Чадо Тимофей, ты последовал моему учению, моему образу жизни, моим стремлениям, моей вере, великодушию, любви, стойкости 11 в гонениях и страданиях – таких, что постигли меня в Антиохии, Иконии, Листрах. Какие гонения я перенес! И от всех избавил меня Господь. 12 Так и все, кто хочет жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 А злые люди и обманщики, те будут благоденствовать, преуспевая во зле, вводя в заблуждение других и заблуждаясь сами. 14 Ты же пребывай в том, чему научился и в чем удостоверился. Ты ведь знаешь, Кем ты научен, 15 к тому же тебе с детских лет знакомы Cвятые Писания, которые могут тебя наставить в мудрости для спасения верою во Христа Иисуса.
2 Тим. 3, 10-15
Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед притчей из Евангелия от Луки, соответствующей дню? В этой притче противопоставляется самодовольство "праведного" фарисея покаянию грешного мытаря. Фарисеи, как мы знаем, пользовались очень большим успехом и уважением в иудейском народе. Но именно к этим набожным людям и уважаемым учителям народным обращены самые гневные слова Господа Иисуса Христа: "Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие" (Лк. 12, 1); "Горе вам, фарисеям!" (Лк. 11, 42); "Горе вам, вожди слепые!" (Мф. 23, 16). Именно эти превозносимые общественным мнением "праведники" преследовали, гнали и, по сути, привели к крестной смерти Праведника Иисуса. За что? За Его "новое учение со властью" (Мк. 1, 27). Это учение было действительно абсолютно новым: оно радикально отрицало все привычные религиозные представления как иудейства, так и язычества, согласно которым человек своими всякого рода жертвами может заслужить благоволение Божие. Нет, Бог нам ничем не обязан. Он абсолютно свободен, не связан никаким законом, независим от нас, от наших дел и наших жертв. Ему не нужны никакие жертвы, кроме одной-единственной – жертвы сердечной, веры в Него, спасающего Бога, любящего нас и ждущего нашей ответной любви. Таким образом, привычные представления были перевернуты с ног на голову. Не человеческие дела являются причиной любви Божией к человеку, но любовь Божия к человеку-грешнику является причиной его спасения, и вера в эту Евангельскую истину является основанием и движущей силой добрых человеческих дел, жизни по Богу во ХристеИисусе.
Это учение о Боге, Который спасает верующего, было квинтэссенцией проповеди апостола Павла. Этому учению последовал Тимофей. Жизнь апостола Павла во Христе во всех ее проявлениях стала образцом для жизни его любимого ученика. Перечисляя те качества, которые воспринял верный ученик от своего учителя, апостол особое внимание останавливает на стойком перенесении испытаний, которые выпали на его долю. Книга Деяний сообщает, как он был изгнан из Антиохии Писидийской (Деян. 13, 50), как ему под угрозой самосуда пришлось бежать из Иконии (Деян. 14, 5-6), как в Листре его побили камнями и даже посчитали убитым (Деян. 14, 19). Эти города упоминаются по той причине, что юноша Тимофей происходил из тех мест и вполне мог быть очевидцем страданий и мужества апостола. Тем более удивительна смелость Тимофея: он ведь хорошо видел, что может грозить христианину и, не поколебавшись, связал свою жизнь с апостолом Павлом.
Сам апостол не считает свой опыт страданий за веру исключительным, ибо "все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы". Подлинная жизнь по Христу раздражает мир и вызывает противодействие, иногда яростное и жестокое. Так было всегда. Все писания Нового Завета пронизывает эта мысль. Уже в своем самом раннем послании к Фессалоникийцам апостол Павел писал братьям: "Мы <...> предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете" (1 Фесс. 3, 4). Да и как иначе, если Сам Господь говорил о неизбежности гонений на Его последователей? "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15, 18-20). Гонения неизбежны для тех, кто одновременно живет и в мире, и во Христе. Об этом апостол напоминает Тимофею. Однако "блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 10). И апостол с благодарностью исповедует "Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит" (1 Кор. 1, 9-10). Свою благодарность он выражает, вспоминая слова так хорошо нам известного 33-го Псалма: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих... Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Фарисеи имели внешний успех у народа, за ними шли тысячи и тысячи. Но они были слепыми вождями слепых. "А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15, 14). В иной исторической ситуации, уже не в иудействе, а в христианстве, апостол Павел похожими словами говорит о тех церковных лжеучителях, которые, сами пребывая в заблуждении, вводят в заблуждение других. Он называет их "злыми людьми и обманщиками", теми, кто ложь умеeт представлять истиной. Подлинно благочестивые будут страдать в гонениях, а "слепые поводыри" будут благоденствовать, пользуясь тем успехом, какой будет иметь их проповедь лжи. Успех этим людям будет обеспечивать их стремление понравиться миру своим якобы благочестием. Они – "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3, 5). Поэтому мир ответит им своей сомнительной любовью. Но, по словам святого Иоанна Златоуста, "пусть тебя нисколько не смущает, если они благоденствуют, а ты подвергаешься искушениям": их благоденствие на самом деле есть преуспеяние во зле, от плохого к худшему.
Напомнив Тимофею о том, чего тот уже достиг ("ты последовал моему учению и жизни"), апостол призывает его не уклоняться с этого пути и оставаться верным всему тому, чему его учили: "Держись того, чему научился и в чем удостоверился". Непосредственно Тимофей был научен апостолом Павлом. Но источник этого учения, конечно, в Том, Кем был научен сам Павел. Так и в другом месте апостол призывает: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4, 16).
Однако, как мы знаем из Книги Деяний, личность Тимофея сформировалась не только под влиянием учения и авторитета апостола Павла. Его близкие позаботились о том, чтобы он с детских лет изучал Священное Писание. Надо, конечно, помнить, что имеются в виду книги Ветхого Завета, так как Новый Завет еще не был написан. Разумение Cвятых Писаний, по словам апостола, очень ценно, ибо они – боговдохновенный источник религиозной мудрости, которая умудряет и того, кто их изучает. И своей проповедью и наставлениями апостол сообщил Тимофею это разумение, "сняв для него покрывало, лежащее обычно на Ветхом Завете. С этого времени… Писание светило для него иным, лучшим и совершеннейшим светом" (св. Феофан Затворник).
Вдумчивое прочтение священных книг под руководством знающего учителя готовит неверующего человека к принятию веры, а верующего – к углублению его веры во Христа Иисуса. И, если апостол Павел придавал такое значение знанию книгам Ветхого Завета, насколько важнее все это по отношению к бесценным словам Нового Завета!
Нам остается только с сожалением признать, что в наше время окружающий нас мир стал равнодушен не только к чтению этой вершины человеческого духа, просвещенного Духом Божиим, но, кажется, и к чтению вообще. Неудивительно, что в таких условиях даже в христианскую среду возвращаются языческие суеверия и фарисейские настроения – вся та ложь, которая принимает вид благочестия, прикрываясь именем Христа, но далека от силы Его Благой Вести о спасении.
Издание:
Ианнуарий (Ивлиев) архим. Во имя жертвы сердечной (2 Тим. 3, 10-15) // Вода живая. 2007, № 4.
Первоначальный файл с сайта aquaviva.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.11.2015.