. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коломейцев Петр свящ. Формула страха (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коломейцев Петр свящ.

    Формула страха

     

    Последнее время появилось очень много исследований о положительном воздействии страха на человека. Столь благосклонное отношение к одному из самых сильных аффектов человека трудно принимать за чистую монету. Большинство этих исследований были заказаны руководителями фабрик грез, крупнейшими производителями мировой кинопродукции. Если мы сложим все кинофильмы, завоевавшие призовые места или просто номинировавшиеся на участие в конкурсной программе различных кинофестивалей за год, и сравним их с количеством фильмов ужасов, то увидим, какую смехотворно малую долю занимает киноискусство. С того момента, как наш кинорынок стал открыт мировой киноиндустрии, объем показов и продаж триллеров ежегодно вырастал на 60%. А в США 29 млн. детей каждый день тратят на покупку DVD с ужастиками, специальных страшных книг и журналов минимум 110 млн. долларов. Бюджеты этих картин и доходы от них баснословно велики. Естественный вопрос: почему люди идут в кинозалы за очередной порцией страха? И второй вопрос: как это отражается на психике человека?

    Нужда в переживании страшных ситуаций объясняется многими исследователями как базовая, необходимая для оздоровления психики, потребность. Обычно вспоминают и детский страшный фольклор, так называемые "детские страшилки", и народные сказки, и произведения средневековой литературы. Крупнейшие исследователи детского фольклора отмечают, что с помощью страшилок дети как бы приручают страх, а точнее, делают себе прививку страхом, дабы избежать парализующего или панического воздействия этого чувства. В старшем возрасте детские страшилки заканчиваются юмористическим финалом, превращающим страшилку в пародию. Пережитые вместе чувства страха, да еще завершившиеся дружным хохотом, работают как сеанс групповой психотерапии по изживанию страхов. Особый характер детских страшилок заключается в том, что очень большое место уделяется собственному творчеству, собственной фантазии восприятия, индивидуальной для каждого участника. "Страшное" описывается лишь общими эпитетами, например: "В темной-темной комнате, с черными-черными занавесками стоит черный-черный гроб", а каждый участник сам дорисовывает свой собственный страх. Кроме того, сквозной темой страшилок становится факт нарушения запретов, непослушания родителям, что сообщает им специфически назидательный характер. При этом характер запретов не подвергается логическому объяснению, а кара за нарушение их – непропорционально велика, зачастую – смерть, как например, в перенесенной в литературу сказке о Синей бороде.

    Назидательность этих историй имеет языческие корни, утверждающие, что зла можно избежать, более того, что со злом можно подружиться, если соблюдать правила его игры. Поскольку христианство всегда боролось с подобными проявлениями язычества, этот фольклор видоизменялся в своеобразный, церковный по форме, жанр рассказов, где различные ундины и тролли превращались в бесов, а язычество маскировалось в изысканную мистику готического повествования. Демонизм, спиритуализм, магия вперемежку с христианской атрибутикой – составляют смысл готической мистики, главной темой которой оставалась мысль о неискоренимости зла. Слова Христа: "Я победил мир!" (Ин. 16:33) заглушаются лозунгом: "Зло правит миром!"

    Фильмы ужасов эксплуатируют потребность человека в преодолении страхов, они касаются самых глубин человеческого подсознания, где гнездится этот древний ужас языческих предков. Кроме того, страх является самой сильной эмоцией человека. Исследования подтверждают, что положения, высказанные еще Барухом Бенедиктом Спинозой о том, что сильный аффект побеждает более слабый, действуют в отношении депрессий. Многие люди, страдающие депрессией, подсаживаются на фильмы ужасов не меньше, чем на антидепрессанты. Изрядная доля адреналина, погружение в чужие экстремальные ситуации прогоняют уныние, отчаяние, мысли о суициде. Окунувшись в переживания киногероя, побывав на волосок от смерти, человек, находящийся в подавленном состоянии пересматривает свое положение и окружение, делая утешительный вывод: "А жизнь-то, похоже, налаживается!" Исследования показали, что сильные эмоции и переживания, возникающие во время просмотра этих картин, улучшают аппетит и сексуальные отношения. Недаром многие исследователи считают фильмы ужасов наркотиком и требуют их запрещения.

    Пожалуй, ни один жанр в киноискусстве не имеет такую разветвленную систему поджанров, своеобразных канонов, по которым сочиняются ужастики. В начале был только один термин, характеризующий жанр: триллер, что можно перевести как остросюжетный фильм. Отличие триллера от детектива состоит в том, что действие в детективе раскручивается назад, зритель олицетворяет себя с сыщиком, который раскрывает уже совершившееся преступление, чтобы восстановить правду и наказать преступника. В триллере, наоборот, задуманное преступление должно произойти в конце повествования, и зрителю приходится отождествлять себя либо с жертвой, либо – с преступником. Переживать чувства страха и желание вырваться из рук злодея или – сопереживать носителю зла. Органы правопорядка, по сюжету, выступают третьей силой, нередко слишком неповоротливой, чтобы обезвредить преступника, и слишком бюрократической, чтобы защитить жертву. Просмотр подобных фильмов приводит человека к мысли о его полном одиночестве и незащищенности в этом мире.

    Особым жанром, вышедшем из триллера, является саспенс (подвешивание). Во время просмотра возникает затягивание сюжета перед кульминационным событием. Зачастую развертывание сюжета происходит в реальном времени. Мелькающий на экране циферблат или табло электронных часов погружают зрителя в состояние ожидания катастрофы в последние минуты и секунды перед ней. Саспенс – фильм не сюжета, а состояния. Своеобразный спецэффект, позволяющий зрителю побыть в состоянии напряженного ожидания или замершего ужаса. Трудно говорить о достоинствах фильма, если единственная ценность его определяется глубиной страха, вызываемого им.

