Алексей Иванович Георгиевский († 4 декабря 1984 года) – заслуженный профессор Московской Духовной академии, всю свою трудовую жизнь – свыше пятидесяти лет – посвятивший научно-педагогической деятельности.
А. И. Георгиевский родился 14(27) января 1904 года в семье священнослужителя Ильинской церкви, что в селе Черкизове под Москвой. Окончив Перервинское Духовное училище и единую трудовую школу в Москве, в 1922 году он поступил в Государственный Институт слова. Окончив институт, был утвержден кандидатом словесных наук и преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях Москвы.
В 1943 году, когда Московский Патриархат начал работу по возрождению Духовных школ, А. И. Георгиевский был одним из первых, кто вошел в состав Комиссии по подготовке к открытию Московских Духовных школ. В 1944 году был назначен доцентом кафедры литургики и ученым секретарем Богословского института, реорганизованного в 1946 году в Московскую Духовную академию. Член Совета и Правления института, а затем академии со дня их организации.
В 1958 году Совет МДА удостоил А. И. Георгиевского звания профессора, а в 1974 году за большие заслуги перед Духовными школами и в связи с 70-летием – звания заслуженного профессора по кафедрам литургики и стилистики русского языка.
А. И. Георгиевский совмещал преподавательскую работу в академии с трудами в других учреждениях Московского Патриархата. С 1950 по 1953 год исполнял обязанности ответственного секретаря редакции "Журнала Московской Патриархии", редактировал Православный церковный календарь, сборник "Богослужебные указания". С 1954 по 1959 год – член Отдела внешних церковных сношений.
От Московских Духовных школ избирался членом Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1945 и 1971 годов.
Широко известны работы А. И. Георгиевского, изданные Московской Патриархией. В 1951 году вышла его книга "Чинопоследование Божественной литургии", получившая высокую оценку в церковном мире и переведенная на иностранные языки. Много его статей, преимущественно литургического содержания, опубликовано в "Журнале Московской Патриархии", в сборнике "Богословские труды", в зарубежных церковных периодических изданиях.
Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника – "Пасха" (с древнееврейского – переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. "Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...", – воспевал боговдохновенный поэт святой Иоанн Дамаскин.
Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.
Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения.
Богослужение кануна праздника – Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения.
В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого Василия Великого, после входа с Евангелием и пения "Свете Тихий...", читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий 1. После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих "Славно бо прославися" и в заключение чтения паримий – "Господа пойте и превозносите Его во веки". В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении.
Пение за литургией вместо "Трисвятаго" "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола (Рим. 6, 3–11), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.
Перед чтением Евангелия, во время пения, вместо "Аллилуия", стиха 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...", содержащего пророчество о силе Воскресшего Господа, и пения других стихов этого псалма священнослужители переоблачаются из темных облачений в светлые (белые), чтобы принять в свои сердца и сердца молящихся радостное евангельское благовестие о Воскресении Христовом (Мф. 28, 1–20) в светлых облачениях, подобно первым свидетелям и вестникам Воскресения Христова – святым ангелам, явившимся во Гробе Господа, вид которых "был, как молния, и одежда бела, как снег". Темные одежды снимаются также с престола, жертвенника и аналоев, чтобы ко времени чтения Евангелия все было облачено в светлые одеяния.
Вместо "Херувимской" поется умилительная песнь "Да молчит всякая плоть человеча...", в которой раскрывается таинственный смысл совершаемого великого входа около Плащаницы. Святая Церковь внушает верующим сомкнуть свои греховные уста, отложить все земное и помышлять о "Царе царствующих и Господе господствующих", давшем Себя "в снедь верным". Сам Он после добровольных Крестных страданий ради вечного спасения людей теперь "плотию субботствует".
Задостойник "О Тебе радуется..." заменяется пением ирмоса 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия". В этом песнопении, так же как и в словах причастна: "Воста, яко спя, Господь и воскресе спасаяй нас", виден переход от состояния уничижения Господа к радости Его Востания из Гроба.
Согласно древнему обычаю, для подкрепления сил молящихся по отпусте литургии (так по Уставу) положено совершать освящение хлебов и вина и раздавать хлеб остающимся в храме до наступления пасхального торжества.
Далее священным приготовлением к встрече Светлого Дня Пасхи является благоговейное слушание до предпразднственной полунощницы чтения книги Деяний апостольских, в которой засвидетельствована истина Воскресения Христова.
Богослужение Светлого Праздника начинается последованием полунощницы, на которой поется канон Великой Субботы "Волною морскою...". Однако скорбь от переживания Страстей Христовых при пении этого канона в Субботу на утрени здесь постепенно ослабляется и переходит в радостное ожидание Воскресения Христова.
