Размышление о вере
Изливаю глаголы сердца моего, тихо волнуемого радостию нетленною и несказанною. Братия! Приникните чистою мыслию в слова мои и насладитесь пиром духовным! Вера во Христа – жизнь. Питающийся верой вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. Господь сказал: Веруяй в Мя имать живот вечный 1. Верою угодники Божии претерпели жестокие искушения: имея в персях богатство и наслаждение живота вечного, они вменяли ни во что жизнь земную с ее прелестями. Верою они принимали скорби и страдания, как дары от Бога, которыми сподобил их Бог подражать и причащаться Своему пребыванию на земле, когда Он благоволил единым из Лиц Своих принять естество наше и совершить наше искупление. Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби так, что во время страданий ощущается только одно наслаждение. Засвидетельствовал это великомученик Евстратий в предсмертной молитве своей, склоняя под меч голову. "Телесные мучения, – говорил он Богу, суть веселия рабом Твоим!" 2 Верою святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу – дары Божии в человеке, долги человека,
__________
1 Ин. 6. 47. || 2 Четьи-Минеи, 13 декабря.
– 163 –
ненужные Богу, необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их.
Услышите, людие Мои, говорит Бог, и возглаголю вам, Исраилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя; Моя бо есть вселенная и исполнение ея 1.
Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь? 2 Всякому, емуже дано будет много, много взыщется от него и емуже предаше множайше, множащие истяжут [просят] от него 3. Божии святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовною сладостию и, вместе, смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, – персти, брению вверил Святаго Духа Своего. О ужас! Нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость; язык изнемогает к поведанию. Верою вступили святые в любовь к врагам: око ума, просвещенное верою, неуклонно смотрит на Бога в Промысле Его, и этому Божественному Промыслу приписывает все внешние наведения. Так Давид, зревший пред собою
Господа выну, чтоб пребывать непоколебимым в мужестве при всех скорбях и попущениях, усиливающихся поколебать и возмутить сердце
4, сказал о Семее, когда Семей проклинал его и кидал в него камнями:
Господь рече ему проклинати Давида. Что вам и мне, сынове Саруины, помыслы гнева и мщения!
оставите его, и да проклинает! оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь: негли призрит Господь на смирение мое 5. Душа приемлет искушения, как врачевания своих недугов, благодарит Врача – Бога, и поет:
Накажи [искуси] мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое 6.
__________
1 Слушай, народ Мой, Я буду говорить: Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя... Моя есть вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49. 7–8, 12). || 2 Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). || 3 От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). || 4 Пс. 15. 8. || 5 Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит... Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). || 6 Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2).
– 164 –
При таком рассматривании искушения люди и прочие орудия искушений остаются в стороне, как орудия. Нет на них злобы, нет вражды! Душа, славословящая Создателя, благодарящая Врача Небесного, в упоении несказанными чувствами начинает благословлять орудия своего врачевания 1. И вот! внезапно возгорается в ней любовь к врагам; человек бывает готов положить душу за врага своего, – видит в этом не жертву, но долг, долг непременный раба неключимого. Отселе небо нам отверсто, – входим в любовь к ближним, ею – в любовь к Богу, бываем в Боге, и Бог бывает в нас. Вот какие сокровища заключает в себе вера – ходатай и податель надежды и любви. Аминь.
1840 года, Сергиева пустынь.
__________
1 Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. || 2 Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого.
– 165 –
Издание:
Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 1. – М.: Паломник, 2001.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.12.2016.