Игнатий (Брянчанинов) святитель
Полное собрание творений
Т. 5
Приложение
Святитель
ИГНАТИЙ
Брянчанинов
ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА
К Н. Н. МУРАВЬЕВУ-КАРСКОМУ
_______
ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА
К С. И. СНЕССОРЕВОЙ
_______
Иеромонах Марк (Лозинский)
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МИРЯНИНА
И МОНАХА ПО ТВОРЕНИЯМ И
ПИСЬМАМ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА
– 420 –
Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный его труд – "Приношение современному монашеству", исполненный им как духовное завещание инокам. "Чудным призванием и неизреченною милостию" называет он монашество, вставшее на тесный путь спасения. Этим спасительным путем всю жизнь неколебимо шел и сам подвижник Божий святитель Игнатий, до конца своего земного странствования работавший на благо Православия. Для этого надо было с младых лет отказаться от немощной жизни по стихиям мира. Он пишет: "Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омрачения суетою, возводит на небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в Незаходимый свет для вечного блаженства".
При духовном восхождении, а затем и при создании этой книги епископ Игнатий руководствовался учением святых Отцов, среди них – Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирин. А в главе "О Богомыслии" Владыка ссылается на опыт отечественных подвижников благочестия – Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Труд совершен в высшей степени благоговейно, оттого-то и служит он около полутора столетий основным духовным пособием для монашествующих. Наша публикация целиком повторяет подлинный текст епископа Игнатия, подготовленный им самим к изданию; выдержки из Писания сверены по синодальному изданию источников.
– 421 –
Особенности авторского текста, по возможности, соблюдены.
В разделе "Приложение" помещены письма Святителя к видному военачальнику, Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому (1794–1866), и к даровитой духовной писательнице, Софии Ивановне Снессоревой (1816–1904). С настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием генерала Н. Н. Муравьева-Карского связывала давняя дружба, и оживленную переписку они вели многие годы. Самое обстоятельное письмо генералу подвижник Божий Игнатий послал 12 июня 1856 года из Оптиной Пустыни, куда он собирался переместиться на жительство. Оптинский Скит виделся ему самым подходящим местом для вдохновенных литературных занятий. В письме этом сказано: "Тщательное чтение и изучение самых глубоких писаний святых Отцов привело меня в монастырь, поддерживало, питало в нем. В Скиту я нахожу свой род занятий, свой род мыслей; в Скиту я вижу людей, живущих в точном смысле для человечества в духовном, высоком его назначении; вижу людей, с которыми могу делиться мыслями, ощущениями, перед которыми могу изливать мою душу". Архимандрит Игнатий пристально следил за издательской деятельностью монастыря: как раз именно тогда в нем стали выходить в свет замечательные книги, подготовленные к печати Оптинскими монахами под началом всероссийского наставника и молитвенника великого старца Макария: "Ему обязана Оптина Пустыня своим нравственным благосостоянием. Много монахов из других монастырей, много монахинь, множество мирских людей, удрученных скорбями и нуждающихся в наставлении стекается в Оптину Пустыню к отцу Макарию за спасительным советом и словом утешения. Его непринужденность, простота, откровенность совсем противоположны той натянутой и жестокой святости, за которою ухаживают различные графини и княгини". Публикация писем владыки Игнатия к генералу Н. Н. Муравьеву-Карскому осуществлена Ольгой Ивановной Шафрановой, долгое время серьезно изучающей литературное наследие Преосвященного. Ей же принадлежат и комментарии к текстам писем.
Письма Святителя к Софии Ивановне Снессоревой чрезвычайно важны не только для большего понимания характера
– 422 –
взаимоотношений знаменитого подвижника Божия со своими духовными детьми, но и для выяснения меры участия этой незаурядной православной писательницы в процессе издания творений епископа Игнатия – сотрудничество велось на протяжении последних двадцати лет его жизни. Благодаря архивным разысканиям Елены Михайловны Аксененко, сотрудницы Пушкинского Дома (Институт русской литературы, Санкт-Петербург), в научный оборот впервые вводятся сведения о жизни и творчестве Софии Снессоревой, создательницы проникновенной повести "Дарьюшка-странница" и большой книги "Земная жизнь Пресвятой Богородицы". Только из настоящей публикации читатели узнают о том, как тесно велось литературное сотрудничество талантливой и трудолюбивой писательницы со светилом духовного мира – архимандритом, а затем и епископом Игнатием. Немалый интерес представляет и "Автобиографическая записка" С. И. Снессоревой, впервые публикуемая в печати.
"Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова" – богословский трактат иеромонаха Марка (Лозинского; 1939–1973). Труды этого видного богослова, его архивные занятия по выявлению писем Владыки хорошо известны православным историкам. Магистерская диссертация о. Марка, состоящая из восьми солидных машинописных томов, завершена и защищена им в Московской Духовной академии еще в 1967 году, в пору жесточайших гонений на Православную Церковь и безграничного издевательства безбожников над верующими. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятную общую обстановку, о. Марк создал труд замечательный: вплоть до настоящего издания творений святителя Игнатия диссертация иеромонаха Марка оставалась самым обширным собранием писем Владыки, причем как тех, что публиковались ранее, так и тех, что впервые введены им в научный оборот. Принадлежащее его перу богословское рассмотрение творений и писем епископа Игнатия публикуется нами на основе всё той же его диссертации, разумеется, взят во внимание и более поздний печатный текст. Объем цитат в этом тексте приведен в соответствие с назначением публикации. Богословский трактат о. Марка – произведение выдающееся, его истолкования учения святителя Игнатия отличаются
– 423 –
глубиной и внутренним духовным достоинством. Встречающиеся постраничные ссылки предусматривают следующие источники:
1) Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 5 т. – 3-е изд., испр. и дополн, – СПб., 1905 (сокращенно: Соч.);
2) Приложение к работе иеромонаха Марка (Лозинского) "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова". Т. I–III. Полное собрание писем епископа Игнатия Брянчанинова. МДА, 1967 (сокращенно: Прилож.). Даны также ссылки на конкретные номера писем с указанием томов в пределах этого Приложения.
Александр Стрижев
– 424 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 5. – М.: Паломник, 2003.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2017.