9 мая 2011 22:59
Человечество было создано от одной четы Адама и Евы. Получается, что их дети вступали между собой в брак. Известно, что браки между близкими родственниками ведут к наследственным болезням и вырождению. Как это сочетается с библейским рассказом о распространении человечества?
Начнём с того, что по существующему церковному закону браки между кровными родственниками запрещаются по восходящей и нисходящей линиям (например: отец с дочерью; дед с внучкой и т.д.) во всех степенях родства. В линиях бокового кровного родства браки запрещаются до 4-х степеней включительно. То есть в более далёком кровном родстве браки разрешены.
Запрещение браков между близкими родственниками вызвано морально-нравственными причинами, а также тем, что дети, рождённые от таких браков, очень часто страдают различными болезнями и уродствами, вызванными генетическими мутациями.
Мораль Ветхого Завета нельзя переносить на наше новозаветное время. То, что было приемлемо тогда – недопустимо сейчас. В Ветхом Завете не было ещё норм о родственных связях. И для скорейшего распространения человечества в потомстве Адама и Евы заключались супружеские союзы в более близких степенях родства, чем это разрешено в наше время. Так как население тогда увеличивалось очень быстро, и продолжительность жизни тогда была очень велика, браки между близкими родственниками как вынужденная мера нужны были только в первом, втором поколении.
Генетические болезни появились позже, не сразу. Болезни вошли в мир через грех и по мере умножения греха, беззакония умножались и болезни. Это хорошо видно даже по продолжительности жизни ветхозаветных праотцев. Адам жил 930 лет, и умер, сын Ноя Сим прожил 600 лет, а его дети жили уже гораздо меньше.
Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько, и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ибо и даже Ева не сотворена, как самостоятельно существо, но взята от мужа своего. Апостол Павел говорит: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли…» (Деян. 17:26). И поэтому мы все являемся родственниками.
Это доказывает и современная наука.
Генетики Аризонского университета в США и Кембриджского университета в Великобритании на основании многолетних исследований и экспериментов в 1995 году сделали совместное заявление о том, что все люди планеты имеют одного общего прародителя мужчину и одного общего предка – женщину.
Был расшифрован генокод человека, и выяснилось, что на 99,9% он одинаков у всех людей и только оставшиеся 0,1% отвечает за разнообразие и различия между ныне живущими людьми.
Всё это полностью согласуется с библейским повествованием о возникновении и распространении человеческого рода. Вначале была создана одна семья и после Всемирного потопа люди расселились по разным континентам, образовав народы и расы. И напротив, открытие единого генокода развенчивает построения эволюционистов, которые утверждают, что эволюция человека произошла в разных местах земного шара, и возникшие эволюционным путём народы никак не связаны между собой. В таком случае у них никак не мог возникнуть единый для всех людей генетический код.
Как вывести мужа на серьёзный разговор о наших семейных проблемах, если он не хочет разговаривать о серьёзных вопросах, и вообще, что бы я не говорила, его мнение всегда отличается от моего.
Мы живём в браке уже 15 лет и забыли когда обсуждали что-либо нормально, всё время такое противостояние.
К сожалению, Ваша ситуация весьма типична. В очень многих семьях муж и жена находятся в постоянном противостоянии. Например, как только жена говорит слово, муж тут же отвечает «Нет!». Даже порой не выслушав, о чём идёт речь. Чаще всего протест мужа бывает вызван чрезмерным давлением на него. Он протестует как маленький ребёнок, стремясь уйти от излишней опеки и требований жены. То, что происходит в Вашей семье сейчас, возникло не в одночасье, наверное в начале семейной жизни ситуация была иной. И конечно, пока Вы не установите с мужем контакт, не вернёте тёплые, дружеские отношения, никакого серьёзного разговора о семейных проблемах не получится. Сейчас Вы, видимо, обижены на мужа из-за того, что он не хочет с Вами общаться, постоянно спорит и приперается. Но Вы сами представьте, приятно ли кому-либо общаться с человеком, находящимся в состоянии обиды, постоянной претензии? Конечно, нет. Общение с таким индивидуумом хочется свести к минимуму, а если он что-то ещё и требует, никакого желания выполнять его требования не возникает, и вообще хочется убежать от него на край света.
