Игнатий (Брянчанинов) святитель
Полное собрание творений
Т. 5
Собственно молитвою святые Отцы называют молитву Иисусову, которая произносится так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго. Святой Иоанн Лествичник говорит о безмолвствующих, что "одни из них поют, и большую часть своего времени проводят в этом (пении), а другие претерпевают в молитве": под именем пения здесь надо понимать молитвенное чтение псалмов (тогда еще не было других молитвословий, употребляемых ныне), а под именем молитвы – молитву Иисусову 1. То же значение имеют и следующие слова того же святого: "Ночью большую часть времени отдавай молитве, а меньшую псалмопению" 2. Так объясняют значение слов молитва и псалмопение в творении святого Иоанна Лествичника, Лествице, позднейшие его великие подвижники и наставники монашества, преподобные
__________
1 Слово 27, гл. 33. || 2 Слово 27, гл. 77.
– 92 –
Симеон Новый Богослов
1 и Григорий Синаит
2. Молитва Иисусова разделяется на два вида: на
устную и
умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии: когда устная молитва – внимательна. Сперва должно обучиться устно молитве Иисусовой. Исполняется Иисусова молитва стоя; при изнеможении же сил – сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой. При псалмопении разнообразие мыслей, в которые облечена молитва, невольно привлекает к себе внимание ума и доставляет ему некоторое развлечение. Но при молитве Иисусовой ум сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом. Делание по наружности самое сухое, но на опыте оно оказывается самым многоплодным из всех душевных деланий. Сила и достоинство доставляются ему всесильным, всесвятым именем Господа Иисуса Христа. Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, предвозвестил:
Всяк, иже призовет имя Господне, спасется 3. Слова Пророка повторяет святой апостол Павел
4:
аще исповеси усты твоими, говорит он,
Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися 5. Святой апостол Петр, по исцелении хромого от рождения именем Господа Иисуса Христа, засвидетельствовал пред иудейским Синедрионом нижеследующее:
Князи людстии и старцы Израилевы! аще мы (святые апостолы Петр и Иоанн)
днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о
чесом сей спасеся, разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам 6. Употребление всесвятого Божественного имени
Иисус в
__________
1 В Слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие. Ч. 1. "Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты". || 2 О безмолвии, в 15 главах: гл. 4, О еже како подобает пети. Добротолюбие. Ч. 1. || 3 …всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2. 32). || 4 Рим. 10. 13. || 5 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10. 9). || 6 …начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав. … Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4. 8–10, 12).
– 93 –
молитве и моление о этом имени установлено Самим Господом нашим, Иисусом Христом. В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна
1, которую Господь имел с святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предшествовавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спасительные для рода человеческого. Учение, произнесенное Господом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещания, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной
2. Между прочими залогами и духовными дарами дано и подтверждено позволение и повеление молиться именем Иисуса.
Еже аще что просите от Отца во имя Мое, сказал Господь ученикам Своим,
то сотворю: да прославился Отец в Сыне. И аще чесо просите во Имя мое, Аз сотворю 3.
Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам: доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет 4. Что ж такое, могущее принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован – отвечаем словами Господа – Дух Святой,
Егоже послет Отец во имя Мое 5. Это опытное познание принадлежит святым Отцам,
и есть их предание
6.
__________
1 Ин. 13. 31; 14. 15. 16. || 2 Заимствовано из 10 главы святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. || 3 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14. 13, 14). || 4 Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16. 23, 24). || 5 Ин. 14. 26. || 6 Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов.
– 94 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 5. – М.: Паломник, 2003.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2017.