Учение о плаче преподобного Пимена Великого 1
Брат вопросил авву Пимена о том, какое должно иметь иноку делание. Авва отвечал: "Авраам, когда пришел в Обетованную землю, то купил себе гроб, и с гроба начал вступать во владение Обетованною землею". Брат спросил: "Какое имеет значение гроб!" Авва отвечал: "Это – место плача и рыдания".
Следующее изречение также принадлежит авве Пимену: "Плач – сугуб: делает и хранит".
Брат вопросил авву Пимена: "Что мне делать со страстями моими, возмущающими меня?" Старец сказал ему: "Будем всеусильно плакать пред благостию Божиею, доколе она не сотворит милости с нами".
Брат вопросил авву Пимена: "Что мне делать с грехами моими?" Старец сказал: "Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает от впадения в них. Это путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: "Плачьте! другого пути, кроме плача, нет".
__________
1 Алфавитный патерик, буквы Π и А.
– 174 –
Однажды авва Пимен, проходя чрез Египет, увидел женщину, сидевшую на гробе и плакавшую горько. При этом он сказал: "Если б со всего мира стеклись к ней утешающие, то не отвлекли бы души ее от плача. Так и монах должен постоянно иметь в себе плач".
Однажды преподобный Пимен шел с аввой Анувом в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, терзающуюся и горько плачущую над могилой, они остановились послушать ее. Потом, несколько отошедши, встретили прохожего, и спросил его святой Пимен: "Что случилось с этою женщиною? Она так горько плачет". Прохожий отвечал: "У нее умерли муж, сын и брат". Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: "Говорю тебе: если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжет такого плача, то не может быть монахом. Все житие монаха плач".
Сказал старец: "Плач составляет поучение (душевное делание, душевный подвиг) инока. Если нет плача, то невозможно сохраниться от расстройства и смущения". Я отвечал: "Когда я в келлии, тогда плач пребывает со мною; если же кто придет ко мне или я выйду из келлии, то уже не обретаю его". На это старец сказал: "Это оттого, что плач не усвоился тебе, но как бы дан взаймы". Я просил объяснить мне эти слова. Старец сказал: "Если человек потрудится всеусильно о стяжании плача, то обретает его в служение себе, когда только захочет".
Брат вопросил авву Пимена: "К чему должно быть устремлено внимание безмолвствующего в келлии?" Старец отвечал: "Я подобен человеку, погрязшему в болото по шею, имеющему бремя на шее и вопиющему к Богу: Помилуй меня!" Помилуй меня! Это выражение внедрившегося в душу плача. Плач, когда достигнет развития, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения самою краткою молитвою.
Брат вопросил авву Пимена о монашеском делании. Старец сказал: "Когда Бог посетит нас призывом в вечность, тогда что озаботит нас?" Брат отвечал: "Грехи наши". Старец сказал: "Итак! войдем в келлии наши; уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас". Здесь должно разуметь не поверхностное, холодное воспоминание о грехах и о греховности своей, – воспоминание, соединенное с покаянием, с плачем.
– 175 –
Когда скончался авва Арсений Великий, святой Пимен при вести о кончине Великого, прослезившись, сказал: "Блажен ты, авва Арсений! потому что ты плакал о себе в жизни сей. Не плачущий здесь будет вечно плакать. Невозможно не плакать, или здесь – произвольно, или невольно – там, в муках".
__________
1 Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача <покаянного>, в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе <праведники>; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8).
– 176 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 1. – М.: Паломник, 2001.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2016.