Наш ближний только тогда пойдёт к нам на встречу, когда мы преодолеем обиду и будем оказывать ему искреннее расположение. Какой бы запущенной не была наша ситуация, как бы глубока не была обида, ожидать хорошего отношения к себе, можно только тогда, когда мы сами с открытой душой, по-доброму относимся к человеку. Есть такая пословица: «На обиженных воду возят». Думаю, что здесь также говорится о том, что если человек обижен, рассержен, никто не хочет ему помочь, и он в одиночку вынужден нести свою жизненную ношу.
Когда жена хорошо выполняет свои обязанности по отношению к семье и мужу, когда она послушна ему, проявляет свою любовь, с пониманием относится к его нуждам, только тогда она может ждать хорошего отношения к себе и внимания к её просьбам со стороны супруга.
Изменить образ мыслей кого-либо мы не в состоянии. Мы можем только повлиять на другого человека своей любовью и расположением. Чего ждёт от жены любой муж? Почитания, ласки, сочувствия. Лёд между вами можно растопить только любовью и когда муж почувствует, что в Вас произошли благие изменения, тогда он будет открыт и к серьёзному разговору о ваших семейных проблемах.
Помоги Вам Господи!
Жена ждёт третьего ребёнка, сидит дома, говорит, что ей скучно, не хватает общения. Я много работаю и ещё пишу диссертацию, свободного времени остаётся мало.
Да, недостаток общения из-за отсутствия свободного времени или потери близости, очень распространённая проблема семейных пар. Но всё же, как бы Вы не были заняты, необходимо помнить, что недостаток общения может привести к серьёзным проблемам в семье.
Специалисты по вопросам семьи и брака называют две самые главные причины разводов. И эти причины, как правило, взаимосвязаны. Это отсутствие общения и супружеские измены. Поэтому, если Вы хотите прийти к согласию со своей супругой и укрепить Ваш супружеский союз, нужно находить время для разговоров и обсуждения различных тем. Женщины нуждаются в общении больше чем мужчины и в этом мы должны идти им навстречу. Тем более у Вашей супруги весьма непростой период. Она нянчит двоих детей, проводит с ними всё время и ещё ждёт третьего. А во время беременности женщина особенно нуждается в поддержке мужчины. Её могут одолевать страхи и беспокойство, у неё может развиться депрессия. Не говоря уже о том, что беременность сама по себе является очень большим испытанием для её физических и душевных сил. Недаром беременная женщина по-славянски называется «непраздная». То есть, даже когда она отдыхает или спит, она всё равно выполняет ответственную работу – вынашивает младенца. Так что её труд сейчас потяжелее Вашего, и она нуждается в помощи.
Некоторым мужьям кажется, что женщины ждут от них только романтического общения, знаков внимания. Таких как интересное путешествие или ужин в ресторане. На самом деле душевную близость можно восстановить и, не вырываясь из привычной обстановки. Даже просто ужиная вместе, можно получать большое удовольствие; обсуждать события дня, советоваться друг с другом. Разговаривать можно, отправляясь за покупками или моя посуду. Можно установить хорошие семейные традиции, объединяющие супругов. К примеру, почитать перед сном друг другу вслух интересную книгу. Так что даже бытовое общение может служить к объединению супругов. Уложив детей, оставшись наедине и ведя неторопливую беседу, муж и жена как бы возвращаются в то время, когда они ещё были молодожёнами и много времени проводили вместе. Конечно это своего рода труд. Гораздо легче уткнуться в компьютер, телевизор или газету и просидеть так до самого сна. Легче, но не лучше. Уделяя время для общения с женой, Вы скоро почувствуете, что сами получаете от этого большое удовольствие, и Ваши отношения с супругой улучшаются.
В Священном Писании сказано: «не муж для жены, а жена для мужа». Как это понимать?