Во время пения "Не рыдай Мене, Мати..." открываются царские врата, через которые священнослужители исходят из алтаря к Плащанице, совершают каждение ее и при пении слов: "Востану бо и прославлюся..." – вносят Плащаницу на своих главах в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются, и полагают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.
В полночь, в ожидании наступления священной минуты Воскресения Христова, священнослужители в алтаре в полном праздничном светлом облачении, с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами стоят в молитвенной сосредоточенности. Настоятель, держа в левой руке пасхальный трисвещник с Крестом, а в правой – кадило, наполненное фимиамом (благоуханием), совершает с диаконом, держащим в руке пасхальную свечу, каждение Престола. В это время все молящиеся зажигают свечи и с благоговением слушают пение священнослужителей, доносящееся из закрытого алтаря, который знаменует Небо: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли, сподоби чистым сердцем Тебе славити". Священнослужители во второй раз поют эти слова тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат – в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле.
Открываются царские врата, и священнослужители исходят из алтаря с пением в третий раз: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех", а хор от лица молящихся продолжает: "И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Начинается трезвон.
Крестный ход выходит из храма через западные двери и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами "зело рано ко Гробу", обходит вокруг храма с пением "Воскресение Твое, Христе Спасе..." и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом. Трезвон в это время прекращается. Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: "Слава Святей, и Единосущней!.." – и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, вместе с духовенством поет трижды всерадостный тропарь Святой Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".
В этом тропаре содержится основная мысль Праздника, что Христос воскрес, Своею смертию попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни.
Вслед за настоятелем хор трижды повторяет: "Христос воскресе..."
Священнослужители пением стихов псалма пророка Давида: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его..." – трогательно выражают крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением "Христос воскресе..." как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная.
Далее, можно сказать, ветхозаветные праведники исповедуют исполнение своих ожиданий через пение священнослужителями "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", на что певцы и верующие с еще большим воодушевлением отвечают: "И сущим во гробех живот даровав". Открываются двери храма, который оглашается пением "Христос воскресе...". Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы – в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.
Диакон с амвона произносит великую ектению, держа возжженную свечу, как и во время всех других ектений. Молящиеся также стоят со свечами – в знак пламенеющей любви к Воскресшему Господу.
За великой ектенией непосредственно поется пасхальный канон с припевом к каждому тропарю "Христос воскресе...". Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высокими мыслями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.
Каждую песнь канона начинают петь священнослужители в алтаре. Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: "Христос воскресе!", чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: "Воистину воскресе!"
Есть обычай, согласно которому священнослужители перед выходом на каждение переоблачаются в знак радости о Воскресшем Господе.
Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасителя.
В песнопении ипакои: "Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от Гроба, слышаху от ангела..." – повествуется о том, как жены-мироносицы узнали о Воскресении Господа.
В кондаке праздника: "Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне..." – кратко излагается само событие Воскресения Христова, а в икосе: "Еже прежде солнца..." – свидетельствуется о переживаниях святых жен-мироносиц в Святую ночь.
После 8-й песни канона, заканчивающейся прославлением Святой Троицы, диакон, держа свечу и кадило, возглашает на солее перед иконой Богоматери припев 9-й песни: "Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца" – и совершает, во образ ангела, каждение, приветствуя молящихся: "Христос воскресе!" А хор в это время поет ирмос и самую ангельскую пасхальную песнь Богородице: "Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый. Людие, веселитеся!"
Ексапостиларий Пасхи: "Плотию уснув, яко мертв..." – изъясняет, что Господь Иисус Христос Своим тридневным Воскресением упразднил смерть. Поэтому смерть называется у христиан сном или упокоением.
Во время пения стихир Пасхи: "Воскресения день! И просветимся торжеством..." – при словах: "...и друг друга обымем! Рцем: братие!.." – священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14–35) радостно приветствуют друг друга. "Христос воскресе!" – восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: "Воистину воскресе!" – и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.
После христосования священнослужителей пасхальные приветствия становятся всеобщими. Они сопровождаются взаимным троекратным целованием друг друга в духе любви Христовой как выражение примирения, любви и истинной радости о вечном спасении. Кроме того, при приветствии в знак Воскресения Господа из Гроба принято дарить друг другу красные яйца, ибо яйцо служит для христиан символом воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта, как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая, вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.
Начало дарения красных яиц, как и пасхальные приветствия, восходит к апостольским временам.
Церковное Предание повествует, что святая Мария Магдалина, явившись по Вознесении Господнем в Рим к императору Тиверию, вручила ему красное яйцо со словами: "Христос воскресе!" – и таким образом начала проповедь о Христе Распятом и Воскресшем.
По примеру равноапостольной Марии Магдалины первые христиане при пасхальном приветствии, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Спасителя, также дарили друг другу красные яйца. Этот обычай свято соблюдается в Православной Церкви.
В конце Светлой утрени Святая Церковь словами замечательного по глубине мысли и силе чувства Огласительного Слова на Святую Пасху святого Иоанна Златоустого призывает всех насладиться настоящим светлым торжеством веры и войти в радость Господа Воскресшего.
К Огласительному Cлову Святая Церковь присоединяет пение тропаря великому вселенскому учителю святому Иоанну Златоустому в благодарственное прославление его памяти за святительские труды его.
В заключительной части Светлой утрени, в праздничном отпусте: "Христос, воскресый из мертвых...", который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: "Христос воскресе!" – Святая Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.
По многолетнах поется первый час, который, как и другие пасхальные часы, состоит из песнопений, прославляющих Святую Пасху.
Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные часы и литургия по чину святого Иоанна Златоустого.
По начальном литургийном возгласе: "Благословено Царство..." – священнослужители поют: "Христос воскресе..." – и стихи: "Да воскреснет Бог...", возвещая этим радостным песнопением, что литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет само событие Воскресения Христова.
При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: "Христос воскресе!"
Впении пасхальных антифонов: "Воскликните Господеви, вся земля!.." (Пс. 65), "Боже, ущедри ны и благослови ны..." (Пс. 66), а также в произнесении входного стиха: "В церквах благословите Бога..." – Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.
За пением "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся..." читается Апостол из книги Деяний (1, 1–8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам.
Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин. 1, 1–17): "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог..." Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском 2, на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мира, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца.
По древней практике Русской Церкви, Евангелие на литургии первого Дня Пасхи читается на разных языках – в знак того, что Воскресение Христово проповедуется всем народам мира.
Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.
Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости.
К особенностям службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: "Светися, светися, Новый Иерусалиме..." – с припевом: "Ангел вопияше Благодатней..." – и многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: "Христос воскресе из мертвых", который поется вместо "Благословен Грядый...", "Видехом Свет истинный...", "Да исполнятся уста наша...", "Буди Имя Господне...", "Благословлю Господа..." и во время причащения мирян.
По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, именуемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой "в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения" Господа нашего Иисуса Христа.
Обычай освящать артос сохраняется в Церкви от святых апостолов, которые по Вознесении Господа от земли на Небо, каждый раз собираясь на общую трапезу, в воспоминание о явлениях и действиях Воскресшего Учителя оставляли первое место незанятым и полагали перед ним хлеб – в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует и благословляет их трапезу.
В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и болезни, о даровании здравия вкушающим святой артос 3.
Артос остается в храме на аналое в течение всей Светлой седмицы в воспоминание тех чудесных явлений Воскресшего Господа, свидетелями и очевидцами которых были апостолы, а также в знак невидимого присутствия среди верующих Воскресшего Господа.
В заключение пасхальной литургии священник вместо "Слава Тебе, Христе Боже..." поет первую половину тропаря "Христос воскресе...", а хор заканчивает: "И сущим во гробех..."
Далее священник произносит праздничный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: "Христос, воскресый из мертвых...", и заканчивает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (трижды): "Христос воскресе!" Верующие отвечают: "Воистину воскресе!"
Хор поет (трижды): "Христос воскресе..." (быстрым напевом) – и заканчивает: "И нам дарова живот вечный; покланяемся Его тридневному Воскресению".
Под торжественный колокольный звон верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном восторге приветствуют друг друга: "Христос воскресе!" – "Воистину воскресе!"
1. В Великую Субботу, на утрени и вечерне с литургией святого Василия Великого, пред святой Плащаницей произносятся ектении, читаются входные молитвы к литургии, паримии, Апостол и Евангелие, совершаются малый – с Евангелием и великий – с Дарами вход, читается заамвонная молитва. Только причащение народа бывает, как обычно, на солее чести ради Святых Христовых Таин. На солее совершается и освящение хлебов и вина.
2. Латинском.
3. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и раздается для вкушения верующим. Верующие, получив артос, хранят его и вкушают с величайшим благоговением.
Издание:
Георгиевский А. /И./ Пасхальное богослужение // Журнал Московской Патриархии. 1996, № 4-5.
Первоначальный файл с сайта liturgica.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.04.2016.