.
9 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сл. 8. § 29. С. 103.
10 Св. Феофан Затворник. Толк. к Рим. 12;21. С. 813.
11 Св. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Творения. Т. 5. С-Пб., 1994. – С. 337.
Первоначальный файл с сайта Русская неделя.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 10.03.2012.