Да, есть такие слова у апостола Павла: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1Кор. 11: 8, 9). Но каждый раз, обращаясь к священным текстам (да, впрочем, и к любым другим, но к священным особенно) мы должны рассматривать цитату в контексте, внимательно читая то, что написано до и после этого отрывка. Также для лучшего разумения Священного Писания использовать толкования святых отцов. В данном тексте апостол говорит о том, что Адам был создан Богом первым, а не Ева, так как для творения её Господь не использовал отдельный творческий акт, но взял её от мужа. Здесь также говорится об иерархии семьи, о необходимости подчинения жены мужу, как своему главе. В стихе седьмом этой главы послания сказано, что муж «есть слава Божия; а жена есть слава мужа». Богоустановленная иерархия такова: Христос – глава мужу, а муж – глава жены. Муж, если ведет себя достойно, прославляет Бога, а жена своим благочестивым и благонравным поведением составляет славу и честь своему супругу. Таким образом, апостол нисколько не принижает значение жены, тем более что далее пишет: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1Кор. 11:11, 12).
Муж и жена составляют неразрывное целое и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Премудрость Божия создала супружеский союз для любви и спасения, как мужа, так и жены. Когда Господь привёл к Адаму его жену, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа (своего)» (Быт. 2:23).
Супруги неразрывны как одно тело и находясь в супружеском союзе, они не могут спасаться по одиночке, друг без друга, поэтому апостол Павел и говорит: «ни муж без жены, ни жена без мужа…». Господь никогда бы не сотворил Еву, если бы не знал, что она нужна Адаму, что он не сможет без неё.
Для Бога все равны и мужчины, и женщины. То есть, конечно, не одинаковы, а имеют равное достоинство: «…нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Вы много говорили о том, что женщина должна помогать мужчине в его творческом росте, вдохновлять его на свершения, интересоваться его работой. А должен ли муж поддерживать жену в её начинаниях, помогать ей реализовывать себя в творчестве, любимом деле, например, в работе писателя?
Безусловно, если женщина помимо своих семейных обязанностей имеет работу, дело или просто какое-то хобби, муж должен с уважением и пониманием относиться к этому. Ему нужно помочь ей в этом, то есть постараться создать условия, необходимые для её деятельности, проявлять интерес к её любимому делу. От этого могут выиграть оба супруга. Жена сможет самореализоваться и получит возможность немного отключиться, отдохнуть от дел домашних, а мужу гораздо интереснее и приятнее будет общаться с женщиной успешной, развитой в различных областях.
Потенциал и энергия женщины весьма велики. Одна моя знакомая многодетная мать сначала заочно окончила пединститут, а теперь заканчивает медицинское училище. При этом очень неплохо справляется и со своими домашними обязанностями. Конечно не без помощи мужа и родных. Другая известная мне женщина, мать четверых детей преподаёт в школе Основы православной культуры и параллельно учится на педагогическом факультете богословского института. И таких примеров очень много. И, слава Богу, когда муж или родственники могут помочь женщине в её начинаниях.
Но здесь есть один момент. Творческий рост, самореализация женщины ни в коем случае не должны совершаться в ущерб её основному служению, данному ей от Бога – быть любящей и заботливой супругой и матерью. Жена только тогда может писать книги, учиться в институтах и защищать диссертации, когда дома у неё полный порядок: дети накормлены, напоены, воспитаны и муж доволен ей как супругой.
То есть на первом месте всегда должны стоять семья и дом, а все остальные дела уже на втором.
В Евангелии сказано: что кто разведётся с женой и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Как эти слова можно соотнести с нашим временем?
Эти слова Господа Иисуса Христа сказаны о том, что христианский брак должен заключаться один раз и на всю жизнь. Всякий разводящийся со своим супругом «не за прелюбодеяние» (Мф. 19:9), как сказано в этом же месте Евангелия, совершает большой грех и будет нести последствия этого греха. Если человек овдовел или развёлся со своей супругой или супругом по вине их супружеской измены, то греха в повторном браке нет. Когда в основе такого великого дела как создание семьи лежит грех, ошибка, это обязательно скажется на последующей семейной жизни.
Одни знакомые мне молодые люди стали встречаться друг с другом, уже имея семьи и детей. И он был на тот момент женат, и она замужем. Потом они оформили разводы со своими супругами, зарегистрировали брак и повенчались. То есть получается, чтобы вступить в новый брак, они разрушили сразу два супружеских союза. Через несколько лет начались ссоры, скандалы и эти люди сейчас стоят на грани развода. Разрушив свои прошлые семьи, лишив своих детей полноценного родительского общения, они, конечно, не смогли найти счастье в новом браке.
