Игнатий (Брянчанинов) святитель
Полное собрание творений
Т. 2
А. И. Герцен.
Во Христе сапер Игнатий
Мы никогда не имели большого доверия к архиереям из саперов, нам всегда казалось, что люди, наводящие понтоны на временные реки, – скверные понтифексы А (Текст примечаний буквами см. на с. 444–445), когда идет дело о вечных понтонах, по которым души должны подыматься в райские селения. Вот, например, из саперов архиерей Игнатий 1, бывший архимандрит Сергиевской Лавры и наставитель многих
__________
А Текст примечаний буквами см. на с. 444-445. || 1 Архиерей Игнатий служил не в саперах, а в инженерах и был в действительной службе только полгода. [Здесь и далее примечания святителя Игнатия. – Ред.].
– 432 –
московских Магдалин
2, а ныне Преосвященный владыка Ставрополя, написал возмутительный памфлет
3 по поводу крестьянского вопроса. Цель памфлета состоит в христолюбивом доносе на архимандрита Казанской духовной академии Иоанна
4, поместившего "Слово об освобождении крестьян" (в январской книжке "Православного собеседника")
Б, и в благочестивом рвении доказать, что рабство – установление божественное, святыми отцами Православныя церкви поддерживаемое, благоверными царями упроченное
5.
Ржевуский В в подряснике уподобляет Казанскую академию и преимущественно автора "об освобождении крестьян" "волкам, являющимся в одежде овчей", восстановляющим одно сословие против другого, подкапывающим престол, алтарь и проч. 6 Потом ангельского чина сапер вступает в исторические исследования о происхождении крепостного состояния в России, доказывает, что рабство учреждено Самим Богом, что христианин должен только терпеть и не сметь даже думать об освобождении 7. Здесь полемика сосредоточилась на тексте ап. Павла (Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 20–23), где сказано: "Если ты раб – не смущайся; но если можешь сделаться свободным, тем лучше умей воспользоваться". В славянском Евангелии текст этот, как известно, искажен, сказано: "аще можеши свободен быти тем паче поработи себя". Но в русском переводе, сделанном при Александре І-м Библейским обществом и потом запрещенном, он переведен так, как его восстановила
__________
2 Игнатий никогда не был архимандритом Сергиевой Лавры и наставником московских дам. || 3 Игнатий не писал никакого возмутительного памфлета и никакого доноса по поводу крестьянского вопроса, а написал два циркуляра к Кавказскому духовенству в охранение от возмутительных статей, составленных искандеристами. || 4 Статьи, упоминаемые здесь Искандером, написанные в направлении Искандера, принадлежат не архимандриту Иоанну, а профессору Щапову, который свое направление демократическое высказал на деле и исключен из Казанской духовной академии, даже из духовного звания, взят под арест и содержался в Петербургской крепости. || 5 В воззвании епископа Игнатия ясно и сильно излагается необходимость уничтожения крепостного права, излагается желание, чтоб это совершилось по распоряжению правительства, а не по возгласам искандеристов, которые, прикрываясь крестьянским вопросом, как ширмою, намереваются произвести бунт и революцию. || 6 Игнатий признавал и ныне признает, что искандеризм стремится к уничтожению христианства в Отечестве и к ниспровержению Царского престола. С первых слов отзыва своего к Епископу Искандер, наругавшись имени Христову, определяет свое значение в отношении к христианству. || 7 В воззвании Епископа изложено совершенно противное учение, именно, что рабство есть следствие грехопадения человеков.
– 433 –
теперь Казанская академия, то есть "тем лучше воспользуйся"
Г. К этому придрался во Христе сапер Игнатий и обвиняет академию в том, что она в угоду народу исказила слова Апостола
8. Если б архиерей был мало-мальски добросовестен, то ему стоило только заглянуть если не в греческий и латинский, то во французский или немецкий текст, – а он по крайней мере по-французски-то знает (этим языком он увещевал Магдалин), – там именно сказано так, как сказала академия. Далее архиерей восстает против прогресса, глумится над тем, что академия употребляет слово это и оканчивает апологией рабства, доказывая, что нет счастливее состояния, как крепостное право
9. Мы слышали, что на Алеутских островах и в Камчатке есть закоснелые грешники, не верующие ни в святость рабства, ни в душеспасительство розог, ни в чистоту господских изнасилований, – что бы хоть Ростовцеву
Д похлопотать о переводе туда во Христе сапера Игнатия
10.
__________
8 Гнусная ложь, составляющая душу всего искандерского исступленного отзыва!. || 9 Гнусная ложь и клевета, достойные совести Искандера!. || 10 Наконец, явилось невольное признание Искандера! Ему и его партии надо упрятать Игнатия в Камчатку или на Алеутские острова. Почему? Потому что он, понимая и разоблачая их замыслы, для них очень опасен, может предостеречь тех, которых хотелось бы искандеристам возвести на эшафот.
– 434 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 2. – М.: Паломник, 2001.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 10.01.2017.