Совесть
Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.
Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.
Труднее обольстить совесть, нежели ум.
И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.
Совесть – естественный закон 2.
Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостию для руководства к истинному богопознанию и к богоугодной деятельности.
Учение Христово, запечатленное Святым Крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех 3. Возвращенное нам правильное действие совести поддерживается, возвышается последованием учению Христову.
Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.
Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть – произвольные согрешения.
Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.
Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.
__________
1 6-я песнь 6-го гласа. || 2 Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. || 3 Евр. 10. 22.
– 341 –
Умертвить совесть – невозможно. Она будет сопровождать человека до Страшного Суда Христова: там обличит ослушника своего.
По изъяснению святых Отцов, соперник человека, упоминаемый в Евангелии, – совесть 1.
Точно: она соперник! потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию нашему.
Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.
Говорит Писание: Избавит от злых душу свидетель верен 2. Свидетель верный – непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.
Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей.
Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения – и самые малейшие.
Не делай насилия сопернику – совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя и свяжет. Сетует Пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих самим себе: Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных 3.
Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого-либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния.
Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.
От безделицы, от ничтожных по-видимому согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям.
"Что значит это? велик ли этот грех? что это за грех? это не грех! – так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной Законом Божиим
__________
1 Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. || 2 Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). || 3 Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11).
– 342 –
греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть.
Острие ее притупляется, свет ее тускнеет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия.
Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием, угодным Богу, спокойствием совести, а оно – утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной духовной жизни, усыпление и слепота совести 1.
При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда и более сильные, нежели природа. Греховные навыки называются страстями. Человек не замечает того – а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.
Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха, тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.
Возлюбленнейший брат! со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.
Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому не видимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одною благовидностию твоего поведения к ближним! ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будут поставлены в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.
Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься, – творения Божии, дары Божии человеку.
Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты – образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу.
__________
1 Лествица. Слово 18.
– 343 –
Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор: Не вем вас 1. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.
Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев, Господь признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при Искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей.
Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения – совесть. Аминь.
__________
1 Не знаю вас (Мф. 25. 12). || 2 Алфавитный патерик и "Достопамятные сказания", о Пимене Великом, гл. 43.
– 344 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 1. – М.: Паломник, 2001.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2016.