Законы духовной жизни существуют объективно независимо от того, верят в них люди или нет, и эти законы изложены в Священном Писании. Конечно сейчас, когда распадаются более двух третей заключаемых браков, когда люди из-за 70-летнего атеистического плена были оторваны от веры, от христианских семейных традиций, Церковь проявляет снисхождение к людям, не сохранившим свой супружеский союз и желающим вступить в повторный брак, и венчает такие браки. Это называется церковной экономией.
Но молодым людям, прошедшим через развод и вступившим в новый брак, нужно обязательно покаяться в грехе развода, и быть особенно внимательными к своей семейной жизни, помнить, что им будет гораздо труднее строить и сохранять свою семью, чем людям, впервые вступающим в брак.
Человек разведённый, собирающийся вступить в новый брак, должен обязательно обсудить этот вопрос со священником.
А как же тогда таинство покаяния, ведь оно очищает нас от грехов полностью?
Да исповедь, покаяние делает грех «яко не бывший», но последствия греха остаются. Конечно, Господь прощает нас и лечит наши душевные раны, если мы искренне каемся в своих грехах, но разрушительное действие иных грехов, человек может ощущать ещё очень долго, иногда всю жизнь. Происходит это по двум причинам. Во-первых, грех – это духовная болезнь ,только повреждает, поражает он не тело, а душу. Если болезнь тяжёлая или хроническая, даже после выздоровления, как правило, остаются остаточные явления и последствия заболевания. Боли, шрамы, рубцы и т.д. Врачи после автокатастрофы иногда буквально по частям собирают человека. Он выздоравливает, слава Богу, не остаётся на всю жизнь инвалидом, но бегать и прыгать, как до аварии он уже не может. Его переломы и ранения дают о себе знать, ноют и болят в сырую, пасмурную погоду. На теле остаются швы и рубцы. И чем тяжелее болезнь, тем более тяжёлые они имеют последствия.
Также и духовные заболевания, грехи оставляют на нашей душе шрамы, даже если они исповеданы.
Вторая причина, по которой мы несём последствия наших грехов в том, что у людей, вследствие их общей греховной повреждённости, очень короткая память. Мы порой мгновенно забываем про те грехи и проступки, что совершили совсем недавно и можем снова и снова наступать на те же самые грабли. И вот, чтобы люди хоть немного сохраняли память о своих грехах и делали правильные выводы из своих ошибок, Господь попускает страдания за грехи. И это есть великое благо. Ведь лучше потерпеть скорби в этой земной жизни, чем мучиться в вечной.
То, как грех разрушает духовную природу и мир вокруг грешника, позволяет понять такой пример. Допустим, какой-то человек убил другого, пусть даже не нарочно, по неосторожности. Он может покаяться в грехе убийства и получить прощение, но воскресить убитого он не может. Даже если он всю жизнь будет оказывать помощь его семье, он не вернёт этим людям родного, близкого человека. В житиях святых мы видим примеры покаяния людей, бывших ужасными грешниками: убийцами, разбойниками, блудницами. Эти люди каялись и даже становились святыми. Но в своей жизни они несли последствия своих грехов. Бывший убийца может стать святым, но он уже не вернёт жизнь убитым им людям. Ему с этим жить. Блудница может стать преподобной, но она уже никогда не станет девственницей.
Я потеряла близкого человека, жениха полтора года назад. Хотела уйти в монастырь. Но потом поняла, что из-за горя в монахи не уходят. Любовь не умирает, что делать, могу ли я выйти замуж? Родственники меня жалеют и постоянно пытаются знакомить с молодыми людьми.
Даже вдова, потерявшая мужа может снова выйти замуж, говорит апостол Павел: «если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим. 7: 3).
Тем более в Вашем случае, когда любимый Вами человек не успел стать Вашим супругом. Конечно потеря близкого – большая скорбь. Но Бог и время лечат боль разлуки. Конечно, любовь не умирает, но со смертью человека она приобретает другие формы. Мы молимся за усопшего и этим приносим большое утешение и ему и нашей собственной душе.
А насчёт монастыря Вы правы, принимать монашеский постриг нужно, не спасаясь от горя, не из-за несчастной любви, а желая всецело посвятить себя служению Богу, из любви к Нему.