    Похоже по своему воздействию на саспенс фильмы катастроф, позволяющие зрителю испытать состояние паники. Бегство от разбушевавшейся стихии, извержения вулкана, пожара, наводнения, спасение с тонущего корабля, дает возможность показывать благородство положительных героев, но зритель выносит из таких фильмов лишь одну мораль: "Спасайся, кто может!" и "Спасение утопающих дело рук самих утопающих!"

    Слэшер. Особый жанр фильмов ужасов слэшер претендует на высокую мораль. Главной интригой является отсчет убитых или пропавших персонажей, чаще всего – подростков, из которых выживает один, самый целомудренный и порядочный. Тут зло выступает в роли некоторой позитивной силы, своеобразного чистильщика, убирающего негодных. Однако, мрачным итогом популярности самого известного слешера "Хэллоуин", явилась череда так называемых "хэллоуинских убийств".

    Хоррор. Мистический ужастик, в котором авторы, пугая "не по-детски", заставляют нас пережить реальное присутствие и активное взаимодействие с нами потусторонних сил. В результате у зрителей оживают детские страхи перед полтергейстами, привидениями и прочей нечистью. Лишившись сна, зрители с перепугу бегут в церковь покупать кресты и запасаться святой водой. Ни один из этих фильмов не предлагает человеку покаяться и поверить в Господа, как своего Спасителя. "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?" (Пс. 26:1)

    Порнохоррор – это жанр садистского ужастика, в котором натуралистично показано, как человеку отрывают конечности или режут бензопилой. Жанр этих фильмов эксплуатирует самые низменные наклонности падшей человеческой натуры, по свидетельству некоторых фанатов этого жанра во время просмотра они олицетворяли себя именно с насильником. И все разговоры о том, что, показывая сцены насилия, можно добиться уменьшения насилия в жизни, пока никем не подтверждены. Да и во время сеанса никто у вас не спрашивает справку, о том, что вы паталогический насильник и маньяк, которому прописали в качестве терапии очередную дозу виртуальной жестокости.

    Особое внимание хотелось бы обратить на фильмы, зарекомендовавшие себя, как мистические или даже религиозные фильмы. Самые знаменитые из них это: "Ребенок Розмари", "Экзорцист" и "Омен". К великому сожалению, подавляющая часть зрителей относит их к христианскому кино. "Ребенок Розмари" – история, про то, как простая милая девушка родила ребенка от дьявола. Ощутив весь ужас заговора сатанистов против нее, и осознав, матерью кого она является, она, тем не менее, движимая материнским чувством любви к своему ребенку, переходит в лагерь сатанистов, став у них своеобразной мадонной. Фильм не оставляет ни единой надежды на торжество добра, и заставляет поверить нас в то, что зло всевластно и всесильно. То, что произошло после этого фильма, оказалось намного страшнее его самого. Дом, в котором проводили съемки, стал местом громкого убийства. Банда сатанистов убила беременную жену режиссера, оставив на ее теле такие же знаки, что и в фильме.

    Фильм "Экзорцист" сводит процесс изгнания нечистой силы к механическому повторению молитв, как своего рода заклинаний, и даже главный герой, священник, в этом фильме ведет себя не как христианин, в начале выступая неверующим, а под конец, совершая самоубийство. Самым вопиющим, с точки зрения христианской веры, является фильм "Омен", где главному герою предлагается расправиться с его ребенком, будущим антихристом, убив его 7-ю специальными стилетам. Воткнуть стилеты нужно по самую рукоятку, на которой изображено распятие так, чтобы вместе эти ножи составили изображение креста. Это убийство должно быть совершено обязательно в здании церкви, а кровью необходимо оросить Божий алтарь.

    Этот псевдорелигиозный суррогат у людей, чувствующих греховность увлечения ужастиками, создает успокоение и видимость приобщения к христианской вере. Получается, как в той пословице: и волки целы и овцы сыты – и адреналина хватанул, и к высокому приобщился. Но, если посмотреть глубоко в самую суть, то, с духовной точки зрения, нет абсолютно никакой разницы между фильмом про ожившую мумию в музее или про рожденного волчицей Дэмиена из фильма "Омен".

    Страх – очень древняя стихия. Именно страх породил множество богов, которым приносились жертвы для преодоления все того же страха. Древние языческие инициации были направлены на приручение этой стихии. И детские "страшилки", и народный фольклор, и готичная жуть – по своей сути является языческим ответом этой стихии. Ответом, который не мыслит победы над этим страхом, а предполагает сосуществование с этой стихией и подчинение ее правилам. Страх способен порождать только грех. И, хотя Господь победил мир и освободил нас от этого страха, мощная киноиндустрия за гигантские прибыли снова и снова возвращают нас в это ветхое состояние.

    В свое время Мел Гибсон задумал снять некоммерческий фильм "Страсти Христовы". Все, что происходило с этим фильмом, иначе, как чудом, не назовешь. В том числе и тот небывалый коммерческий успех: за неделю проката фильм полностью окупился. Тысячи людей приняли Христа и крестились. И это лишний раз показывает, что людям нужно хорошее кино. Нужна та духовная пища, вкусив которую, человек не возжаждет вновь. И, в конечном итоге, человеку нужен один-единственный страх, страх, навсегда побеждающий все другие страхи, страх Божий, начало Премудрости и источник любви.

     

     

    Первоначальный файл с сайта religare.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .