Гумеров Павел свящ.
«ГРАЖДАНСКИЙ БРАК»
Сразу же оговорюсь, что речь идет не о браке,
зарегистрированном в загсе (который признается Церковью
как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без
регистрации и венчания, именуемом почему-то
"гражданским браком". Поэтому я беру это
выражение в кавычки и далее для удобства буду называть
это явление так. Такое словосочетание получило очень
широкое распространение. Новомодные психологи
рекомендуют пожить в таком "браке",
кинозвезды и другие публичные люди не стесняются
рассказывать на страницах журналов о своих свободных,
"без штампа" отношениях. Почему людей
привлекает жизнь в таком "браке"? Ответ
очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а
ответственности никакой. "Гражданский брак"
иногда называют пробным, то есть молодые люди хотят
проверить свои чувства и пожить как муж и жена
"понарошку", а потом зарегистрироваться.
Хотя иногда о регистрации речь вообще не идет. Муж и
жена — самые близкие друг другу люди, даже ближе,
чем дети родителям. Спрашивается, а можно ли быть
пробным отцом или матерью? То есть родить ребенка, а
если не понравится, отдать в детский дом? Мало кто
будет спорить, что это безнравственно.
Если любишь, то на 100%. Нельзя любить наполовину,
особенно супруга или супругу. Это не любовь, а недоверие,
неуверенность в любви, именно она и лежит в основе
"гражданского брака". Известен пример, что в
подобном союзе живут как бы с открытой дверью, так что
всегда можно сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь,
то жить в нем холодно, неуютно и опасно.
Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и сказала, что
живет с парнем без штампа. И начала говорить про
свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: "Да
вы же просто не уверены, любите ли его". Она
подумала и ответила: "Да, вы правы, я до конца не
знаю, смогу ли с ним прожить жизнь". Но если вы не
уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не
называйте это браком, не требуйте всего и сразу. То есть
самого главного в этом "браке" нет —
настоящей любви и доверия друг к другу.
В Интернете есть сайт "Пережить.ru». Он
оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком.
Автор этого сайта пишет про людей, которые уже несколько
лет живут в "гражданском браке": "В
шестнадцать — двадцать лет они начали жить так
называемым гражданским браком, и это длится три-четыре, а
чаще — пять лет. Потом вдруг приходит понимание, что
нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается
подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они
расстаются навсегда.
Некоторые даже успевают пожениться, но брак практически
сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы
недооцениваем воспитательной роли “гражданского
брака”, а ведь его неспроста так пропагандируют
психологи столь не любимого мною “глянца”.
Такая форма совместной жизни — вовсе не подготовка к
браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных
наслаждений.
Поэтому люди в “гражданском браке” и живут
довольно мирно, потому что бесы их не искушают —
зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после
нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться и
вдруг осознают, насколько резко придется изменить свою
жизнь, возложить на себя какие-то обязательства, —
это приводит к тяжелым последствиям. Школа
безответственных наслаждений не может подготовить к
поступлению в академию ответственности и любви".
Любовь — это не вздохи на скамейке, как сказал поэт,
а взаимная ответственность. Ее-то как раз (особенно у
мужчин) в "гражданском браке" нет. В одном
(кстати, совершенно светском) журнале прочел: "Для
женщины “гражданский брак” — иллюзия
семьи, а для мужчины — иллюзия свободы".
Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще всего
хотят узаконить отношения. И понятно почему. Каждая
женщина — потенциальная мать и не хочет, чтобы
ребенок рос без отца и материальной поддержки. Опять же на
алименты, наследство, квартиру рассчитывать трудно.
Интересно, что женщина, как правило, называет своего
сожителя мужем, а мужчина свою "гражданскую
жену" любовницей, сожительницей, подругой. И лишь
некоторые — женой. Мужики понимают, что ничего не
теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого
"мужа" тоже дело весьма трудное.
Людям хочется иметь семью, домашний очаг, любить друг
друга, но культ распущенности, наслаждений и
безответственности засосал многих. Люди пытаются найти
счастье в "гражданском браке" и не находят. Это
лишь способ уйти от реальности, забыться и забыть то, что
настоящее счастье возможно лишь когда супруги полностью
верят друг другу, любят и отвечают друг за друга перед
Богом и всеми людьми.
Упомяну про духовную сторону этого вопроса. Люди, которые
пребывают в сожительстве, ставят себя вне нормальной
церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди очень
редко кто не осознаёт, что это большой грех (как правило,
все в этом каются). Существует мнение: если лиц,
находящихся в "гражданском браке", не допускать
до причастия, то это их оттолкнет от Церкви и они вообще
никогда не придут к Богу. Думаю, что это сущая ерунда.
Задача священника не привлекать любой ценой в храм, а
указывать путь ко спасению, иногда направляя и вразумляя.
Я, например, придерживаюсь строгого правила не допускать
живущих в "гражданском браке" до причастия. И
не припомню (хотя, может быть, и было такое), чтобы люди
потом покидали Церковь. После я их неоднократно видел в
храме, а некоторые даже заключали законный брак, но об
этом потом. Все зависит от того, как поговорить с людьми.
Обычно я вежливо говорю, почему причащаться пока рано.
Сначала нужно разобраться в своих отношениях и либо
зарегистрировать брак, либо не жить вместе. (Это не
значит, что люди должны полностью порвать все отношения.
Они лишь не должны жить плотской жизнью, ведь не все к
этому сводится. Может быть, они одумаются и поженятся.)
Но до этого приступать к причастию нельзя. Это все равно
что приходит причащаться человек, который два дня назад
впал в блуд и говорит, что и завтра сделает то же самое.
Запрещение причастия — это не отлучение от Церкви,
анафема; это — епитимья. Ясно, что человек немощен,
ему нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в
храм, молиться, исповедаться, но приступать к чаше в
состоянии перманентного греха нельзя, это поругание
Таинства. Нельзя говорить человеку, что черное —
белое, а его грех — норма. Если Церковь ему не
скажет правду, то кто? Сознание того, что
"гражданский брак" ставит его вне
евхаристического общения, вне чаши, может сильно повлиять
на его жизнь. Ко мне пришла как-то раз женщина. Она хотела
причаститься, но сказала, что много лет живет в
"гражданском браке". Я принял ее исповедь,
побеседовал, но сказал, что с причастием придется
повременить. Она все поняла, уговорила своего мужчину
зарегистрироваться и была потом очень благодарна. Случай
этот, слава Богу, не единственный.
Издание:
Гумеров Павел свящ. «Гражданский брак» // Его же. Малая Церковь. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
Первоначальный файл с сайта Православие.Ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.08.2012.
|