Нельзя погружаться в уныние, ставить на себе крест и жить в прошлом. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», – говорил Гераклит Эфесский. Впереди ещё много хорошего, Господь даёт нам жизнь и возможность быть счастливыми. И быть может в Вашей жизни ещё будут семейное счастье и радости замужества.
Как растить ребёнка разведённой женщине без отца, чтобы он, когда вырастет, не наделал ошибок матери? Возможно ли это?
«Всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), – говорит Христос, и с Богом всё возможно. Тем более без Бога, без веры воспитать детей нравственными, порядочными людьми в наше время просто не реально. Наш век – время всеобщего растления, греха и вседозволенности. И только воспитывая ребёнка по заповедям Божиим с верой в Господа, можно надеяться, что он, когда столкнётся с грехом, сможет сделать правильный выбор – «уклониться от зла и сотворить благо». Но, конечно, в неполной семье растить детей очень непросто, здесь особенно нужна крепкая вера матери и материнская молитва. Примеров, когда мать смогла одна, без мужа воспитать детей в вере и благочестии, немного, но они есть. Мне вспоминается одна моя знакомая, ныне покойная, её муж очень рано умер и она одна подняла и воспитала троих детей. Все они выросли людьми верующими, пошли по церковной линии, а один даже стал священником. Получилось у неё это только потому, что она главной своей задачей ставила духовное воспитание своих чад, то есть «единое на потребу», а всё остальное – материальный достаток, образование приходили сами собой.
Когда женщина в силу разных причин воспитывает без отца мальчика, очень важно, чтобы ребёнок имел перед собой хороший, правильный мужской пример. Ведь мальчики подражают мужчинам, которые производят на них впечатление, имеют влияние. Это очень немаловажно для становления мальчика как будущего мужчины. Таким примером может стать крестный, дядя, дедушка или какой-нибудь другой родственник. Пример мужского поведения ребёнок может получить и в лице руководителя кружка или спортивной секции. Важно чтобы ребёнка мужского пола воспитывали не одни только женщины, но он также почаще общался с мужчинами.
Супруги живут в невенчанном браке, сейчас у них сложный период, отношения не складываются, часто ссорятся. Они хотят повенчаться, чтобы получить помощь Божию и благословение на свой союз. Можно ли им венчаться в тяжёлой семейной ситуации, и что больший грех развестись людям невенчанным или венчанным?
Супруги в венчании действительно могут получить благодать Божию и благословение на семейную жизнь. Только мотивы должны быть совершенно другими. Венчаются не для того, чтобы удержать брак от развода и разрешить тяжёлую конфликтную ситуацию. Приступают к таинству венчания, чтобы создать домашнюю Церковь, где муж образ священника (и конечно Самого Христа), а жена – образ диакона, а дети – народ Божий – прихожане этой церкви. А все вместе они составляют тело Христово, которое и есть Церковь. Вся семья молится друг за друга и старается проводить жизнь благочестивую, тогда Господь посылает свою помощь и благословение.
Венчание – не есть некий волшебный обряд, связывающий навечно супругов и помогающий им, независимо от того как они будут себя вести. Та благодать, что преподается нам в этом таинстве, может быть дана нам только в ту меру, в которую мы сами сможем её принять, по нашей вере и дальнейшей жизни в браке.
Конечно, брак православных людей должен быть венчанным. Но если человек не хочет меняться, таинство ему не поможет. Очень хорошо, если супруги, готовясь к венчанию, будут стараться жить мирно, молиться, вместе ходить в храм и причащаться. Тогда они подготовятся к таинству и приступят к нему с верой и осознанием значения венчания. Как в древности люди, готовясь принять Крещение, проходили специальную подготовку – оглашение. Они молились, ходили в храм и изучали основы православной веры.
Судя по всему Ваши знакомые, собирающиеся венчаться, люди малоцерковные (иначе бы они повенчались при вступлении в брак) и пусть подготовка к венчанию послужит для них началом воцерковления. Первыми шагами в Церкви Православной. Начинается воцерковление с таинств исповеди и причастия. Тем более что по благочестивой традиции жених и невеста причащаются в день венчания или накануне этого дня.
