Разработанный германскими медиками новый тест, позволяющий с большой точностью выявлять синдром Дауна у эмбриона, подвергся острой критике со стороны немецкого католического теолога Шокенхоффа. По его словам, тест является методом, который может быть использован с одной единственной целью – абортировать зародыш, несущий синдром Дауна.
Петр Коломейцев, священник, декан факультета психологии РПУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, коррекционный психолог, соучредитель Центра реабилитации детей инвалидов ДЭЦ "Живая Нить", духовник Образовательного Центра Фонд Равных Возможностей для детей-сирот "ВВЕРХ", размышляет о методах пренатальной диагностики и судьбах "особых" детей.
С христианской точки зрения, любая пренатальная диагностика должна быть использована только как средство предупреждающей терапии. Т.е. цель пренатальной диагностики – предупредить родителей о возможной проблеме. Если возможно – начать какую-то дородовую помощь. Даже определение пола, с точки зрения Церкви, не всегда однозначное благо. Если у родителей есть нездоровое желание иметь ребенка только какого-то одного пола, им лучше вообще не получать информацию о том, кто родится, – мальчик или девочка. Потому что в случае получения "не того" результата родителям тоже может быть рекомендован аборт. Или ребенок будет заранее нежеланным. Ведь сегодня наука уже практически доказала, что негативное отношение к еще не рожденному младенцу очень плохо сказывается на его внутриутробном развитии. Существуют страны, где определение пола плода запрещено законом. Например, Индия. Там в семьях стремятся иметь больше сыновей, потому что девочка как будущая невеста, для которой необходимо богатое приданое, обходится родителям очень дорого. Мальчик же, наоборот, приносит в дом богатство. В Китае тоже стремятся к запрету. Там же вообще идет речь только об одном ребенке. И все опять стремятся родить мальчика. Количество девочек ничтожно мало. Китаю вообще предрекают гомосексуальное будущее. Так что родителям в некоторых случаях есть смысл отказаться даже от определения пола младенца, не говоря уже о большем.
Что касается конкретно методик диагностики синдрома Дауна, надо всегда помнить, что они несовершенны. Даже у самых "точных" методов всегда велика погрешность. У меня есть две прихожанки, которым после пренатальной диагностики сказали, что у них родятся дети с генетическими отклонениями. За время своей беременности эти женщины освоили массу литературы и стали просто специалистами, экспертами по воспитанию детей-Даунов. Конечно, будущих мам очень склоняли к прерыванию беременности, но они по понятным причинам отказались. Самое интересное, что у них родились совершенно здоровые дети без всяких отклонений. Если бы эти женщины уступили натиску врачей, мы бы даже никогда не узнали, что диагностика была ошибочна. Несомненно, что в результате такой "выбраковки" всегда гибнет определенный процент здоровых детей.
Каждый ребенок, приходящий в мир, каким бы он ни был, рождается для того, чтобы исполнить какую-то свою миссию. И родители "особого" малыша могут быть счастливы. Разве здесь уместно простое решение проблемы путем убийства маленького человека? Такой путь возвращает нас к самому началу нашей истории, к самому первому закону об инвалидах детства, который был принят царем Ликургом в Спарте в YIIв. до н.э. С этого начинается история отрефлексированных взаимоотношений общества с "особыми" детьми. Спартанский царь Ликург был первым, кто законодательно указал место детей-инвалидов в обществе: их надо уничтожать. После принятия христианства эта агрессия общества в мире переходит в осознание необходимости призрения таких малышей. Академик Н.Н. Малофеев выделяет пять периодов эволюции отношения Российского государства и общества к людям с отклонениями в развитии: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения на I периоде (X-XIII в.в.). Затем произошло осознание возможности обучения слепых и глухих на II периоде (XIII – XIXв.в). Далее общество пришло к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых на III периоде (1801-1930 г.г,). Понимание необходимости обучения всех категорий детей с нарушением развития возникло на IY периоде (1930-1991 г.г.)., Наконец, произошло принятие идеи интеграции инвалидов в общество, защиты их прав. Это случилось уже на современном Vпериоде (последнее десятилетие XX в. – начало XXI в.). "Особых" детей начали обучать (хотя бы частично!) в общей школе. Заметьте, на западе в силу разных причин все эти этапы были на несколько десятилетий раньше.
Такова история дефектологии. Вот какой громадный путь проделало общество в своем развитии отношений к детям-инвалидам! А современная пренатальная диагностика силится снова вернуть нас ко взглядам царя Ликурга! При том, что медицина научилась спасать физически тяжело больных малышей! У нас замечательная детская терапия, уникальная хирургия, прекрасные врачи-неонатологи. Появились возможности выхаживания недоношенных младенцев, рожденных на сроке, начиная с пяти месяцев беременности. И вдруг общество вновь предлагает нам уничтожать инвалидов, как в YII в. до н.э. Чем больше мы делаем шагов навстречу "особым" детям, тем назойливее разработчики пренатальных тестов стремятся "упростить" нашу жизнь. В советское время инвалидов забирали в специнтернаты: мол, родители новых нарожают. Теперь и вовсе предлагают убивать до рождения. Но ведь известно, что социум, который избавляется от инвалидов, превращается в общество моральных уродов. В новейшей истории мы знаем два государства подобного рода: фашистская Германия и Советский Союз. Вспомните, ведь тяжелых инвалидов Великой отечественной войны, чтобы они "глаз не мозолили", интернировали в спецучреждения – на Валаам и еще в ряд мест. Во время первого фестиваля молодежи и студентов инвалидов вообще выслали за 101-ий километр. Они же портили светлую картину счастливой советской страны! Действительно, человеку с ограниченными возможностями нужен уход. Но мы знаем прекрасный исторический пример: человек, который не мог передвигаться, которому фактически нужна была нянька, оказался "нянькой" для всей страны. Конечно, речь идет о Теодоре Рузвельте. Он был трижды избран на президентский пост! Он спас страну от "великой депрессии". Вдумайтесь: от экономического кризиса Америку спас инвалид!
Я уже писал ранее, что само привычное слово "инвалид" (а оно переводится как "неценный") в контексте христианской культуры вообще существовать не должно. Гораздо лучше употреблять термин "инакоодаренный", потому что для нас ценна каждая жизнь, сотворенная Богом. И в акте творения Бог каждому вручает какой-то дар. Сегодня есть разные возможности самореализации для детей с синдромом Дауна. Существует, например, "Театр простодушных", где они замечательно играют. Я наблюдаю таких детей много лет. Поразительно, но они даже не хотят играть роли плохих людей! Они живут на сцене, а не притворяются. Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя – всего того, что категорически не хватает в современном обществе.
Первоначальный файл с сайта religare.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.