Игнатий (Брянчанинов) святитель
Полное собрание творений
Т. 4
Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы 1. Законополагает и провозглашает это Святой Дух устами вдохновенного Пророка.
Возлюбленные братия! Бог выражает Свое всесвятое благоволение жительствовать в нас. Волю великого Бога нашего особенно приличествует возвестить в настоящий праздник, в который мы воспоминаем вшествие Господа во град Иерусалим, в град мира, в град истинного служения Богу: Иерусалим есть образ благочестивой души. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы.
Слово Духа надо разуметь и объяснять духовно, сказал святой Апостол 2. Призовем свыше Божественную благодать и рассмотрим о Господе воззвание к нам Господа: Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы.
Кто – князья, к которым обращается здесь слово Божие? Душою и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнию обладает и располагает ум его. Ум – владыка, царь, священник, князь в малом мире – в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к духу, к уму, – говорит: Возмите врата князи ваша. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего.
__________
1 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. 23. 7). || 2 1 Кор. 2. 14.
– 110 –
Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя Славы в Богозданный град, в человека? Эти врата – грех:
греси ваши, говорит Пророк,
разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас 1.
Врата названы вечными: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя, или, признавая Его устами, отрицаются жизнию. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная.
Что же опять значит в Божием приглашении и повелении выражение возмите? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! оказалось недостаточным для этих врат – для греха – слово "отверзите", нужно было употребить слово "возьмите": нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. "Покаяние во грехе, – сказал некоторый великий Отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем, и уже не повторять его" 2. Только в ту душу, которая с решительностию отвергнет грех, которая удовлетворительно очистит себя покаянием, внидет Царь славы.
Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: возмитеся врата вечная. Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. Возмитеся врата вечная! Когда возмутся врата вечная, – входит в душу Царь славы.
Вожделенным и радостным было для Иерусалима воспоминаемое и празднуемое нами вшествие в него Искупителя, Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Возлюбленные братия! все мы можем сподобиться этого величайшего счастия, если пожелаем его и устремимся к приобретению его от всего сердца нашего. Отвратимся от греха, ради которого отвращается от нас Господь; отвратимся от греха искренним и
__________
1 …беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо [Его] от вас (Ис. 59. 2). || 2 Изречение преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик.
– 111 –
действительным покаянием! Мысли, сердечные чувствования, слова, дела наши да будут выражением заповедей Христовых, которыми преподается точнейшее уклонение от зла и правильное богоугодное творение добра. Таким поведением мы соделаем себя домом, храмом, градом, достойным Христа.
Аще кто любит Мя, сказал Он,
слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим 1. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Аминь.
__________
1 Ин. 14. 23. || 2 …и хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103. 15). || 3 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21. || 4 …хлеб, сшедший с небес, хлеб жизни (Ин. 6. 58, 48). || 5 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 51, 56).
– 112 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 4. – М.: Паломник, 2002.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2017.