Теперь о том, что является большим грехом: развод венчанного брака или невенчанного. Развод в любом случае является очень большим грехом, потому что невенчанный брак Церковью признаётся законным супружеским союзом. Венчание совершается не для того, чтобы наложить на супругов какие-то дополнительные путы и узы, нет. Каждый имеет свободную волю, но венчаемся мы, чтобы получить благословение и помощь Божию, помогающую нам в браке
Понятие грех имеет значение только для верующего человека, живущего по церковным законам. А брак верующего должен быть освящён Церковью. Поэтому супруги, считающие себя верующими, но избегающие венчания, потому что боятся не сохранить венчанный брак, уже грешат. Для таких людей нет разницы – распадётся венчанный брак или невенчанный, в любом случае они совершают грех, не сохранив свою семью.
Мой муж не воцерковлён, хотя и не препятствует мне молиться и воспитывать детей в вере. Но у него возникает ревность, когда мы с детьми ходим в храм по воскресеньям, хотя в церкви мы находимся только до 12 часов. Ему кажется, что я уделяю ему мало времени в его выходной. Что делать?
Конечно, если муж пока не является церковным человеком, нужно войти в его положение. Благодарите Бога и его тоже, что он не препятствует Вам в молитве и воспитании детей. Понять его можно. Для большинства работающих людей суббота и воскресение это дни, когда они могут отдохнуть и побыть с семьёй. Поэтому тут нужно соблюсти меру, не переусердствовать в церковной жизни в ущерб семейному миру. Если муж пока не готов к тому, чтобы Вы посещали храм каждое воскресение, можно ради мира в семье иногда оставаться дома и уделять время ему. Очень хорошо после того, как Вы с детьми придёте из церкви и пообедаете, предпринять какой-нибудь совместный поход всей семьёй, то есть исполнив свой долг в церкви, потом отдать должное и супругу, утешив и его. И конечно отправляясь с детьми в храм, нужно не забывать про свои домашние обязанности: готовку, стирку и уборку. Ведь супруг должен видеть, что Вы ходите в церковь не в ущерб домашним делам.
Однако до мужа важно в спокойной беседе донести мысль, что посещение службы очень важно для Вас, это часть Вашей жизни, как православной христианки и то, что Вы любите Бога вовсе не значит, что Вы стали меньше любить супруга.
Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Нет, каждый человек отвечает за свои собственные грехи. Библия подробно рассматривает этот вопрос. Восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля почти полностью посвящена этой теме. Пророк говорит, что если у нечестивого отца родится сын, «который видя все грехи отца, и не делает подобного им», … «сей не умрет за беззакония отца своего, он будет жив» (Иез. 18: 14-18). И далее: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иез. 18: 19-20). При этом слова эти пророк говорит не от себя, он передаёт открытое ему Самим Богом.
У пророка Иеремии встречаем похожую мысль: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»; «Но каждый будет умирать за свое беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 29, 30).
Неправильные выводы об ответственности детей за грехи родителей, некоторые люди делают исходя из 5-й главы книги Второзаконие. Там говорится о недопустимости служения идолам: «Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов, наказывающей детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5: 9). Толковая Библия Лопухина так объясняет это место: Бог наказывает не безвинных «а тех детей, собственные преступления которых («ненавидящих Меня») коренятся в виновности их отцов». То есть, эти дети продолжают греховное дело своих родителей и тем самым участвуют в их делах. И тут же Господь обещает благословение детям проводящим жизнь благочестивую: «и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Моя» (Втор. 5: 10). Всё в руках самого человека, если он не подражает нечестивым родителям, а ведёт жизнь праведную, то получает благословение, а не наказание.
Бог не посылает наказание детям за родительские беззакония и грехи, но Он может вразумлять самих родителей через скорби, которые случаются с их детьми. Но это не наказание детям, это средство для воспитания самих родителей, для того чтобы была спасена вся семья. Например, отец пьёт, ведёт разгульный образ жизни. Но вот тяжело заболевает его любимый сын. И он бросает пить и обращается с горячей молитвой к Богу об исцелении ребёнка. Такие примеры, слава Богу, есть.
Первоначальный файл с авторского сайта Павла Гумерова.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 20.11.2011.