Вопрос:
В комментариях на статью о воздержании супругов в период постов было высказано мнение, что эта позиция ригористична. Хотел бы узнать ваше мнение.
Феодор
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В духовных вопросах должна быть полная ясность в
определениях. Недопустимо одно подменять другим и
смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как
воздержания (не только для желудка, но для всего человека)
и пастырскую икономию – снисхождение и соображения
практической пользы при решении вопросов духовной жизни
отдельных членов Церкви.
О том, что период поста – это время супружеского
воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не
уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время,
для упражнения в посте и молитве, а
[потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана
невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5).
Для понимания этого места обратимся к святоотеческому
толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана
Затворника. Его способ толкования отличается важной для
нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему
экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая.
Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы,
которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя
процитированный нами стих, святитель пишет:
«Заповедует воздерживаться во время поста для
усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным
постам, особенно же к говению… Видно, что апостол
хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а
сходились, только уступая крайней
необходимости, которая определяется не
пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а
благоразумием» (Феофан Затворник, святитель.
Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого.
М., 2006. С. 322).
Апостол Павел говорит: «Сие же глаголю по совету,
(а) не по повелению» (1 Кор. 7: 6). Святитель
Григорий Богослов, на которого была ссылка в одном из
комментариев, только повторил эту мысль: «Об одном
только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от
себя чистоту на время, пока продолжаются дни,
установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих, и
то по взаимному условию и согласию (см.: 1 Кор. 7: 5). Ибо
не закон предписываем, но даем совет и хотим взять нечто
из твоего для тебя же и для общей вашей
безопасности» (Григорий
Богослов, святитель. Творения. М., 2007. Т. 1.
С. 469).
В отличие от пищи, супружеское воздержание касается очень
тонкой и хрупкой области отношений двоих, которые часто
(как убеждает опыт) по своему духовному развитию
различаются между собой. Поэтому и нет прямого
канонического предписания (следовательно, и епитимии)
воздержания, но все равно оно является
духовно-нравственной нормой, несоблюдение которой при
отсутствии соответствующей причины является грехом,
который надо исповедать.
Мы должны свято держаться учения Церкви о посте как
необходимом училище, без которого вряд ли мы будем иметь
духовные плоды. «Воздержание состоит не в удалении
от яств, ничего по себе незначащих, следствием которого
бывает осуждаемое апостолом непощадение тела (см.: Кол. 2:
23), но в совершенном отречении от собственных своих
желаний» (святитель Василий Великий). Вся жизнь
христианина должна быть постоянным стремлением к высокому
идеалу, достижение которого невозможно без определенного
подвига. Если мы будем в правилах искать некие возможности
жить вне спасительного подвига, то постепенно сравняемся с
протестантами, которые давно отменили посты и делают все,
чтобы идти навстречу падшему человеческому естеству.
Все сказанное не только не отменяет, но, напротив, требует
пастырской чуткости и снисхождения в каждом конкретном
случае, когда речь идет о посте супругов, если один из них
еще духовно немощен.
На прозвучавшее в одном из комментариев утверждение, что я
благословляю распад семей, мне не трудно ответить фактами.
У нас имеется архив личных писем. За три года и три месяца
нами было послано 11 873 письма. Приходилось отвечать на
вопросы и о супружеском воздержании. Приведу те советы,
которые мною были даны.
«Дорогой Дионисий! Очень сочувствую Вам. Если
супруга Ваша еще не понимает смысла христианской жизни, в
том числе воздержания в пост, то не воздерживайтесь, а
уступайте. Мир в семье необходим. Греха не будет. Самое
главное – явите плоды своего христианства: мир,
радость, долготерпение, любовь и прочее. Будьте
внимательны к жене».
«Дорогая Анастасия! Отношения с мужем во время поста
надо строить мудро и чутко. Если он еще не готов к посту,
то можно уступить, но постепенно вести его к жизни по
святым уставам».
«Дорогой Олег! Сознаю трудность Вашего положения.
Поскольку мир в семье на первом месте, то ради того, чтобы
не напрягать отношения, уступайте жене. При этом не
забывайте укорять себя и каяться».
«Дорогая Елена! Поздравляю Вас с началом
спасительного Великого поста. Пост в еде соблюдайте, но
ради мира в семье (раз муж еще не воцерковился) супругу
надо уступить. Так Вы быстрее его приведете к Церкви. Он
увидит Вашу мудрость и любовь к нему. Неполноту телесного
поста восполняйте духовным постом: воздержание языка,
нераздражительность, неосуждение и т.д.».
Не буду утомлять далее выписками. Из приведенных
извлечений видно, что никакого «ригоризма»
нет. Но подчеркиваю, что это другая тема. К сожалению,
некоторые священники, которые участвовали в обсуждении
проблемы воздержания, подменили один вопрос другим. В
духовной жизни это всегда ведет к серьезным ошибкам.
Первоначальный файл с сайта Православие.Ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 10.11.2012.